Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Теория государства и права – это основная общеюридическая наука, которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Вопрос о происхождении права является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях его появления права, выявляя причины происхождения права, исследуя их развитие. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии, психологические и социальные реалии.
Возникновение государства и права происходит практически одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.
Рождение права и государства процесс крайне противоречивый и в то же время закономерный. Их появление – знак того, что человеческая общность достигла определенной ступени организации.
Актуальность исследования заключается в том, что изучение современных теорий происхождения права позволяет рассмотреть и изучать закономерность развития права в современный период.
Целью настоящей работы является исследование основных концепций происхождения права. В связи с поставленной целью, перед настоящей работой стоят следующие задачи:
- Дать общую характеристику теориям происхождения права;
- Исследовать теорию естественного права;
- Рассмотреть юридический позитивизм;
- Изучить марксистско-ленинскую теорию;
- Проанализировать социологическую теорию;
- Исследовать психологическую теорию права.
Методологическую основу исследования составили следующие методы познания: диалектический метод, наблюдение, описание, сравнение, синтез и обобщение данных, логическое моделирование, системно-структурный, исторический, сравнительно-правовой анализ изучаемого материала.
1. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Право, как система общеобязательных для данного общества норм поведения, сегодня является неотъемлемой частью нашей жизни и во многом кажется обыденным явлением. Ежедневно в мире издаются тысячи нормативно-правовых актов, от указов глав государств до распоряжений директоров местных учреждений, принимаются сотни постановлений, десятки федеральных законов. Власть в каждом регионе, каждой стране и на интернациональном уровне представляет собой хорошо отлаженную систему, механизм. Люди настолько привыкли к этому, что иногда не ощущают полного подчинения своей жизни каким-либо нормативным актам. Мы, кажется, давно забыли, что такая система правопорядка функционировала далеко не всегда и не везде. Были (и остаются) абсолютные и конституционные монархии, давно забыты деспотические формы правления. Но было время, когда «права» в нашем сегодняшнем представлении не было вообще. Не было письменных законов, указов, других нормативных актов. Решения о справедливости выносились старейшинами и были крайне субъективными[1].
Так откуда же возник один из интереснейших институтов жизни нашего общества – институт права, а вместе с ним и государственность?
Существующие школы и теории происхождения права могут выражать интересы различных социальных сил, меняются интересы - меняются взгляды на право. По мере развития истории под давлением сложившихся исторических, экономических и политических предпосылок зарождались и успешно развивались при помощи своих сторонников различные течения.
Существование нескольких школ и теорий о праве имеет свои причины:
- возникновение теорий на разных этапах развития общества, каждый этап выдвигает свои проблемы, которые и отражаются в теориях права;
- связь теории о праве с разными философским воззрениями;
- обусловленность теории национальными, религиозными традициями, особенностями формирования правовых систем в той или иной стране;
- одной из важных предпосылок множественности теорий является сложность механизма правового регулирования, который предполагает наличие различных элементов: норм права, юридических фактов, правоприменительных актов, в том числе и судебных, влияние на право и правовое регулирование правосознания, нравственности с их представлением о добре и зле, справедливости, разумности, добросовестности и т.д.
- кроме того, право как социальный институт, связанный с экономикой, политикой, интересами классов и социальных групп и индивидов, в своем регулировании взаимодействует с корпоративными и иными социальными нормами.
Каждая теория берет за основу один-два феномена, участвующих в правовом регулирование.
Рассмотренные современные теории возникновения права страдают определенной односторонностью подходов. На формирование теории оказывает государство, развивающаяся в той или иной отрезок времени.
2. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Проблема естественного правопонимания не нова. Тем не менее, эта правовая конструкция остается важной сферой научного интереса. Практически в любом современном государстве может «вызревать» и обосновываться собственная правовая философия как совокупность господствующих в обществе научных мнениях о юридически «должном» и «сущем», о правомерном и противоправном поведении. Нельзя не признать субъективность правопонимания, его зависимость от множества факторов, в том числе и от того, что именно воспринимается в праве в качестве доминанты. Не менее значимым представляется соотношение правовой доктрины с определенной цивилизацией, к которой относят то или иное государство[2].
Теория естественного права зародилась в Древней Греции и Древнем Риме, но основное распространение получила в ХVII-ХVIII веках. Во второй половине ХIХ в. была вытеснена юридическим позитивизмом, однако в ХХ в. возродилась вновь. В настоящее время имеет значительное распространение в отечественной юриспруденции[3].
Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право
Основными представителями теории общественного договора (естественного права) являются: Локк Джон, Гоббс Томас, Руссо Жан Жак, Александр Николаевич Радищев и т.д..
Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.
Эти мыслители полагали, что природное (естественное) право представляет закон справедливого разума, на котором строится мироздание интеллектуальных сообществ людей. Вместе с тем отношение естественного права к праву положительному сторонниками данного учения понималось двояко: с одной стороны, естественное право лежало в основе положительного, а с другой - оно служило критерием для оценки писаных юридических норм, являясь инструментарием для его совершенствования. Апологетам естественной школы права не удалось установить единую систему природных правил поведения. Всякий представитель естественно-правового учения отталкивался от своих «аксиом» и строил собственную структуру юридических стереотипов[4].
Основная идея теории естественного права состоит в том, что в обществе наряду с позитивным правом, которое создается государством, существует и так называемое естественное право, которое не создается никем, а возникает само по себе и вытекает либо из природы человека, либо из природы вещей, либо из универсального вселенского порядка. Позитивное право – это законы, нормы, которые устанавливаются или санкционируются, т.е. признаются государством и, как правило, письменно закреплены. Естественное же право – это неписаное право, которое «живет» в сознании людей, в их представлениях о добре, свободе, справедливости, о естественных, неотъемлемых правах, свойственных человеку от рождения (праве на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д.). Государство не может посягать на естественные права человека и должно их уважать.
Поскольку естественное право трактовалось как право, складывающееся в обществе само по себе, оно считалось единственно правильным и рассматривалось в качестве критерия позитивного права. С точки зрения сторонников теории естественного права позитивное право только тогда может считаться правом, когда оно основывается на естественном праве и соответствует ему. Исходя из этого, теория естественного права различает право и закон. Она не сводит право к закону, установленному государством, поскольку последний может и не соответствовать естественному праву[5].
Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней.
Основные положения теории естественного права являются следующие[6]:
- Право и закон – не одно и то же. Законы (писаное, «позитивное» право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами, право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер.
- Право – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость).
- Фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности.
- Не всегда законы соответствуют естественному праву.
- Права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.
Достоинствами теории естественного права являются:
- прогрессивность;
- признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;
- допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (т.е. нормам справедливости);
- обоснование необходимости приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.
К основным недостаткам теории естественного права относятся:
- прямое отождествление права и морали;
- противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, т.е. конкретных формально определенных юридических норм и абстрактных идей;
- преувеличение роли неписаного права;
- различное понимание людьми идей справедливости.
Итак, согласно данной парадигме право понимается не как законодательно установленная и потому общеобязательная система поведения, а скорее наоборот, как общеобязательная и поэтому законодательно зафиксированная. Право здесь – некая идеальная модель поведения. Поэтому она и отождествляется с моралью. Государство не может написать право. Право уже написано – природой, «естеством». Государство пишет закон – «искусственное», «позитивное» право, которое далеко не всегда бывает справедливо и соответствует естественному, истинному праву. Чем больше плоскость соприкосновения у закона с естественным правом, тем более порядочен по отношению к своим согражданам правитель, законодатель и тем более такой правитель по-настоящему достоин быть правителем.
3. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
Основные представители – Д. Остин, К. Бергбом, Г.Ф. Шершеневич. Данная теория возникла в середине ХIХ в. как теория, оппозиционная теории естественного права. Юридический позитивизм отвергал идею естественного права, считая её заблуждением. Для него право – это только позитивное право, т.е. нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством и адресованные членам общества. В виду того, что эти нормы закрепляются преимущественно в издаваемых государством нормативных актах, законах, то право и есть законы, установленные государством. При этом не бралось во внимание, какими бы ни были эти законы, демократическими или недемократическими, гуманными или негуманными, справедливыми или несправедливыми. Данные законы все равно являются правом, поскольку теорию юридического позитивизма совершенно не интересовало содержание законов, их направленность, цели, с которыми они создаются, принципы, на которых они основаны[7].
Нормативизм, основоположником которого считается Г. Кельзен, является близким по духу юридическому позитивизму. Нормативизм возник в первой половине ХХ в., как «чистое учение о праве». «Чистота» этого учения по Кельзену состоит в том, что оно изучает только право, освобождая право от всего того, что им не является[8].
Главная идея нормативизма заключалась в концепции о том, что право – это сфера долженствования, это ступенчатая система, пирамида норм, содержащих правила должного поведения и закрепленных в законах и иных официальных актах государства. Вершину этой пирамиды составляет некая (гипотетическая) основная норма, которая принимается законодателем за исходную для обоснования всего правопорядка. Из основной нормы вытекают все остальные нормы права, вплоть до так называемых индивидуальных норм, создаваемых судебными и административными органами при решении конкретных дел. Вследствие этого право трактуется как замкнутая регулятивная система, в которой нормы находятся в строгой иерархии (соподчинении) и каждая норма приобретает обязательность благодаря только тому, что соответствует норме более высокой силы[9].