Файл: РЕКЛАМА КАК СИГНАЛ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из указанного в ст. 3 ФЗ «О рекламе» определения следует, что рекламой признается информация, отвечающая следующим признакам: 1) распространяемая в любой форме; 2) предназначенная неопределенному кругу лиц; 3) направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования в широком смысле слова3.

Объект рекламирования в широком смысле слова - информация, призванную формировать или поддерживать интерес к лицам, товарам, предложениям, идеям и начинаниям. Здесь прослеживается частичное заимствование «старого» определения рекламы, которое обоснованно тем, что позволяет точно сформулировать понятие объекта рекламирования, избегая тавтологии.

По указанным признакам можно квалифицировать практически любую информацию. Особо следует обратить внимание на последний признак, в который включен термин «направленная на привлечение». Возникает множество вопросов, основной из них, как определить, направлена ли данная информация на «привлечение» или поддержание интереса?

Исходя из изложенного выше, информация на визитной карточке является рекламой. Такое положение представляется неприемлемым. Необходимо совершенствование определения рекламы, путем поиска иных признаков, позволяющих отграничить рекламу от иной информации.

В юридической литературе неоднократно осуществлялись попытки отнести рекламу к объектам, непосредственно регулируемым гражданским правом. Однако, как следует из п. 3 ст. 2 ГК РФ: «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Отметим, что фактически любому рекламному спору в суде предшествует административное производство.

Сложность изучения данной темы обусловлена и противоречивостью и неокончательным решением вопроса об объекте права в теории права. Не углубляясь в анализ различных концепций, их достоинств и недостатков, мы придерживаемся наиболее распространенного в юридической науке мнения.

В этом случае под объектом гражданских прав понимается все то, по поводу чего возникают и осуществляются (или то, на что направлены) гражданские права и обязанности.

Использование понятия информации позволит существенно расширить круг объектов, которые можно отнести к информации. Полагаем, что информационная составляющая присутствует во многих объектах гражданского права.


Однако, если по своей значимости именно она является главной в объекте, то такой объект имеет преимущественно информационное содержание.

Таким образом, будет получен не совсем удачный, по нашему мнению, термин: «объект гражданского права, имеющий информационное (или преимущественно информационное) содержание».

Кроме того, в соответствии со ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации »1, информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Подобная формулировка выводит термин «информация» за предмет правового регулирования гражданского права.

Определение же рекламы начинается со слов «информация, распространенная любым способом...». Сравнительный анализ указанных формулировок позволяет сделать вывод о том, что реклама является разновидностью информации, а, следовательно, объектом информационного права.

Свойства информации, определяют её качества. Под качеством информации понимают степень её соответствия потребностям за-

.Выделяют следующие свойства, характеризующие качество информации:

• объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения;

• полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей;

• достоверность - свойство информации быть правильно воспринятой. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.

Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации.

В общем случае достоверность информации достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезин-формации и др.; адекватность - степень соответствия реальному объективному состоянию дела; доступность информации - мера возможности получить ту или иную информацию; актуальность информации - это степень соответствия информации текущему мо-менту времени; эмоциональность - свойство информации вызывать различные эмоции у людей.

Это свойство информации используют производители медиаинформации.

Требования к свойствам информации находят отражение в ФЗ «О рекламе», законе «О защите прав потребителей». Данные нормативные акты скорее являются источниками информационного права, что также обосновывает нашу позицию.


Классифицировать свойства рекламы, характеризующие ее качество, можно следующим образом:

содержательность рекламы (или внутреннее качество) - качество, присущее собственно информации и сохраняющееся при её переносе из одной системы в другую. Здесь следует выделять такие подсвойства, как значимость и кумулятивность рекламы.

Под значимостью следует понимать свойство рекламы сохранять ценность для потребителя с течением времени. Под кумулятивностью следует понимать свойство информации, заключённой в массиве небольшого объёма достаточно полно отражать действительность;

защищённость рекламы (или внешнее качество) - качество, присущее информации, находящейся или используемой только в определённой системе.

К подсвойствам рекламы как объекта информационного права следует отнести сохранность и достоверность информации. В теории информационного права выделяется еще одно подсвойство - конфиденциальность.

Однако, по нашему мнению, оно может быть отнесено только к отдельным видам рекламы - например, закрытые выставки военной продукции.

Рекламу также можно классифицировать по следующим основаниям:

1) по способу восприятия - для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов;

2) по форме представления информация;

3) по объему социальной аудитории.

Массовая реклама - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

Специальная реклама содержит специфический набор понятий, при использовании которых происходит передача сведений, они могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

Отметим, что классификация видов рекламы в зависимости от объема аудитории позволяет нам выделить некоторую неточность определения, которое дано в ФЗ «О рекламе».

Реклама может быть направлена на определенную категорию лиц, которым может быть интересен объект рекламирования с профессиональной точки зрения, по состоянию здоровья или иным признакам.

В соответствии с данной классификацией под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную как группе лиц, так и их неопределенному кругу и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.


В этой связи возникает правомерный вопрос - можно ли выделить такое понятие, как личная реклама, т. е. реклама, содержащая набор понятий и сведения, индивидуализированные для того или иного лица. В пользу данной формулировки может также свиде-тельствует факт возможности «обхода законодательства». Достаточно обратить информацию на определенный круг лиц или конкретное лицо - в этом случае ФЗ «О рекламе», гарантирующий в том числе охрану прав потребителя становится неприменим. Следует разграничить термины «реклама» и «рекламная информация». По сути, рекламная информация включает в себя большинство признаков и свойств рекламы, однако она не направлена на неопределенный круг лиц.

Примерами рекламной информации могут являть -ся передаваемая лицу визитка, либо рекламный буклет, указывающий на конкретное лицо, которому он направлен. В целом автор полагает, что изменять сложившуюся практику, внося в законодательство новое определение рекламы, не стоит. Однако назрела необходимость внести изменения в ст. 3 ФЗ «О рекламе», введя понятие рекламная информация.

Под указанным термином следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную лицу и/или определенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ст. 2 ФЗ «О рекламе» фактически указывает, что законодательство применимо в отношении рекламной информации.

Коммерческая реклама направлена на получение предпринима -телем систематической прибыли. В ФЗ «О рекламе» данному виду, на наш взгляд, уделено достаточно внимания. Также нельзя не отметить, что данный вид рекламы достаточно подробно и глубоко раскрыт в отечественной юридической литературе.

С другой стороны, актуальные вопросы политической и социальной рекламы раскрыты не в полной мере.

Политическая реклама регулярно появляется в эфире и на полосах средств массовой информации. Однако с юридической точки зрения это понятие не определено.

В июле-августе 2007 г. прошли взаимные консультации антимонопольного ведомства и Централь -ной избирательной комиссии, в ходе которых была впервые предпринята попытка решить этот вопрос в рамках действующего законодательства через внесение нескольких изменений.

На сегодняшний день можно выделить несколько устоявшихся подходов к пониманию термина «политическая реклама». Первый подход, маркетинговый или рекламный, исходит из той предпосылки, что «реклама кандидата в принципе не отличается от рекламы любого другого товара».


В таком подходе под политической рекламой понимается вся деятельность по завоеванию голосов избирателей на выборах. Не выделяется понятие ни предвыборной агитации, ни информирования, они просто заменяются маркетинговыми терминами, такими как «позиционирование», «положительное позиционирование», «создание положительного образа», «создание положительного общественного мнения».

Такой подход очень гибок в своей сути - можно использовать любые формы и методы предвыборной борьбы, лишь бы они отвечали общим условиям информационного обмена (запрет унижения оппонентов, запрет клеветы и др.) и правилам финансирования1. Маркетинговый подход получил наибольшее развитие в США.

Второй подход основан на практике Великобритании. Главной особенностью в регулировании является полный запрет платной политической рекламы на радио и телевидении (ст. 75, 90А Акта о народном представительстве 1983 г.; ст. 8, 92 Акта о вещании 1990 г.) как до, так и во время избирательной кампании.

Политическая реклама находится за гранью законодательного регулирования и описывается в так называемых кодексах рекламирования, которые разрабатываются общественными объединениями, регулирующими рекламу на телевидении, в сфере торговли и т. п.

Третий подход выделяет политическую рекламу как самостоятельный институт информационной деятельности. При таком подходе следует отграничить его и от социальной рекламы, и от предвыборной агитации, определить его принципиальное отличие от этих понятий, а также предложить свой метод регулирования. [1]

Выводы к третьей главе

Информация, признаваемая рекламой, распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В качестве способа распространения рекламы выделяются: распространение рекламы в СМИ (телепрограммы и телепередачи, радиопрограммы и радиопередачи, периодические печатные издания); при кино- и видеообслуживании; по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях.

Таким образом, в Законе о рекламе прямо закрепляется, что определение основных понятий дается только в целях данного закона.

А это значит, что категория «реклама» применяется только к предпринимательским отношениям и более точно называть ее коммерческой (предпринимательской) рекламой.

Кроме того, в законе прямо устанавливается самостоятельность политической рекламы, а социальная реклама рассматривается как особый вид информации, а не разновидность рекламы в смысле Закона о рекламе.