Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2.Налоговый учет расходов на рекламу
1.3. Бухгалтерский учет расходов на рекламу
2.1. Краткая характеристика организации ООО «Авангард»
2.2. Порядок исчисления и уплаты налогов ООО «Авангард»
Глава 3. Оптимизация налогообложения рекламной деятельности
3.1. Налоговое законодательство
3.2. Способы оптимизации налогообложения рекламной деятельности
В отношении выставочной деятельности ситуация по НДС несколько иная. При оказании услуг по проведению выставок, фирма-организатор должна определять место реализации услуги в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ, то есть, в общем порядке[30;163]. Однако, при этом следует помнить, что организация выставки процесс довольно сложный и фирма-организатор может оказывать участнику самые различные виды услуг: аренду выставочных площадей, услуги по оформлению стендов, транспортные услуги, рекламные услуги, услуги по предоставлению переводчиков и так далее.
Поэтому при налогообложении НДС выставочной деятельности следует особое внимание уделять тому, как составлен договор с заказчиком. Если предметом договора является организация услуг по проведению выставки, то фирма - организатор, начислит и уплатит НДС со всей суммы, полученной ею за оказанные услуги.
Если же договор содержит четкое разграничение по видам услуг, то, может случиться и так, что какой - то из оказываемых видов услуг не будет являться объектом налогообложения, например, услуги по рекламе или аренда выставочных площадей (если они считаются оказанными на территории иностранного государства).
Организациям, занятым выставочной деятельностью следует четко указывать в договоре какие именно услуги предоставляются заказчику. Налоговая база при реализации услуг определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ: «Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога» [6;48]. То есть, налоговая база по НДС определяется исходя из стоимости оказанных услуг, без учета НДС.
При расчете окончательной суммы налога, которую рекламная компания, оказывающая услуги, перечисляет в бюджет, из суммы начисленного налога вычитаются суммы НДС по товарам, работам, услугам, имущественным правам принятым к учету, в соответствии с требованиями статьи 171, 172 НК РФ. Суммы предъявленного «входного» налога, предварительно отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». По дебету счета 19 отражаются суммы НДС по товарам, работам, услугам, полученным от поставщиков, в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Суммы НДС, принятые к вычету, списывают с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС»[36;107]. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные организации, если: товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения; товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету; у налогоплательщика имеется счет-фактура, оформленный надлежащим образом.
Если в расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав сумма налога не выделена отдельной строкой, то исчисление его самостоятельно расчетным путем не производится. Сумма налога, начисленная налогоплательщиком по объектам налогообложения, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» в корреспонденции со счетами реализации, как правило, это счета: 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» [41;376]. В отношении предварительной оплаты в счет предстоящего оказания услуг можно отметить следующее: авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящего оказания услуг, увеличивали налоговую базу налогоплательщика по НДС.
Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат[34;280]: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Таким образом, если фирма, оказывающая рекламные услуги, получила оплату или частичную оплату ранее, чем оказала заказчику услугу, у нее возникает момент определения налоговой базы по НДС. Если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты под предстоящее оказание услуг, то на день их оказания у налогоплательщика также возникает момент определения налоговой базы. В то же время организации имеют право на вычет сумм налога, исчисленных с сумм оплаты или частичной оплаты, полученных в счет предстоящего оказания услуг.
Что касается услуг по размещению наружной рекламы, то можно отметить следующее: если организация оказывает услуги по распространению и (или) размещению наружной рекламы, то такие организации являются плательщиками ЕНВД. Система налогообложения в виде ЕНВД на этот вид деятельности (распространение и (или) размещение наружной рекламы) устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения (пункт 1 статьи 346.26 НК РФ) [44;43].
Глава 3. Оптимизация налогообложения рекламной деятельности
3.1. Налоговое законодательство
Эффективная маркетинговая стратегия любой компании является одним из основных факторов, обуславливающих ее успешное развитие. Рекламная деятельность в рамках маркетинга имеет особое значение для компаний, так как является основой их коммуникаций с покупателями и обществом. Исходя из этого, затраты компаний на рекламу могут составлять 10-30% годовой выручки от реализации[29;174], что оказывает влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Следовательно, на современном этапе развития вопрос о налогообложении в рекламной деятельности является одним из самых актуальных.
Рассмотрим бюджеты крупных компаний, которые обязаны декларировать затраты по всем направлениям деятельности (см.приложение 4). На данной диаграмме отображены рекламные бюджеты компаний за 2015 и 2016 годы. Исходя из приведенных статистических данных можно сделать вывод, что расходы на рекламу, в целом, в 2016 году увеличились. Данный рост составил в среднем 4%[47;10], что обуславливает актуальность и важное значение расходов на рекламу.
Стоит отметить, что крупные компании, в частности приведенные на диаграмме (см.приложение 4), в меньшей степени испытывают трудности с исполнением обязанностей перед бюджетом по налогу на прибыль. Необходимо также рассматривать средние компании, которые испытывают значительные трудности при учете расходов на рекламу, ведь некоторые расходы на рекламу нормируются, а некоторые и вовсе не учитываются для целей налогообложения, что не позволяет снизить налог на прибыль организаций.
В рамках анализа особенностей налогообложения указанной сферы необходимо рассмотреть два аспекта: налоговое законодательство и способы оптимизации налогообложения.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах организации имеют право уменьшить полученные доходы на расходы, закрепленные Налоговым кодексом РФ, в целях налогообложения налогом на прибыль организаций, следовательно, возможность налогового учета затрат на маркетинговую деятельность организации в полном объеме становится все более актуальной.
Стоит отметить, что нормы налогового законодательства на современном этапе развития не позволяют отнести все затраты на расходы для целей налогообложения, связанные с рекламной деятельностью.
Во-первых, Налоговый кодекс РФ содержит определенные требования к указанным затратам организаций. Суть данных требований состоит в том, что расходы должны быть документально подтвержденными и экономически обоснованными (ст. 252 НК РФ). В данном случае возникает некоторое противоречие, связанное с тем, что результат маркетингового исследования может быть условно отрицательным, то есть при получении отрицательного результата выявляется отсутствие целесообразности действий организации[43;24].
Еще одно противоречие возникает в связи с необходимостью документального подтверждения затрат. Зачастую соблюдение лишь правил документооборота (предоставления договоров, счетов‐фактур, актов о выполненных работах, подтверждающих факт оказания услуг сторонней организацией) является, с точки зрения налоговых органов, недостаточным для документального подтверждения затрат. Руководствуясь своими внутренними рекомендациями, налоговые органы при проведении выездных проверок требуют предоставления отчета о проведении исследования, пояснительных записок, право требования которых не закреплено законодательством[45;9]. Исходя из этого можно сделать вывод, что отсутствие законодательного закрепления перечня первичных учетных документов, необходимых для подтверждения факта проведения маркетинговых исследований, является одним из факторов, указывающих на несовершенство законодательства как налогового, так и бухгалтерского.
Во-вторых, в статье 264 НК РФ в качестве признаваемых маркетинговых затрат приведены лишь затраты по изучению конъюнктуры рынка (пп.27 п. 1 ст. 264 НК РФ) и на рекламную деятельность (п.4 ст. 264 НК РФ). В НК РФ в качестве расходов на рекламу относятся следующие виды затрат[35;51]:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок‐продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Указанные виды затрат на рекламу признаются ненормируемыми, то есть принимаются на расходы в размере фактических затрат.
Такие расходы как приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний и иные виды рекламы признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, то есть такие расходы признаются нормируемыми[27;439].
Некорректность и неполнота приведенных норм в законодательстве заключаются в следующем:
- Конъюнктура рынка является одним из возможных направлений исследований. Кроме него в маркетинге выделяют и другие направления, которые не связаны с изучением конъюнктуры, а, значит, и не могут, по мнению налоговых органов, понижать налогооблагаемую базу[46;164].
- Перечень рекламных расходов является не совсем исчерпывающим. В нем не охвачены все средства коммуникаций, в том числе и рекламные.
Таким образом, в настоящее время нормы налогового законодательства не позволяют организациям признавать расходы на маркетинг и рекламу в полном размере, что затрудняет проведение ряда современных маркетинговых исследований и необоснованно ухудшает положение организаций, вкладывающих значительные средства в продвижение товаров на рынок.
3.2. Способы оптимизации налогообложения рекламной деятельности
Рассмотрим способы решения приведенных проблем, а также способы оптимизации, исходя из законодательства.
Во-первых, если маркетинговые исследования не привели к ожидаемому результату, организациям сложно отстоять свою правоту в суде и признать расходы. В данном случае, организация должна доказать, что исследования были необходимы для того, чтобы компания в будущем получила доход и не понесла убыток, если маркетологи указали, что выходить на тот или иной рынок продаж нецелесообразно[3;75]. Данный способ решения проблемы рассматривается с точки зрения оптимизации налогообложения.
В организационном плане для фирмы важно обеспечить подтверждение рекламных материалов, расходы на которые она осуществила. При проведении налоговых проверок могут потребоваться экземпляры образцов рекламы, распечатки интернет-страниц с рекламой, договора на размещение баннеров с владельцами сайтов и акты сдачи-приемки оказанных ими услуг. Если использованные печатные издания не носят рекламного характера, обязательна пометка «на правах рекламы». При рекламе на радио необходимо предоставить эфирную справку, в которой указывается частота выхода рекламного материала и его содержание.
Во-вторых, с целью решения проблемы некорректности налогового законодательства необходимо предложить внести следующие изменения:
- Уточнить формулировку экономической обоснованности и документальной подтвержденности затрат организаций.
- Расширить перечень расходов на маркетинговые исследования и рекламу, учитываемых для целей налогообложения. Необходимо дополнительно включить в перечень следующие виды расходов: расходы на рекламу в СМИ, наружную, полиграфическую, почтовую, интерьерную, экранную, сувенирную рекламу, рекламу на упаковке, на товаре, в компьютерных сетях, с помощью средств связи и передачи информации и др.; расходы на мероприятия, стимулирующие сбытовую деятельность организации, а именно: на приобретение подарков, организацию конкурсов, лотерей, викторин, распространение бесплатных образцов товаров и др.; расходы на паблик рилейшнз (организацию мероприятий для СМИ, потребителей, представителей законодательной и исполнительной власти, инвесторов, сотрудников организации и др.).