Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ государственных пособий гражданам, имеющим детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 699

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

2

Социальную политику нашего государства в области социальной защиты семьи и детей определяет, прежде всего, Конституция Российской Федерации. В ст. 38 Основного закона говорится о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Государственную семейную политику, которая является одним из важнейших направлений в современной социальной политике, определяют те меры, которые предпринимаются на уровне Российской Федерации и ее регионов в области защиты семьи. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[1] подчеркнул приоритет государственной политики в интересах детей. Согласно указанному Закону одним из принципов государственной семейной политики можно указать поддержку семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Цель курсовой работы - исследование правовых положений в сфере обеспечения социальными пособиями семей, воспитывающих детей, а также совершенствование порядка назначения и выплаты данных пособий. Для достижения установленной цели в процессе работы были поставлены и решены следующие главные задачи:

- изучить понятие и содержание социальной защиты семей, имеющих детей в части обеспечения пособиями;

- проанализировать специфику правового регулирования выплаты социальных пособий семьям, имеющим детей;

- рассмотреть существующие льготы для многодетных семей;

- изучить содержание и порядок выплат ежемесячных и единовременных пособий семьям, имеющих детей;

- рассмотреть проблемы назначения пособий гражданам, имеющим детей;

3

- разработать и обосновать предложения по совершенствованию правового регулирования процесса назначения и выплаты социальных пособий семьям, имеющим детей.

Объектом исследования выступают отношения в сфере назначения и выплаты пособий семьям с детьми.

Предмет исследования – федеральные и региональные нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, которые регламентируют и характеризуют механизм назначения и выплаты пособий семьям с детьми.

В основу настоящего исследования положены методы теоретического исследования абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

В нормативную базу данной исследовательской работы вошли: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс, Федеральные законы: О государственных пособиях гражданам, имеющим детей, Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, О минимальном размере оплаты труда и другими, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства и региональными нормативными актами.


Теоретическую основу настоящего исследования составили труды в области конституционного права, права социального обеспечения таких авторов как Беребина О.П., Благодир А.Л., Гусева Т.С., Зорькин В.Д., Корсаненкова Ю.Б. и другие.

Структуру настоящего исследования обусловили его цель и задачи, а также специфика рассматриваемой темы и выбранная методология исследования. Структуру составляют введение, три главы, включающие в себя 9 параграфов, заключение, библиографический список.

4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ государственных пособий гражданам, имеющим детей

1.1. Понятие и сущность пособий гражданам, имеющим детей

Социально-экономическая политика страны реализуется, прежде всего, в форме социальной защиты населения посредством предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания.

Социальной защитой населения в целом можно именовать теоретико-экономическую категорию и определенную социально-экономическую практическую деятельность, которая предполагает определение и выявление важных направлений и установленный порядок обеспечения достойных условий жизни и свободного становления всех групп населения социального государства путем проведения им социально-экономической политики, основанной на действующих в данной стране международных, общенациональных (созданных и принятых в данной стране), региональных нормативно-законодательных актах[2].

Статьей 39 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)[3] устанавливается гарантия в области социального обеспечения для каждого, соответственно его возрасту, для воспитания детей, а также в иных случаях. Согласно ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечена государственная поддержка для семьи, материнства, отцовства и детства.

Семья имеет одинаково важное значение, как для общества, так и для государства. Следовательно, семья, материнство, отцовство и детство


5

одинаково должны охраняться и обществом, и государством, как на правовом, так и в социальном уровне. Именно в этой связи социальное государство должно нести особую ответственность, когда работающие члены семьи не в силах заработать для удовлетворения определенных семейных потребностей, обеспечивая доступ таким семьям к жизненно важным благам, включающим питание, жилье и т.д.

Социальное обеспечение обусловлено не только его необходимостью, но ресурсами государства для осуществления такого обеспечения. Здесь важно осуществление перехода социума от начальной цели - предоставить человеку минимальные средства к существованию - к цели, более высокой - избавить человека от нужды, поддержать его обычные жизненные стандарты. Указанный переход во многом зависим от общественной производительности средств для социального обеспечения, дополняющих средства, которые выделены для этой цели государством.

Характеризующие основы социального государства отражены в его социальной политике, направленной «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ).

Исходя из смысла Конституции РФ социальной политикой, основанной на принципах социального государства, называют непроизвольную по своей сути благотворительную деятельность, движимую нравственными чувствами сочувствия и сострадания к социально незащищенным слоям населения. Это является конституционно-правовой обязанностью государства, которая выражается в гарантиях и защите социальных прав как основных и неотчуждаемых, основанных на принципах правовой справедливости (так называемой

6

распределяющей, или пропорциональной, справедливости), которая предполагает правовую всеобщность и формальное равенство[4].

Граждане обладают определенными конституционными правами в социальной сфере, а именно - правом на получение со стороны государства и общества материальных условий, которые необходимы для их существования[5].

В новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач является оказание адекватной помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных видах: денежные выплаты (пособия, компенсации), услуги, льготы (на питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.)


1.2. Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей

Пособия предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[6], а также с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»[7] и др.

В статье 3 Федерального закона № 81-ФЗ установлен следующий перечень пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; пособие на ребенка;

7

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, который проходит военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, который проходит военную службу по призыву.

Получателями детских пособий являются субъекты, перечисленные в статье 1 Федерального закона № 81-ФЗ. Так пособия выплачиваются:

- гражданам Российской Федерации, которые проживают на ее территории;

- гражданам Российской Федерации, которые проходят военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, а также гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

- иностранцам, лицам без гражданства и беженцам, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации;

- иностранцам и лицам без гражданства, которые временно проживают на территории Российской Федерации и подлежат обязательному социальному страхованию.

В ст. 4 № 81-ФЗ перечисляются источники выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Таковыми являются:

- средства ФСС РФ;

- средства федерального бюджета, которые выделяются в установленном распорядке федеральным органам исполнительной власти,

8


в каких законодательством Российской Федерации учтена военная служба, служба в качестве лиц рядового и управляющего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, служащих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов;

- средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, которые выделяются профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям на выплату стипендий;

- средства бюджетов субъектов РФ в виде пособия на ребенка;

- субвенции, предоставляемые бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета для денежного снабжения расходных обязательств субъектов РФ, появляющихся при исполнении полномочий Российской Федерации.

Цель выплаты пособия по беременности и родам и пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - замещение утраченного заработка; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности забота женщины о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременном обращении к врачу; единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка - оказание помощи семье в содержании и воспитании детей.

В зависимости от трудового статуса субъекта - получателя пособий различают источники финансирования указанных пособий: те из них, которые работают в рамках трудового договора получают пособия из средств Фонда социального страхования РФ; те же, которые заняты иными видами общественно-полезной деятельности (военная служба, учеба), а

9

также неработающие - из федерального бюджета и региональных бюджетов.

Пособия по беременности и родам, а также в связи с ранней постановкой на учет в медицинской организации выплачиваются только женщинам по месту работы.

Размер пособий, за исключением единовременных, назначаются в твердых размерах, соотносимых с минимальной оплатой труда.

Законодательство рассматривает в качестве субъектов правоотношений по обеспечению вышеперечисленными пособиями:

- граждан РФ, проживающих на территории РФ;

- граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- гражданский персонал воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ;