Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
Введение
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Формирование деятельности личности связано с мотивационной сферой, т.е. с теми движущими силами, которыми определяется становление личности. Учебная деятельность, является ведущей деятельностью, в младшем школьном возрасте и определяет дальнейшее развитие как личности.
На сегодняшний день психологами разработано множество психодиагностических и коррекционных программ для выявления развития ребенка на начальной стадии обучения и создания оптимальных условий для развития.
Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.И,Липкина, В.В.Давыдов, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев в своих работах рассматривали мотивационную, познавательную, личностную сферы развитии ребенка младшего школьного возраста.
Проблема исследования: поиск методов и приемов диагностики развития младших школьников.
Цель исследования: определение уровня развития младших школьников.
Объект исследования: развитие младших школьников.
Предмет исследования: диагностика развития младших школьников.
Гипотеза исследования:комплексы и методики в исследовательской работе дают возможность выявить уровень развития личности младшего школьника.
Задачи исследования:
- Рассмотреть основные подходы к тестированию развития младших школьников в теории и истории современной психологии и педагогике.
- Подобрать методики диагностики развития младших школьников.
- Проанализировать уровень развития младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
- эмпирические: тестирование, констатирующий эксперимент, методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных, выполненные в программах IBNSPSSStatistics 19 и Excel 2013.
Эмпирическая база исследования: 30 детей младшего школьного возраста (15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 10-11 лет) из СОШ №1.
Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что комплексы и методики в исследовательской работе дают возможность выявить уровень развития личности младшего школьника и могут быть полезны специалистам, связанным с воспитанием и обучением детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость: Сформулирована система информации в целом о методах диагностики развития младшего школьника, пригодная для решения других теоретических и прикладных задач психологии личности детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования тестирования в психологии и педагогике
Понятие о тестировании
Психологическоетестирование (греч. - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Структура современного тестирования:
а) общая теория психологического измерения,
б) частные теории и методики измерения свойств и поведения личности,
в) теории и методики оценивания, или внетестовая диагностика.
Понятие «тестирование» возникло в 1921 г. и принадлежало Г.Роршаху, который назвал так процесс обследования при помощи созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Содержание данного понятия со временем расширилось, и под тестированиемпонимается связанное с процессом измерения индивидуально-психологического различия. Затем, в 30-40-е гг., из-за возникновения такой науки как проективная психология личности и процессом отнесения методики Роршаха к проективномутесту, за понятием «тестирование» закрепляются достаточно обширные, но, тем не менее, ограниченные области исследования, которые связаны с теорией и практикой данного теста, которые рассматриваются как антипод традиционной психометрической.
На данный момент зарубежная литература понятие тестированиерассматривает:
- С точки зрения синонимапсиходиагностики,
- Как процесс получения данных о личности при помощи проективного теста,
- Как теорию и практику оценивания психического состояния больных при помощи психологического теста.
Российская психология рассматривает понятие «тестирование» с точки зрения обозначения соответствующих областей исследованияс конца 60-х гг.
Предыстория тестированиянасчитывает века. Первый «тест», предназначен для определений индивидуального психологического различия, был известен более 4000 лет назад. История древнейших цивилизаций дает тому немало свидетельств. Достаточно вспомнить о том, что в Древнем Китае за 2200 лет до Рождества Христова была создана система отбора чиновников, которая охватывала весьма широкий спектр «проявлений личности» - от умения писать до поведения в быту. Уже Платон хорошо понимал значение природных задатков, делающих людей не только отличающимися друг от друга, но влияющих и на их способности к тому или иному делу.
В конце XIX века в психологию проникает и быстро завоевывает популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствует зарождению психодиагностики, оформление которой в качестве самостоятельной области исследований завершается в 20-е гг. нашего столетия. Значительный вклад в становление психологической диагностики внесли труды Ф. Гальтона, Р. Кеттелла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине и его сотрудников, других пионеров измерения индивидуальных различий.
Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» (Ф. Гальтон, 1879), с первых тестов интеллекта под непосредственным воздействием общественной практики пробует, и небезуспешно, свои силы в измерении других индивидуально-психологических особенностей. Уже в 20-е гг. появляются прообразы тех инструментов исследования личности, которые позднее будут названы проективными методиками и опросниками. Однако этот период знаменуется и образованием постепенно углубляющегося в психодиагностику разрыва между практикой и теорией. Заметное отставание теоретического уровня осмысления явлений, на измерение которых направленотестирование, от ее методического оснащения сохраняется и сегодня. Развитие тестирования с самого начала теснейшим образом связано с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, и, прежде всего корреляционного анализа и факторнога анализа. С помощью психометрии и психометрии дифференциальной психологическая диагностика обосновывает требования, предъявляемые к измерению индивидуально-психологических различий.
В 40-50-е гг. в мировой психодиагностике, сформировались основные диагностические подходы, была в той или иной степени завершена разработка всех наиболее известных тестов (Векслера интеллекта измерения шкалы, Роршаха тест, Тематической апперцепции тест, «Шестнадцать личностных факторов» опросник). В создаваемых в последующие годы за рубежом тестах, несмотря на неуклонное возрастание их количества, нет принципиально новых идей и решений. Период временного «затишья» в психодиагностике прекращается в 60-е гг. обращением исследователей к анализу ситуаций, в которых осуществляется поведение.
Стимулом послужили работы, в которых обосновывалось положение о том, что вариативность поведения объясняется не индивидуально психологическими различиями, на которые, прежде всего, нацелена психодиагностика, а ситуационными (В.Мишель, 1968 и др.). Хотя дискуссии продолжаются и поныне, большинство исследователей считают необходимым учет взаимодействия индивидуально-психологических и ситуационных переменных. Это ставит перед психодиагностикой задачу разработки новых инструментов исследования, более надежных и валидных, нежели имеющиеся сегодня.
Одно из важнейших требований - стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых. Не менее существенны для психологического метода, требования к надежности и валидности инструмента измерения, а также жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.). Задача, стоящая перед психологическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.
Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.
Вопрос о валидности решается после того, как установлена надежность, так как ненадежная методика не может быть валидной.
Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А. Анастази). Валидность по своей сути – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность, практическая полезность.
В развитии тестирования в России можно выделить два периода. Первый следует отнести к началу 20-х - до середины 30-х гг. Это годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации. Для того уровня развития психодиагностики, характерным является широкое заимствование зарубежных тестов. Создавались и собственные методики, но им, как правило, не хватало серьезного теоретического и экспериментального обоснования. Результаты тестовых обследований нередко рассматривались в качестве решающих, абсолютизировались. В то же время советскими учеными был, выдвинут ряд прогрессивных идей, разработка которых могла бы способствовать развитию психодиагностики в нашей стране.
В эти годы в области психодиагностики плодотворно работали М.Я.Басов, М.С.Бернштейн, П.П.Блонский, С.Г.Геллерштейн, Н.Д.Левитов, А.М.Мандрыка, Г.И.Россолимо, М.Ю.Сыркин, И.Н.Шпильрейн, А.М.Шуберт и др. Особо хотелось бы сказать о вкладе в развитие российской психодиагностики крупнейшего психолога Л.С.Выготского. Его идея о диагнозе психологическом в работе «Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства», вышедшей в свет в 1936 г., сохраняет свое значение и сегодня.
В конце 60-х гг. начинается второй период развития российской психодиагностики, отмеченный бурными дискуссиями о месте ее в системе психологического знания, принципах и методах, об отношении к зарубежному опыту. Постепенно дискуссии уступают место взвешенному научному анализу существующих проблем, поиску их решения.
1.2. Основные психодиагностические подходы
Психологические методы конкретизируются в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик (тестов).
- «Объективный» подход –процесс диагностикипроизводится с опорой на успешность (результативность) и способ (особенность) выполнения деятельности.
- «Субъективный» подход - процесс диагностикипроизводится с опорой на сведения, которые сообщаются о себе, самоописание особенности личности, поведении в той или иной ситуации.
3. «Проективный» подход - процесс диагностикипроизводится с опорой наанализ особенности взаимодействий с внешними нейтральными, как бы безличными материалами, которые становятся в силу его известной неопределенности (слабо структурированые) как объект проекции.
Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности привел к образованию двух типов методик (тестов), противопоставление которых стало традиционным. Это тесты личности и тесты интеллекта. Первые направлены на измерение неинтеллектуальных особенностей индивида, вторые - на установление уровня его интеллектуального развития. Несомненно, что такое «обособление» сфер личностных проявлений и интеллекта имеет ограниченный, но, тем не менее, важный для психодиагностики смысл. Сохранение за личностными проявлениями, с одной стороны, и интеллектом - с другой, относительной самостоятельности позволяет более глубоко проникнуть в сущность этих психических образований, а известное акцентирование их функционального своеобразия способствовало разработке психодиагностических методик, ценность которых неоспорима.
Тесты личности, относимые в настоящей классификации к объективному подходу, можно подразделить на тесты действия (целевые личностные тесты) и тесты ситуационные. Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта. Кроме того, в рамках объективного подхода выделяются еще две значительные группы тестов; тесты специальных способностей и тесты достижений.