Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8322

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36 

 

Рис. 2.1 – Характеристика инновационного государства 

Основные  направления  государственной  политики  по  развитию  иннова-

ционной деятельности

2

•  развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, техноло-

гий и инноваций; 

•  повышение  инновационной  активности  бизнеса  и  ускорение  появле-

ния новых инновационных компаний; 

•  максимально  широкое  внедрение  в  деятельность  органов  государ-

ственного управления современных инновационных технологий; 

•  формирование  сбалансированного  и  устойчиво  развивающегося  сек-

тора исследований и разработок; 

                                                                                                                                            

1

Официальный  сайт  Минэкономразвития  России  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа: 

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1  (дата  об-
ращения: 27.02.2017). 

2

Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 

2020 года  :  Распоряжение  Правительства  РФ  от  08.12.2011  № 2227-р  //  Собрание  законода-
тельства РФ. – 2012. – № 1. – 02 янв. 

Внедрение инноваций в системе государственного управления

Инновационные технологии, в т. ч. «электронное правительство»
Обновление и повышение квалификации кадрового состава
Повышение открытости государственной власти для внешнего мира: перевод
на английский язык сайтов госорганов в сети Интернет и ключевых
документов, обучение госслужащих

Инновации в инфраструктурных отраслях и социальной сфере

Концепции инновационного развития образования, здравоохранения,
культуры, соц. обслуживания, жилищного строительства и ЖКХ, агропрома
Снятие регуляторных ограничений на распространение инноваций
Программы институционального развития государственных академий

Госзакупки как инструмент стимулирования инноваций

Создание федеральной контрактной системы
Совершенствование способов и процедур размещения госзакупок,
конкурсных процедур, в т. ч. процедур закупки НИОКР
Пилотные проекты по планированию госзакупок, включающих
инновационный компонент
Информационная база об инновационных продуктах и компонентах


background image

37 

•  обеспечение  открытости  национальной  инновационной  системы  и 

экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания 
и использования нововведений; 

•  активизация  деятельности  по  реализации  инновационной  политики, 

осуществляемой органами государственной власти субъектов Россий-
ской Федерации и муниципальными образованиями. 

В рамках указанных направлений государственной политики планируют-

ся следующие мероприятия

1

•  создание эффективных материальных и моральных стимулов для при-

тока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпри-
нимателей,  творческой  молодежи  в  сектора  экономики,  определяю-
щие  ее  инновационное  развитие,  а  также  в  обеспечивающие  это 
развитие образование и науку; 

•  повышение восприимчивости населения к инновациям – инновацион-

ным продуктам и технологиям; 

•  увеличение численности инновационных предпринимателей; 

•  создание в обществе атмосферы терпимости к риску; 

•  пропаганда  инновационного  предпринимательства  и  научно-техни-

ческой деятельности; 

•  адаптация системы образования с целью формирования у населения с 

детства необходимых для инновационного общества и инновационной 
экономики  знаний,  компетенций,  навыков  и  моделей  поведения,  а 
также формирование системы непрерывного образования. 

Принципами государственной политики по развитию инновационной де-

ятельности являются

2

•  выявление проблем и путей их решения с использованием набора ин-

новационных  инструментов  в  сферах,  характеризующихся  недоста-
точной предпринимательской активностью; 

•  тесное  взаимодействие  государства,  бизнеса  и науки  как при опреде-

лении приоритетных направлений технологического развития, так и в 
процессе их реализации; 

                                           

1

Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 

2020 года  :  Распоряжение  Правительства  РФ  от  08.12.2011  № 2227-р  //  Собрание  законода-
тельства РФ. – 2012. – № 1. – 02 янв. 

2

Там же. 


background image

38 

•  создание  стимулов  и  условий  для  технологической  модернизации  на 

основе  повышения  эффективности  компаний  с  использованием  ком-
плекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного 
регулирования; 

•  обеспечение  инвестиционной  и  кадровой  привлекательности  иннова-

ционной активности; 

•  прозрачность расходования средств на поддержку инновационной де-

ятельности; 

•  ориентация  при  оценке  эффективности  организаций  науки  и  образо-

вания,  инновационного  бизнеса  и  инфраструктуры  инноваций  на 
международные стандарты; 

•  стимулирование  конкуренции  как  ключевой  мотивации  для  иннова-

ционного  поведения  (в  том  числе  в  секторе исследований  и разрабо-
ток); 

•  координация  и  взаимоувязка  бюджетного,  налогового,  внешнеэконо-

мического и других направлений социально-экономической политики 
как  необходимое  условие  решения  ключевых  задач  инновационного 
развития. 

В  научной  литературе  отмечается,  что государственное  регулирование  в 

инновационной сфере может осуществляться по следующим направлениям

1

•  определение и поддержка приоритетных направлений инновационной 

деятельности  государственного,  отраслевого,  регионального  и  мест-
ного уровней; 

•  формирование  и  реализация  государственных,  отраслевых,  регио-

нальных и местных инновационных программ; 

•  создание нормативно-правовой базы и экономических механизмов для 

поддержки и стимулирования инновационной деятельности; 

•  защита прав и интересов субъектов инновационной деятельности; 

•  финансовая поддержка выполнения инновационных проектов; 

•  стимулирование  финансово-коммерческих  структур,  осуществляю-

щих кредитование и венчурное финансирование инновационных про-
ектов; 

                                           

1

Технопарки  в  инфраструктуре  инновационного  развития  :  монография  /  Т. А. Едкова, 

А. В. Калмыкова, Н. Б. Крысенкова и др. ; под ред. Л. К. Терещенко. – М. : ИЗиСП, ИНФРА-
М, 2014. – 245 с. 


background image

39 

•  установление  льготного  налогообложения  субъектов  инновационной 

деятельности; 

•  поддержка функционирования и развития национальной инновацион-

ной инфраструктуры. 

Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляет-

ся ее субъектам в соответствии со следующими принципами

1

1)  равенство  прав  субъектов  инновационной  деятельности,  отвечающих 

требованиям Федерального закона, на получение государственной поддержки; 

2)  предоставление  государственной  поддержки  индивидуально  опреде-

ленному  субъекту  инновационной  деятельности  (адресность  государственной 
поддержки); 

3)  оптимизация  государственной  поддержки  путем  возможности  сочета-

ния различных ее форм и способов реализации с учетом особенностей субъекта 
инновационной деятельности, этапа инновационной деятельности, результатов 
научной  и  научно-технической  деятельности,  используемых  при  производстве 
инновационной продукции, вида и типа производимой инновационной продук-
ции  и  других  существенных  показателей,  установленных  в  Федеральном  за-
коне, иных нормативных правовых актах Российской Федерации; 

4)  постоянное  совершенствование  форм  государственной  поддержки  и 

способов ее реализации; 

5)  рациональность  предоставления  государственной  поддержки,  исклю-

чающая  необоснованное  финансирование  аналогичных  инновационных  про-
грамм и проектов;  

6) опора на государственно-частное партнерство;  
7) предоставление государственной поддержки на определенный срок; 
8) сочетание государственной поддержки инновационной деятельности с 

государственной поддержкой научной или научно-технической деятельности. 

Формы государственной поддержки инновационной деятельности

2

1. Государственная финансовая поддержка субъектам инновационной де-

ятельности  оказывается  в  форме  субсидии  за  счет  средств  бюджетов  бюджет-
ной системы Российской Федерации (далее – бюджетные субсидии), в том чис-

                                           

1

Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам экспертизы зако-

нопроекта  №  495392-5  [Электронный  ресурс]  //  Официальный  сайт  Государственной  Думы 
Федерального Собрания Российской Федерации. – Режим доступа:  
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=495392-5&02  (дата 
обращения: 27.02.2017). 

2

Там же. 


background image

40 

ле  в  целях  предоставления  грантов,  государственных  гарантий  по  кредитным 
обязательствам субъектов инновационной деятельности и в иных предусматри-
ваемых нормативными правовыми актами Российской Федерации формах. 

2.  Налоговое  и  таможенное  стимулирование  субъектов  инновационной 

деятельности. 

3.  Организационно-правовая  поддержка  субъектов  инновационной  дея-

тельности к которой относится: 

•  разработка  и  утверждение  в  установленном  порядке  приоритетных 

направлений развития науки, технологий и техники Российской Феде-
рации,  перечня  критических  технологий  федерального  уровня,  про-
гнозов  технологического  развития  Российской  Федерации,  обеспече-
ние их инновационной направленности; 

•  разработка  и  реализация  за  счет  средств  бюджета  федеральных  и  ре-

гиональных  программ  и  проектов  инновационной  направленности, 
обеспечение  разработки  и  реализации  отраслевых  (ведомственных) 
программ инновационной направленности; 

•  участие  государства  в  продвижении  инновационной  продукции  на 

внутренний  рынок  путем  размещения  государственных  заказов  и  за-
купки инновационной продукции для государственных нужд; 

•  создание  и  содействие  созданию  субъектов  инновационной  деятель-

ности,  субъектов  инновационной  инфраструктуры,  государственных 
институтов развития инновационной направленности; 

•  создание организационных и правовых условий для ресурсного обес-

печения инновационной деятельности, в том числе обеспечение инно-
вационной  деятельности  государственными  информационными  ре-
сурсами,  а  также  подготовка,  переподготовка  и  повышение  квали-
фикации  кадров,  осуществляющих  инновационную  деятельность, 
подготовка  специалистов  по  инновационному  менеджменту  за  счет 
средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 

•  охрана прав и законных интересов авторов результатов научной и/или 

научно-технической деятельности и иных правообладателей; 

•  техническое регулирование в интересах технологического перевоору-

жения производства на основе отечественных и зарубежных результа-
тов научной и научно-технической деятельности;