Файл: Понятие о тестировании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для девочек характерна доброта и сердечность; эмоциональная устойчивость; настойчивость и напористость; смелость; мягкосердечность и нежность; склонность к чувству вины; контроль желаний; напряженность.

Тогда как у мальчиков – обособленность и отчужденность; неустойчивость, помимо этого они еще и возбудимы и беспокойны; доминантны; беспечность; высокая совестливость; высокий уровень смелости; склонность к чувству вины; импульсивность; расслабленность.

Для детального изучения результатов исследования используем гистограмму.

Гистограмма 1

Общий уровень доминирующих факторов у девочек и мальчиков

Для обеих групп характерен высокий интеллект.

Результаты исследования по методике Лускановой Н.Г. «Исследование мотивационной готовности к школьному обучению» (анкетный опрос учащихся)

В данном исследовании приняло участие 30 учеников младшего школьного возраста. Результаты занесены в таблицу:

Таблица 4

Результаты тестирования младших школьников по методике Н.Г. Лускановой

Девочки

Анкета

Мальчики

Анкета

Баллы

Уровни

Баллы

Уровни

1. Маша Г.

27

Высок.

1. Сережа Д.

22

Норм.

2.Алиса М.

19

Полож.

2. Саша Т.

18

Полож.

3.Ангелина К.

20

Норм.

3. Алеша М.

21

Норм.

4.Катя М.

23

Норм.

4. Максим К.

15

Полож.

5.Ника Ю.

26

Высок.

5. Женя А.

23

Норм.

6. Настя Р.

21

Норм.

6. Максим К.

19

Полож.

7. Маруся Н.

15

Полож.

7. Илья К.

24

Норм.

8.Юля С.

21

Норм.

8.Саша М.

25

Высок.

9. Яна К.

18

Полож.

9.Самир Б.

13

Низкая

10. Ира Р.

25

Высок.

10. Андрей Г.

20

Норм.

11.Настя М.

13

Низкая

11.Миша З.

16

Полож.

12.Лиля А.

18

Полож.

12.Руслан А.

19

Полож.

13. Марина Ш

23

Норм.

13.Тима У.

21

Норм.

14.Настя С.

21

Норм.

14.Никита Б.

18

Полож.

15. Жанна А.

21

Норм.

15.Рома Ш.

22

Норм.


Для более детального изучения результатов используем сводную таблицу и гистограмму. Представим полученные данные в процентном соотношении:

Таблица 5

Сводная таблица оценки анкеты среди мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Баллы

Уровни

Девочки

Мальчики

25-30

Высокая школьная мотивация, учебная деятельность

3 чел.

20 %

1 чел.

7 %

20-24

Нормальная школьная мотивация

7 чел.

47 %

7 чел.

47 %

15-19

Положительное отношение к школе, но больше привлекает вне учебными сторонами

4 чел.

27 %

6 чел.

40 %

10-14

Низкая школьная мотивация

1 чел.

7 %

1 чел.

7 %

9 и ниже

Негативное отношение к школе (школьная дезадаптация)

-

-

-

-

Гистограмма 2

Результаты оценки анкеты для определения школьной мотивации

Исходя из таблицы, выявились следующие уровни:

У мальчиков и девочек из двух классов преобладает нормальный уровень школьной мотивации (учебная деятельность), которая составляет 47 % (7 человек) детей. Интерес к школьному – учебному содержанию занятий является важнейшим, но не единственным показателем внутренней позиции школьника. Полноценное школьное учение возможно только на основе формирования у него конкретных психологических качеств.

Данная анкета позволяет оценить уровень школьной мотивации. Например: на вопрос «Тебе нравится в школе или не очень?», многие дети ответили положительно. На другие же вопросы, отвечали по-разному.

У чуть меньшего количества мальчиков (40 %) и девочек (27 %) – положительная школьная мотивация. Но для данной категории младших школьников характерен интерес в основном к вне учебным сторонам школьного обучения (общение со сверстниками, одноклассниками; внешкольные и внеклассные мероприятия и т.д.).

Для 20 % девочек и 7 % мальчиков характерна высокая школьная мотивация (учебная активность).

Низкая школьная мотивация наблюдается у 7 % мальчиков и девочек младшего школьного возраста. В данной выборке не было выявлено детей с негативным отношением к школьному обучению (школьная дезадаптация).

Для определения силы и связи между двумя признаками, нами использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона.


Вычисление выполняется с помощью формулы:

Если , то признак 1 коррелирует с признаком 2 для данной группы испытуемых, если , то корреляция не значима, если , то корреляция значима на 5 % уровне (см. Приложение 5).

Таким образом, при обработке полученных результатов диагностики при помощи линейной корреляции Пирсона, нами была определена взаимосвязь между следующими параметрами:

  • уровень силы «Я» зависит от возбудимости и совестливости;
  • на возбудимость влияет уровень интеллекта, сила «Я», доминантность, озабоченность, смелость, самоуверенность и импульсивность;
  • на беспечность – сила «Я», флегматичность, импульсивность, расслабленность и уровень школьной адаптации;
  • на совестливость – уровень интеллекта, озабоченность, контроль желаний;
  • на смелость – доброта, сердечность, доминантность, суровость, самоуверенность, уровень школьной мотивации;
  • на суровость – обособленность, отчужденность, жестокость;
  • на самоуверенность – доминантность, озабоченность, смелость, суровость;
  • на импульсивность – смелость, самоуверенность;
  • на напряженность – уровень интеллекта;
  • на уровень школьной мотивации – возбудимость, совестливость, импульсивность.

Прослеживается тесная взаимосвязь между многими факторами и уровнем школьной мотивации. Это говорит о том, что интерес к школьному - учебному содержанию занятий является важнейшим, но не единственным показателем внутренней позиции школьника. Реализация ребенком социальной позиции школьника (т.е. полноценное школьное учение) возможно только на основе формирования у него конкретных психических качеств, обеспечивающих возможность организовать свою деятельность и поведение, подчиняя их определенным общественным образцам и правилам.

О субъективной готовности и социальной позиции или наличие внутренней позиции школьника можно говорить, если общее стремление ребенка к школе сопряжено с ориентацией на моменты школьно-учебной действительности, т.е. школьное, учебное содержание занятий и специфическую именно для школы формы их осуществления, а также на авторитет учителя как носителя общественно - выработанных способов деятельности и отношений.

Выводы по второй главе

При диагностике развития детей младшего школьного возраста, нами были сделаны следующие выводы:


1. Для девочек характерна доброта и сердечность; эмоциональная устойчивость; настойчивость и напористость; смелость; мягкосердечность и нежность; склонность к чувству вины; контроль желаний; напряженность.

Тогда как у мальчиков – обособленность и отчужденность; неустойчивость, помимо этого они еще и возбудимы и беспокойны; доминантны; беспечность; высокая совестливость; высокий уровень смелости; склонность к чувству вины; импульсивность; расслабленность.

Для обеих групп характерен высокий интеллект.

2. У мальчиков и девочек из двух классов преобладает нормальный уровень школьной мотивации (учебная деятельность).

У чуть меньшего количества мальчиков и девочек – положительная школьная мотивация. Но для данной группы младших школьников характерен интерес в основном к вне учебным сторонам школьного обучения (общение со сверстниками, одноклассниками; внешкольные и внеклассные мероприятия и т.д.).

Была также выявлена группа учеников с высокой школьной мотивацией (учебная активность).

Низкая школьная мотивация наблюдается у небольшой группы младших школьников. В данной выборке не было выявлено детей с негативным отношением к школьному обучению (школьная дезадаптация).

3. При использовании линейной корреляции Пирсона была выявлена тесная взаимосвязь между многими факторами и уровнем школьной мотивации. Это говорит о том, что интерес к школьному - учебному содержанию занятий является важнейшим, но не единственным показателем внутренней позиции школьника. Реализация ребенком социальной позиции школьника (т.е. полноценное школьное учение) возможно только на основе формирования у него конкретных психических качеств, обеспечивающих возможность организовать свою деятельность и поведение, подчиняя их определенным общественным образцам и правилам.

4. А значит, выдвинутая нами гипотеза о том, что комплексы и методики в исследовательской работе дают возможность выявить уровень развития личности младшего школьника, подтверждается.

Заключение

Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу, решило поставленные задачи. В результате опытно-практической работы можно отметить, что: комплексы и методики в исследовательской работе дают возможность выявить уровень развития личности младшего школьника.

Данное исследование было предпринято с целью изучит метод тестирования в теории и практике возможности диагностики развития детей младшего школьного возраста.


На основе изучения проблемы исследования в педагогической и психологической науке раскрыты теоретические аспекты тестирования, определены современное содержание, структура, методы и приемы диагностики развития младших школьников.

При проведении психодиагностики уровня развития личности ребенка обращают внимание на сформированность потребностей и мотивов, черт характера и нравственности, умения вести себя. Психологический анализ мотивации предполагает выяснение интересов ребенка, мотивов его поведения и причин отдельных поступков. Изучение характера направлено на оценивание развитости отдельных его черт, в том числе динамических, волевых, стилистических. Динамические черты характеризуют силу и скорость реакции, устойчивость и изменчивость эмоционального настроя. К числу волевых черт характера относятся настойчивость, целеустремленность и другие. Стилистические черты характера включают в себя особенности по­ведения и реагирования данного человека на разные жизненные ситуации, отличающие его от других людей и составляющие его индивидуальность.

Личностные опросники позволяют получать информацию, характе­ризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Личностные опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.). Основным недостат­ком личностных опросников является то, что испытуемые, в большей или меньшей мере понимая показательную ценность ответов, могут иногда отвечать на вопросы с учетом требований ситуации опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, т.е. вольно или не­вольно искажать сообщаемые о себе сведении.

Из всевозможных методов изучения личности для исследования детей, особенно в дошкольном и в младшем школьном возрасте, более всего подходит психодиагностический эксперимент.

Основные трудности, связанные с психодиагностикой личностных качеств детей, состоят в том, что в течение определенного периода времени процесс развития этих качеств может быть скрыт от внешнего наблюдения. Вплоть до начала ранней юности дети могут не осознавать существование у них тех или дру­гих личностных качеств, поэтому применение к ним самооце­ночных опросных тестов может не дать валидных и надежных результатов.