Файл: Выбор стиля руководства в организации (на примере АО «РТК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одним из важных критериев эффективности работы организации зависит непосредственно от социально-психологической составляющей и его уровень является важной сферой жизни любой организации.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что происходящие в последние время изменения на российском рынке, заставляют заново пересмотреть ценности и нормы руководства людьми в организации.

Цель данной работы- изучить стили руководства организации. Исходя из поставленной цели выявлены следующие задачи:

  • Определить значение и понятие стиля руководства;
  • Детально изучить все виды стиля руководства;
  • Проанализировать стиль руководства организации АО «РТК».

Предметом исследования является стиль руководства, оптимальный выбор которого положительно влияет на социально-психологический климат в коллективе.

Объектом исследования выступают сотрудники организации АО «РТК».

В рамках курсовой работы использовано значительное количество работ, касающихся стиля руководства и климата в организации. Большое

количество исследований как зарубежных, так и отечественных авторов, посвящены стилю руководства.

Понятие и значение стиля руководства

Руководитель - залог успеха организации

Управление людьми – совсем не такое простое дело, прежде всего это огромная ответственность не только за работников, но и за организацию в целом. Не имеет значения масштаб деятельности предприятия или численность работников, ведь управление – это целая наука. У каждой организации есть руководитель. Типы руководителей и выбранные ими стили управления оказывают непосредственное влияние на развитие организации, а также на отношения с подчинёнными.

Управляющий компанией несёт огромную ответственность за принятые им решения. Лишь правильный выбор и его успешная реализация помогут руководителю в нужное русло направить все таланты работников, что приведёт к отличным результатам. Чтобы быть успешным руководитель должен иметь следующие качества:

  • Регулярно уделять внимание непосредственно интересам и желаниям клиентов, также повышать и улучшать статус компании на рынке.
  • Быть хорошим организатором, уметь правильно руководить подчинёнными, координировать их работу, заботиться о благоприятном рабочем месте, своевременной выплате заработной платы и т.д.
  • Быть предприимчивым и креативным. Руководитель должен видеть на несколько шагов вперёд и принимать нестандартные решения, идти на риск ради результата, как говорится простонародье - «Кто не рискует тот не пьет шампанского». Прорабатывать разные мотивационные программы.
  • Обладать сильным, настойчивым характером. Очень важно чтобы работники чувствовали себя защищёнными в любой ситуации. Во неблагоприятные дни организации именно управленцу необходимо успокоить сотрудников и уверить их в том, что общими усилиями они справятся с любыми трудностями.

Понятие стиль руководства

Классический вид поведения руководителя в взаимоотношениях с подчиненными в процессе достижения цели является стиль руководства.

Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных методов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерно динамическое поведение. Грамотно подобранный стиль руководства в какой-либо сложившийся ситуации способен разрешить непреодолимые препятствия. Также это приведет организацию к высоким показателям. Стиль управления во многом определяется индивидуальными характеристиками .
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.  Руководитель демократичный, позволяющий подчиненным участвовать в принятии решений, поддерживающий делегирование полномочий и ответственности, ориентирован на положения «Теории Y». Значительных успехов в работе достигают руководители, придерживающиеся как «Теории Х», так и «Теории Y». Но каждый менеджер должен сначала оценить, возможно, ли в тех условиях, в которых находится организация, применение «Теории Y», а также какие последствия может вызвать применение «Теории Х». Модель К. Левина.

Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих исследованиях К. Левин: авторитарный, демократический, либеральный.

Стили руководства.

Авторитарный стиль руководства.

Авторитарный стиль управления - совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения. Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. [1]

Также каждый стиль характерен отрицательными качествами и авторитарный стиль не исключение, следует выделить, что он способствует снижению инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучке кадров. 


Такой стиль управления обычно используют владельцы организаций и топ менеджеры, которые самостоятельно решают большинство вопросов, не прислушиваются к мнение других и не интересуются жизнью коллектива. Такие руководители обычно не терпят возражений и замечаний подчиненных. Они преувеличивают роль административных методов управления — инструкций, приказов, директив, указаний и распоряжений. При автократическом стиле руководства неизбежны пассивность исполнителей, их заискивание, скрытность, угодничество, самоизоляция. В коллективе ограничен обмен информацией, они прячут недостатки в работе и скрывают свои знания, искажают действительные отчеты организации, что приводит к снижению качества их работы. Сотрудники стараются избавится от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили, что приводит к выработке привычки постоянно обращаться к руководителю, без конца спрашивать советов и инструкций. Таким образом больше всего сотрудники хотят себя обезопасить, ведь в такой обстановке им не хватает защищенности. 

Теоретической основой авторитарного стиля управления и его «эксплуататорской» и «благожелательной» разновидностей являются теории «X» и «Y» Дугласа Мак-Грегора.  «Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания, что, как и когда делать, а в качестве основной формы стимулирования использует наказание. Если руководитель принимает решение в одиночку, а потом просто доводит его до подчиненных, то они воспринимают это решение, как явное извне и критически обсуждают, даже когда оно действительно удачное. Выполняется такое решение с оговорками и безразлично. Сотрудники, как правило, радуются любой ошибке руководителя, находя в ней подтверждение своему негативному мнению о нем. В результате подчиненные привыкают быть исполнителями чужой воли, закрепляя в своем сознании стереотип «наше дело маленькое». Для руководителя все это тоже не проходит без потерь, поскольку он оказывается в положении виновника, отвечающего за все ошибки, не видящего и не знающего, где и как они были допущены. Подчиненные же, хотя многое знают и замечают, но помалкивают, или, получая от этого моральное удовлетворение, или считая, что его все равно не перевоспитать. Руководитель понимает сложившуюся ситуацию, однако бессилен обвинить окружающих в допущенных промахах, так как подчиненные не участвовали в выработке решения. Так формируется своеобразный замкнутый круг, который рано или поздно приводит к развитию в организации или подразделении неблагоприятного морально-психологического климата и созданию почвы для развития производственных конфликтов.  Следовательно, при эксплуататорском авторитарном стиле руководства цена ошибок двойная: с одной стороны, экономические потери, а с другой - психологические травмы. 


При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, по-отечески, интересуется при принятии решений их мнением. Но даже в случае обоснованности высказанного мнения может поступить по-своему, делая это зачастую демонстративно, чем значительно ухудшает морально-психологический климат в коллективе. При принятии решений он может учитывать отдельные мнения сотрудников и дает определенную самостоятельность, однако под строгим контролем, если при этом неукоснительно соблюдается общая политика фирмы и строго выполняются все требования инструкции. 
Угрозы наказания, хотя и присутствуют, но не преобладают. Претензии авторитарного руководителя на компетенцию во всех вопросах порождают хаос и, в конечном счете, влияют на эффективность работы. Такой начальник парализует работу своего аппарата. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Подчиненные зависят от него, но и он, как известно, во многом зависит от них. Недовольные подчиненные могут его подвести или дезинформировать. 

Специальные исследования показали, что, хотя в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в количественном отношении больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой, же порядок ниже. Авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты. 

Таким образом, основой авторитарного стиля является сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения. Последнее обстоятельство играет двоякую роль в возможности достижения эффективности. 

С одной стороны, авторитарный стиль управления проявляется в порядке, срочности выполнения задания и возможности предсказать результат в условиях максимальной концентрации всех видов ресурсов. С другой - формируются тенденции к сдерживанию индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков информации сверху вниз, отсутствует необходимая обратная связь.  Авторитарный стиль управления может быть эффективен в экстремальных ситуациях или в условиях низкой трудовой дисциплины. Но у него есть свои минусы, которые могут привести к текучке:
• Резкое снижение инициативности подчиненных; 
• Повышается риск ошибочных решений; 
• Постоянное напряжение и плохой психологический климат; 
• Недовольство подчиненных своим положением.  Авторитарный стиль руководства имеет опасность перерастания в командно-административное руководство, как правило, приводящее к различным формам злоупотребления властью.


2.2. Демократический стиль руководства

Демократический стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных. [2]Поскольку данный стиль руководства формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными он является наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений. Этот стиль помогает каждому сотруднику сформулировать личные цели, а также сочетает в себе методы убеждения и принуждения, установить эффективную взаимосвязь между руководителем и подчиненным.

К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.  Демократический стиль управления — принятие принципиальных управленческих решений, законов, программных документов с учетом общественного мнения, с согласия большинства лиц, на которых распространяют действие принимаемые правила и нормы. Противоположен автократическому стилю управления. 

Демократический стиль характеризуется предоставлением, подчиненным самостоятельности в пределах выполняемых ими функций и их квалификации. Это коллегиальный стиль, который дает большую свободу деятельности подчиненных под контролем руководителя. 

Руководитель-демократ предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: участия, принадлежности, самовыражения. Он предпочитает работать в команде, а не дергать за ниточки власти. Представление демократа о своих сотрудниках сводится к следующему:
1) Естественный трудовой процесс. Благоприятная обстановка в коллективе приведет не только к высокой эффективности но и ответственности со стороны сотрудников; 
2) Приобщение к организационным решениям. Такое действие пойдет на пользу руководителю, сотрудники будут использовать самоконтроль и самоуправление; 
3) Использование системы вознаграждения, что приведет к достижениям целей; 
4) Способность к творческому решению проблем, поспособствует снятию напряжения и поднятию эмоционального фона.