Файл: Понятие о тестировании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опросник нашел достаточно широкое распространение в психодиагностических исследованиях стран СНГ. Однако адап­тация «Шестнадцать личностных факторов» опросника не завершена, не­смотря на проведенную проверку соответствия зарубежных и отечественных нор­мативных данных. Анализ воспроизводимости факторов опросника на русскоязычных выборках (Ю.М. Забродин с соавторами, 1987) показывает, что нельзя считать гомогенными факторы А, С, I, L, М, N, Q, Q (от одной четверти до одной трети вопросов отечественного варианта «Шестнадцать личностных факторов» опросника не коррелируют значимо с соответствующим фактором). Это требует переформулирования вопросов (утверждений) или отказа от диагностических категорий Р. Кэттелла.

В 1990 г. В.М. Русаловым н О.В. Гусевой на основе выделенных гомогенных шкал предложен сокращенный вариант опросника под названием 8 РF (70 вопросов).

Выводы по первой главе

На основе проведенного анализа психологической литературы можно сделать вывод, что структурой современного тестирования является:

а) общая теория психологического измерения,

б) частные теории и методики измерения свойств и поведения личности,

в) теории и методики оценивания, или внетестовая диагностика.

Психологическое тестирование (греч. - способный распознавать) является областью психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Одно из важнейших требований к тестированию это:

  1. Надежность;
  2. Валидность;
  3. Стандартизация.

Стандартизация является инструментом измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых. Не менее существенны для психологического метода, требования к надежности и валидности инструмента измерения, а также жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.). Задача, стоящая перед психологическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.


ГЛАВА 2. Методы исследования детей младшего школьного возраста

2.1.Общая характеристика выборки и методов исследования

Цель эмпирического исследования: диагностика развития младшего школьника.

Практическими задачами нашего исследования являются:

  • исследовать личностные особенности младшего школьника;
  • подобрать методики диагностики личностных особенностей младшего школьника и провести по ним тестирование.

Этапы исследования:

1. Исследовать и проанализировать развитие личности младшего школьника по следующим критериям:

  • личностные особенности младшего школьника;
  • школьная мотивация.
  1. Обработка эмпирических данных (таблицы).
  2. Количественно-качественный анализ результатов исследования.

Методики исследования:

  1. Тест «Исследование личностных особенностей младшего школьника (Р. Кеттелл, Р.В. Коан);
  2. Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).

Объект исследования: личность младшего школьника.

Обоснование выбора методик:

- методика Кеттела является наиболее оптимальной для исследования личности младшего школьника, это связано с тем, что во многих исследованиях она уже не раз использовалась и оправдала свои возможности;

- ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная, для определения уровня мотивации данная анкета наиболее оптимальная, т.к. она рассматривает отношение обучающегося с нескольких ракурсов (школа, дом, улица).

Исследование личностных особенностей младшего школьника тест «Многофакторный личностный опросник» (Р. Кеттелла, Р.В. Коана)

Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р.Б.Кеттеллом и Р.В.Коаном. В описываемом варианте он содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований (см. Приложение 1-3).

Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Разработана специальная анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся. В неё включено 10 вопросов, отражающих отношения детей к школе, к учебному процессу.

Преимущество анкетного метода состоит в том, что оно позволяет за короткое время опросить большое количество испытуемых. Получаемая информация становится беднее и нередко менее надежно. Ведь дети могут списывать друг у друга, пропускать вопросы, отвечать на некоторые из них так, чтобы показать себя с лучшей стороны, и прочее. Но анкетный опрос является хорошим дополнением к другим диагностическим методикам, и сочетание всех этих исследовательских приемов дает возможность полнее и глубже узнать особенности каждого испытуемого (см. Приложение 4).


Анализ результатов исследования

Исследование проводилось в четыре этапа:

1 этап – осуществляется диагностика по выше перечисленным методикам.

2 этап – обработка эмпирических данных (таблицы, гистограммы).

3 этап – анализ полученных результатов.

4 этап – определяется взаимосвязь методик.

Анализ результатов исследования личностных особенностей младшего школьника при помощи теста «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла и Р.В. Коана

В исследовании приняло участие 30 детей младшего школьного возраста: из них 15 – мальчики; 15 – девочки. Обследование проводилось индивидуально. В ходе исследования мы получили следующие результаты.

Таблица 1

Результаты текста адаптированного модифицированного варианта детского личностного опросника Кеттелла для девочек

Имя ученика

A

B

C

D

E

F

G

H

I

O

1. Маша Г.

+2

-3

+5

+1

-4

+3

-2

+5

+4

-1

+3

-2

+1

-4

+3

-2

+3

-2

+1

-4

+4

-1

2.Алиса М.

+1

-4

+2

-3

+5

+3

-2

+3

-2

+4

-1

+3

-2

+4

-1

+3

-2

+4

-1

+3

-2

+3

-2

3.Ангелина К.

+3

-2

+3

-2

+4

-1

+2

-3

+2

-3

+1

-4

+1

-4

+3

-2

+1

-4

+4

-1

+5

+1

-4

4.Катя М.

+3

-2

+2

-3

+3

-2

+4

-1

+5

+2

-3

+5

+3

-2

+3

-2

+2

-3

+4

-1

+3

-2

5.Ника Ю.

+4

-1

+4

-1

+3

-2

+1

-4

+3

-2

+2

-3

+2

-3

+4

-1

+3

-2

+3

-2

+1

-4

+3

-2

6. Настя Р.

+4

-1

+3

-2

+2

-3

+4

-1

+1

-4

+5

+2

-3

+5

+2

-3

+4

-1

+3

-2

+4

-1

7. Маруся Н.

+3

-2

+1

-4

+5

+1

-4

+3

-2

+2

-3

+1

-4

+4

-1

+2

-3

+3

-2

+2

-3

+4

-1

8.Юля С.

+5

+3

-2

+1

-4

+2

-3

+3

-2

+4

-1

+1

-4

+1

-4

+3

-2

+1

-4

+1

-4

+4

-1

9. Яна К.

+1

-4

+2

-3

+4

-1

+2

-3

+4

-1

+2

-3

+3

-2

+1

-4

+5

+2

-3

+4

-1

+4

-1

10. Ира Р.

+5

+3

-2

+4

-1

+3

-2

+5

+3

-2

+1

-4

+2

-3

+1

-4

+4

-1

+3

-2

+2

-3

11.Настя М.

+3

-2

+2

-3

+3

-2

+4

-1

+5

+2

-3

+5

+3

-2

+3

-2

+2

-3

+4

-1

+3

-2

12.Лиля А.

+5

+3

-2

+4

-1

+3

-2

+5

+3

-2

+1

-4

+2

-3

+1

-4

+4

-1

+3

-2

+2

-3

13. Марина Ш

+1

-4

+2

-3

+4

-1

+2

-3

+4

-1

+2

-3

+3

-2

+1

-4

+5

+2

-3

+4

-1

+4

-1

14.Настя С.

+5

+3

-2

+1

-4

+2

-3

+3

-2

+4

-1

+1

-4

+1

-4

+3

-2

+1

-4

+1

-4

+4

-1

15. Жанна А.

+3

-2

+1

-4

+5

+1

-4

+3

-2

+2

-3

+5

+2

-3

+4

-1

+3

-2

+2

-3

+4

-1

«+»

3,2

2,6

3,4

2,5

3,5

2,8

2,7

2,3

2,9

2,8

2,7

3,3

«-»

1,8

2,4

1,6

2,5

1,5

2,2

2,3

2,7

2,1

2,2

2,3

1,7


Таким образом, мы видим, что для девочек из группы обследования в основном характерны оценки факторов «+». Рассмотрим на примерах:

Оценки А+ (3,2-70%)характеризуются сильными колебаниями настроения и эмоциональностью.

Оценки А- (1,8-30%) характерны для холодных и расчетливых людей, не стремящихся к общению с окружающими.

Оценки В+(2,6-60%)– высокие показатели умственного развития.

Оценки В- (2,4-40%)– характерна дезорганизация мыслительных процессов.

Оценки С+ (3,4) характерныдля 70% опрошенных–характерны для людей с высоким уровнем адаптации к окружающим изменениям.

Оценки С- (1,6) – 30% девочек – для данного человека характерна беспомощность и постоянное чувство подавленности от безысходности ситуации.

Оценки D+ - (2,5) склонны 50% детей –импульсивность и гиперактивность.

Оценки D- (2,5) характерны(50%)– высокий уровень уравновешенности.

Оценки Е+ (3,5) – 80% детей – склонность к доминированию.

Оценки Е- (1,5)– 20 % девочек от общего числа обследуемых (конформность, зависимость).

Оценки F+характерны для 50% - (2,8) – оптимистичность и легкость в подходе ко всему.

Оценки F-характерны для 50% девочек – (2,2) – ответственность и рассудительность.

Оценки G+ (2,7)– 50 % - порядочность.

Оценки G- характерны для 50% девочек младшего школьного возраста – (2,3) – презрительное отношение к нормам поведения.

Оценки Н+набрало 40% детей – (2,3) – смелость и решительность.

Оценки Н- (2,7) – 60% девочек - робость и застенчивость.

Оценки I+(2,9 - 60% респондентов)–мягкость и утонченность.

Оценки I- - (2,1) наблюдается у 40% девочек младшего школьного возраста –мужественность и стойкость.

Оценки О+ характерны (2,8-70% девочек) – тревожность, подавленность.

Оценки О- (2,2)– 30% - бодрость.

Оценки Q3+ (2,7-60% девочек) – высокий уровень организованности.

Оценки Q3- (2,3) -40% от общего числа исследуемых (слабовольность).

Оценки Q4+ (3,3) характерны для 80% детей– невроз и тревожность.

Оценки Q4- (1,2) характерны для 40% девочек младшего школьного возраста (невозмутимость и расслабленность).

Таблица 2

Результаты текста адаптированного модифицированного варианта детского личностного опросника Кеттелла для мальчиков

Имя ученика

A

B

C

D

E

F

G

H

I

O

1. Сережа Д.

+4

-1

+3

-2

+2

-3

+5

+3

-2

+2

-3

+5

+4

-1

+2

-3

+3

-2

+1

-4

+4

-1

2. Саша Т.

+2

-3

+4

-1

+1

-4

+3

-2

+4

-1

+5

+4

-1

+2

-3

+1

-4

+2

-3

+3

-2

+3

-2

3. Алеша М.

+1

-4

+5

+3

-2

+1

-4

+3

-2

+3

-2

+1

-4

+5

+3

-2

+3

-2

+1

-4

+2

-3

4. Максим К.

+3

-2

+1

-4

+1

-4

+2

-3

+2

-3

+3

-2

+1

-4

+4

-1

+4

-1

+5

+3

-2

+2

-3

5. Женя А.

+2

-3

+2

-3

+3

-2

+3

-2

+5

+1

-4

+3

-2

+4

-1

+2

-3

+4

-1

+2

-3

+4

-1

6. Максим К.

+1

-4

+2

-3

+3

-2

+1

-4

+4

-1

+2

-3

+4

-1

+5

+2

-3

+1

-4

+1

-4

+3

-2

7. Илья К.

+5

+3

-2

+4

-1

+3

-2

+1

-4

+3

-2

+2

-3

+3

-2

+4

-1

+1

-4

+2

-3

+2

-3

8.Саша М.

+1

-4

+4

-1

+2

-3

+5

+1

-4

+2

-3

+1

-4

+3

-2

+4

-1

+3

-2

+4

-1

+1

-4

9.Самир Б.

+2

-3

+1

-4

+2

-3

+4

-1

+2

-3

+4

-1

+3

-2

+1

-4

+1

-4

+5

+5

+2

-3

10. Андрей Г.

+4

-1

+3

-2

+1

-4

+3

-2

+4

-1

+3

-2

+3

-2

+3

-2

+5

+2

-3

+3

-2

+2

-3

11.Миша З.

+2

-3

+5

+1

-4

+3

-2

+5

+4

-1

+3

-2

+1

-4

+3

-2

+3

-2

+1

-4

+4

-1

12.Руслан А.

+1

-4

+2

-3

+5

+3

-2

+3

-2

+4

-1

+3

-2

+4

-1

+3

-2

+4

-1

+3

-2

+3

-2

13.Тима У.

+3

-2

+3

-2

+4

-1

+2

-3

+2

-3

+1

-4

+1

-4

+3

-2

+1

-4

+4

-1

+5

+1

-4

14.Никита Б.

+3

-2

+2

-3

+3

-2

+4

-1

+5

+2

-3

+5

+3

-2

+3

-2

+2

-3

+4

-1

+3

-2

15.Рома Ш.

+4

-1

+4

-1

+3

-2

+1

-4

+3

-2

+2

-3

+2

-3

+4

-1

+3

-2

+3

-2

+1

-4

+3

-2

«+»

2,4

2,9

2,5

2,9

2,9

2,7

2,7

3,3

2,7

3,0

2,6

2,6

«-»

2,6

2,1

2,5

2,1

2,1

2,3

2,3

1,7

2,3

2,0

2,4

2,4


При обследовании группы мужского пола, мы так же получили результаты в пользу положительного фактора, как и в группе девочек.

Теперь сравним полученные процентные показатели, объединив в сводную таблицу группу девочек и мальчиков и используем гистограмму (см. Таблицу 3 и Гистограмму 1).

Таблица 3

Сводная процентильная таблица результатов личностного опросника по двум группам (девочки и мальчики младшего школьного возраста)

Факторы

Характеристика

Девочки

Мальчики

1

A

Доброта, сердечность

Обособленность, отчужденность

3,2

1,8

2,4

2,6

2

B

Высокий интеллект

Низкий интеллект

2,6

2,4

2,9

2,1

3

C

Сила «Я»

Слабость «Я»

3,4

1,6

2,5

2,5

4

D

Возбудимость

Флегматичность

2,5

2,5

2,9

2,1

5

E

Доминантность

Конформность

3,5

1,5

2,9

2,1

6

F

Беспечность

Озабоченность

2,8

2,2

2,7

2,3

7

G

Высокая совестливость

Недобросовестность

2,7

2,3

2,7

2,3

8

H

Смелость

Робость

2,3

2,7

3,3

1,7

9

I

Мягкосердечность, нежность

Суровость, жестокость

2,9

2,1

2,7

2,3

10

O

Склонность к чувству вины

Самоуверенность, уверенная адекватность

2,8

2,2

3,0

2,0

11

Контроль желаний

Импульсивность

2,7

2,3

2,6

2,4

12

Напряженность

Расслабленность

3,3

1,7

2,6

2,4