Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ государственных пособий гражданам, имеющим детей.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 701
Скачиваний: 35
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ государственных пособий гражданам, имеющим детей
1.1. Понятие и сущность пособий гражданам, имеющим детей
1.2. Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей
1.3. Пособия многодетным семьям
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПОСОБИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Единовременное пособие при рождении ребенка
2.3. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
2.4. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
2.5. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
2.6. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЙ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ, ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В случае передачи на воспитание в семью 2-ух и наиболее детей пособие выплачивается на каждого из детей.
Пособие оплачивают по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приемных родителей).
Одновременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается никак не позже 10 дней с даты представления всех нужных документов.
2.4. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
Установлено особое пособие беременным женам военных, проходящих военную службу по призыву. Оно также носит
18
единовременный характер. Это пособие выплачивается в распорядке, установленном ст. 12.3 Федерального закона № 81-ФЗ. Так, преимущество на рассматриваемый вид пособий, имеют жены военных, проходящих срочную военную службу, срок беременности каких составляет никак не менее 180 дней. Нужно добавить, что предписанное пособие выплачивается дополнительно, вне зависимости от такого, что супруга владеет правом на другие детские пособия в согласовании с Федеральным законодательством № 81-ФЗ.
Право на единовременное пособие беременной супруге военного, проходящего военную службу по призыву, никак не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.
Единовременное пособие беременной супруге военного, проходящего военную службу по призыву, в 2016 году выплачивается в объеме 24 565,89 руб.
2.5. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка военного, проходящего военную службу по призыву, исполняется через органы социальной защиты населения за счет субвенций федерального бюджета.
Порядок представления информации, нужной для назначения и выплаты отмеченных пособий гражданам, имеющим преимущество на их приобретение, а еще органам, исполняющим назначение и выплату, определяется Правительством Российской Федерации.
Получателями ежемесячного пособия на ребенка военного, проходящего военную службу по призыву, имеют все шансы:
- матери детей военных, проходящих военную службу по призыву;
19
- опекуны детей военных, проходящих военную службу по призыву, или остальные родственники таковых детей, ухаживающие за ними.
При осуществлении ухода за ребенком лица, проходящего срочную военную службу, одновременно несколькими лицами, пособие может получить только одно из указанных лиц.
Ежемесячные пособия на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выплачиваются независимо от получения иных видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленных на федеральном и региональном уровнях.
Матерям детей военных, проходящих военную службу по призыву, пособия выплачиваются со дня рождения ребенка, но никак не ранее момента начала службы отца по призыву. Выплата предоставленного пособия прекращается при достижении ребенком возраста 3-х лет, при этом этот срок никак не может быть дольше срока завершения службы по призыву отца.
Другим лицам ежемесячное пособие на ребенка военного, проходящего военную службу по призыву, выплачивается со дня смерти матери ребенка или со дня вынесения соответственного решения, однако никак не раньше дня начала отцом ребенка службы по призыву. Выплата указанного пособия прекращается по достижению ребенком военного возраста 3-х лет, однако, никак не позже дня завершения отцом такого ребенка военной службы по призыву. Обратиться за пособием необходимо никак не позднее 6 месяцев со дня завершения военной службы по призыву.
2.6. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком раньше называлось как ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до
20
достижения им возраста полутора лет. На первый взгляд данная формулировка стала только короче, но, с иной стороны, изменилось предназначение пособия. Если раньше оно выплачивалось в связи с отпуском, то в данный момент оно тесно связывается с уходом за ребенком.
Время, в течение которого мать либо кто-то из членов семьи, которые ухаживают за ребенком, имеют все шансы получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком, регламентировано ст.14 Федерального закона № 81-ФЗ. Так правом на получение данного пособия по уходу за ребенком владеют:
1) матери или отцы, остальные родственники, опекуны, которые пребывают в отпуске по уходу за ребенком и подлежат обязательному социальному страхованию. То есть лица, ухаживающие за ребенком;
2) матери, которые проходят военную службу по контракту, матери или отцы, которые проходят службу в качестве лиц рядового и управляющего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, служащих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а еще органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных препаратов, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу;
3) матери или отцы, остальные родственники, опекуны, ухаживающие за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, оказавшиеся в отпуске по уходу за ребенком;
4) матери или отцы, остальные родственники, опекуны, ухаживающие за ребенком, лишенные работы в период отпуска по уходу за ребенком.
Приведенные группы имеют все шансы обратиться за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком со дня
21
предоставления отпуска по уходу за ребенком и до достижения ребенком возраста полутора лет;
5) матери, лишенные работы в период беременности, отпуска по беременности и родам;
6) матери или отцы, опекуны, ухаживающие за ребенком и никак не подлежащие обязательному социальному страхованию;
7) остальные родственники, ухаживающие за ребенком и никак не подлежащие обязательному социальному страхованию, в отдельных случаях.
Субъектами РФ на региональном уровне устанавливаются единовременные пособия на ребенка, оплачиваемые из региональных бюджетов.
Таким образом, в российской системе социальной помощи населению, существует ряд пособий определенного характера, выплачиваемых ежемесячно либо единовременно. Законодательством и нормативными документами субъектов Российской Федерации предусмотрены выплаты ежемесячных и единовременных пособий в период беременности, по уходу за ребенком в различные временные периоды в зависимости от категории семьи, состояния здоровья ребенка и прочих условий. В вопросе выплаты пособий следует также отметить некоторое несовершенство существующих норм. Данный вопрос будет рассмотрен в следующей главе работы.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЙ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ, ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Как было отмечено в курсовой работе, на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации и нормативных актах субъектов страны имеется достаточно комплексная база по социальной поддержке семей с детьми. Однако, в данной системе есть свои минусы, которые, по нашему мнению, следует учесть при формировании новых мер улучшения социальной поддержки данной категории граждан.
Есть мнение о необходимости особой адресной Федеральной целевой программы «Жилище для многодетных семей», которая имела возможность бы включать в себя комплекс взаимосвязанных мер, в том числе не только строительство муниципального жилья, однако и компенсацию затрат на квартирную оплату, программу обмена жилища в случае увеличения количества детей.
По мнению некоторых специалистов, определение единых принципов и подходов к государственной политике в отношении многодетных семей никак не значит, что в любом регионе обязана вводиться единая система мер. Они считают, что традиционная многодетность в регионах с преобладанием сельского образа жизни переводит проблему многодетных семей в ряд единых приоритетов социально-экономического становления этих территорий, обеспечения занятости, становления аграрного сектора экономики[11].
В тех же регионах, в каком месте доминирует малодетность как сложившийся вид воспроизводства, многодетные семьи обязаны стать
23
приоритетной категорией для системы социальной защиты. При этом нужна одновременная реализация 2-ух направлений государственной политики в отношении многодетных семей: политика стимулирования большей активности со стороны семьи в самообеспечении и политика социальной поддержки детей в данных семьях. Если второе направление имеет уже свою историю и законодательную основу, то первое до сих пор никак не возымело должного становления ни на федеральном, ни на региональном и местном уровнях.
В городской местности расширению возможностей для самообеспечения могли бы содействовать:
- формирование некоммерческих организаций, помогающих: устройству на работу многодетных родителей и их гражданскому объединению; выработке и распространению наилучших практик решения специфичных проблем многодетных семей;
- объединение усилий служб занятости и социальной защиты в устройстве на работу безработных многодетных родителей в рамках реализации социального контракта. Для лиц с ограниченным трудовым потенциалом более действенной видится последующая методика помощи, стимулирующая экономическую активность: условием предоставления конкретного денежного пособия через систему социальной защиты считается некоторая приемлемая форма занятости на низкооплачиваемых работах;
- преференции безработным и молодежи из многодетных семей в активных программах занятости.
На сельской территории развитие возможностей самообеспечения в первую очередь соединено с расширением доступности кредитных и лизинговых схем для собственных подсобных хозяйств. Товарному развитию личного подсобного хозяйства станет содействовать улучшение институтов кооперации мелких сельскохозяйственных изготовителей.
24
Крайне нужно и второе направление - расширение и улучшение социальной поддержки детей из многодетных семей. Тот факт, что многодетные семьи отличаются несбалансированным питанием, принуждает возвратиться к предложениям о внедрении системы особых продуктовых талонов либо сертификатов, дозволяющих им получать конкретные продукты питания в особых торговых учреждениях по более низким ценам либо безвозмездно.
На региональном уровне все формы помощи должны быть сведены в один закон и предусматривать конкретную гибкость в распределении ресурсов, как по времени, так и по применяемым формам поддержки.
Семьи с тремя и более детьми отличаются наиболее плохими жилищными критериями. Фактически все многодетные семьи не смогут стать полноправными участниками ипотеки, однако имели возможность бы использовать исходный основной капитал для благоустройства имеющегося жилища. В связи с этим Пенсионный фонд как распорядитель предоставленного капитала навряд ли справится с административными процедурами входа многодетных семей в программу применения материнского капитала. Наилучшими практиками работы с уязвимыми группами обладают органы социальной защиты.
Представляется подходящим формирование государственного института социальных уполномоченных, информирующих население о имеющихся социальных программах и помогающих подготовить и составить нужные документы.
В рамках права социального обеспечения реализуются средства воздействия на процессы рождаемости и продолжительность жизни населения путем внедрения правового регулирования социальной защиты граждан, воспитывающих детей. Кроме того, большое значение приобретает социальное обеспечение семей с детьми в условиях низкого размера оплаты труда и, как результат, парадоксальной ситуации, при
25
которой довольно часто двое работающих родителей не в силах прокормить двоих детей[12].
В качестве примера ограничений в праве на социальное обеспечение можно привести ужесточенные условия получения пособий по временной нетрудоспособности лицами, которые осуществляют уход за детьми в случае их болезни. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» впервые ограничил период выплаты пособия во время ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет; теперь пособие выплачивается не более чем за 60 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком. Ранее законодательством предусматривалась выплата пособий по временной нетрудоспособности за весь период ухода. При уходе за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет обеспечение пособием возможно, как и ранее до 15 календарных дней, однако продолжительность выплаты пособия, включая все случаи ухода за этим ребенком за календарный год, ограничена сроком в 45 календарных дней. Так же, появилось ограничение в сроках выплаты пособий по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет, составляющих 120 календарных дней в году, включая все случаи ухода за этим ребенком. Прежде правовыми нормами не закреплялись какие-либо ограничения в сроках выплаты пособий по уходу за ребенком-инвалидом, не достигшим возраста 18 лет. По мнению автора, этими ограничениями ущемляются права граждан, воспитывающих детей, что может привести к возросшему числу детей и подростков, имеющих хронические заболевания, что связано с необходимостью для родителей приступить к работе, несмотря на болезнь ребенка, независимо от того, выздоровел ребенок или продолжает болеть, в связи с отсутствием средств к существованию в виде пособия по временной нетрудоспособности. Можно указать также на то, что данными