Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться через лицевую экспрессию. Отслеживание человеком подобного рода мимических реакций (как собственных, так и другого человека), осознание их значения, могут существенно обогатить процесс общения. Эмоции, за счёт своего экспрессивного компонента (главным образом – экспрессии лица), считаются непосредственным способом установления контакта человека с окружающими людьми, средством воздействия на них. В качестве примера приводится практика европейских работодателей, которые при приёме на работу руководствуются показателем коэффициента интеллекта (IQ), а повышают в должности – по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению. [Ильин Е.П.]
1.3. Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний
Многообразие эмоциональных проявлений человека выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах, эмоциональных состояниях, отношениях, устойчивых чертах личности.
Термин «эмоции» в широком смысле объединяет все эти понятия. В психологическом словаре [1997] эмоции (от французского «emotion», от латинского «emovere» – волную, потрясаю) – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции – это психический процесс отражения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира.
Также, эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщённости.
С.Л. Рубинштейн, рассматривая эмоцию, как феномен, выделяет три основных признака:
- Эмоции отражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
- Эмоции, обычно, отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть, радость-печаль и т.п. Причём, эти два полюса не являются взаимоисключающими;
- В эмоциональных состояниях, так же, как отметил В. Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью – восторгом, радостью – ликованием, существует «тихая» радость – растроганность и т.п.
Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность.
Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:
- Внутреннее переживание;
- Физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
- Поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).
Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, Изард, выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. Я. Рейковский, указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций. Представляется плодотворной позиция по этому вопросу В.А. Ганзена, считающего эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.
Эмоциональные состояния – психические состояние, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно - энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций – это эмоция, точнее, целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.
Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:
- Радость (удовлетворение, веселье)
- Грусть (апатия, печаль, депрессия)
- Гнев (агрессия, озлобление)
- Страх (тревога, испуг)
- Удивление (любопытство)
- Отвращение (презрение, брезгливость).
В психологии и в смежных науках ведётся постоянное изучение эмоций и эмоциональных состояний. По данной теме проведены многочисленные теоретические и практические исследования. В них изложены концептуальные представления об эмоциях и их проявлениях, которые рассматриваются К. Изардом, П. В. Симоновым, С.Л. Рубинштейн, как один из факторов успешного развития личности человека. Существует тесная взаимосвязь, между эмоциями и общением. В общении мы выражаем себя и познаём окружающих путём наблюдения и анализа их поведения. Наши действия и экспрессивные выражения наших эмоций и эмоциональных состояний, в процессе совместной деятельности с другими людьми имеют большое значение не только для нас, но и для наших партнёров.
Глава 2. Практическая часть
Многочисленные межкультурные эксперименты убедительно доказывают существование шести универсальных эмоциональных проявлений на лице (гнев, отвращение, страх, радость, грусть и удивление).
На основе теоретических рассуждений и экспериментальных данных о способах выражения эмоций, заложенных в человеке генетически и приобретения эмоционально-экспрессивных выражений в результате обучения воспитания, нами была проведена целая исследовательская программа, исходящая из представлений о существовании ограниченного набора базовых эмоций и сконцентрированная как на анализе выражений лица, так и на способности распознания эмоций по выражению лица.
Являются ли выражения эмоций на лице одинаковыми у всех людей? Или выражения лица являются особым языком, который мы должны учить заново в каждой культуре, как нам приходится учить разговорный язык? Чуть более ста лет тому назад, Чарльз Дарвин писал, что выражения эмоций на лице являются универсальными, а не усваиваемыми по-разному в разных культурах; что они биологически детерминированы и являются результатом эволюции человека. Со времён Дарвина многие авторы настойчиво выражали несогласие с этим утверждением. Однако совсем недавно результаты научных исследований позволили окончательно убедиться в том, что хотя внешний вид лица для каждой основной эмоции является общим для всех людей, нет «дежурной» экспрессивной реакции, т.е. всё зависит от ситуации.
В итоге, было проведено следующее исследование:
На первом этапе, в подготовительной части, учащимся колледжа МФПУ «Университет» предлагалось эмоционально отреагировать на ситуации, предложенные исследователями. Каждая из озвученных ситуаций ассоциировалась с определённой эмоцией (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление). Акцентировалось внимание на мимических средствах экспрессии, т.к. наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность. Это означает, что в выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление и отвращение) все движения мышц лица скоординированы.
Эмоции старшеклассников фиксировались с помощью фотокамеры. Для дальнейших исследований, оставлялись только те фотографии, в оценке которых наблюдатели проявляли полное единодушие. (Приложение 1.1, 1.2, 1.3, 1.4) Для предъявления использовали 1набор фотоснимков
В основной части первого этапа, уже имеющиеся, фото – эталоны, были показаны респондентам, 20 студентам колледжа, в возрасте 16-17 лет, которых просили определить, какая из шести эмоций представлена на каждой из них. Проведённые измерения должны были предсказывать те эмоции, которые наблюдатели видели на каждой из этих фотографий.
Важно было определить способность понимания эмоций другого человека, в частности умение разбираться в эмоциональных проявлениях партнёров по общению, используя невербальные средства коммуникации, в данном контексте – лицевую экспрессию. Определить какие из предложенных фотографий с изображёнными на них эмоциональными состояниями распознаются легче, а какие труднее. Результаты исследования предложенных базальных эмоций (гнев, удивление, грусть, радость, страх, отвращение), фиксировались автором.
2.1. Анализ результатов по 1 этапу эксперимента
Результаты испытуемых идентифицировавших мимические выражения, с учётом допущенных ошибок представлены в таблице 1.
Таблица 1
Отображаемое эмоциональное состояние
Ошибки в идентификации мимических выражений
Эмоции |
Ошибки % |
Гнев |
46,6 |
Удивление |
33,3 |
Грусть |
6,6 |
Радость |
6,6 |
Страх |
26,6 |
Отвращение |
20 |
Ошибки в идентификации имели свои закономерности. Так, при идентификации выражения гнева (46,6%) испытуемых, выбрали схему, соответствующую страху, отвращению и грусти. А отображаемое эмоциональное состояние удивления, 33,3% испытуемых идентифицировали со страхом и гневом. Эти данные согласуются с данными К. Изарда, П. Экмана и У. Фризена, которые указывают на сложность дифференцирования мимических проявлений страха и удивления и систематический характер ошибок при их опознании. В результате описанного этапа эксперимента были получены данные, свидетельствующие о понимании эмоциональных реакций старшеклассников, участвовавших в распознавании эмоций на фотографиях учащихся, обучающихся с ними в одной параллели. Руководствуясь возрастной динамикой склонности к проявлению базовых эмоций, М.С. Пономарёвой (Ильин, Пономарёва, 2001), школьников с 1-го по 11-й класс, выявилось то, что во всех возрастных группах склонность к проявлению радости явно преобладает над склонностью к проявлению гнева и страха и удивления. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали мимические выражения лица, соответствующие эмоциональному проявлению радости и грусти (93,4%). Полученные результаты правильно идентифицированных эмоций испытуемыми также подтверждают это (Таблица 2)
Таблица 2
Отображаемое эмоциональное состояние
Правильно идентифицированные мимические проявления
Эмоции |
Ошибки % |
Гнев |
53,4 |
Удивление |
66,7 |
Грусть |
93,4 |
Радость |
93,4 |
Страх |
73,4 |
Отвращение |
80 |
Третья часть испытуемых правильно определили эмоции студентов, изображённых на фотографиях, что может свидетельствовать о наличии некого диапазона выражений лицевой экспрессии, сопряжённого с эмоциональными состояниями личности, колеблющегося в пределах общего типа, свойственному определённому социальному коллективу. 33,3% испытуемых с точностью в 100% опознали эмоциональное состояние учащихся, изображённых на предлагаемых фотографиях.
Обращаясь к возрастным изменениям эмоциональной сферы старшеклассников, можно опираться на увеличении способности понимания эмоций других людей в данном возрасте. Опираясь на психологию межличностного общения, мы можем установить связь интерпретации, понимания, с таким явлением как «вживание», сопереживание, эмпатия, «моторное подражание». Эти явления довольно часто трактуются как чувственное понимание, как способность одного человека откликаться на переживание другого. Вживание через выразительное поведение личности, говоря словами М. М. Бахтина, - это путь к проникновению в её психический мир, это начальный этап понимания.
Способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого, называется эмоциональным интеллектом.
В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружение, чем на самих себя. Согласно этому, мы решили провести следующий этап, второй этап нашего исследования.
Второй этап эксперимента
Исходя из новизны понятия и связанной с этим сложностью диагностики эмоционального интеллекта, ввиду отсутствия разработанных отечественных методик, было решено выявить способность понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений, используя методику оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл. (Приложение 2)
Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1) Эмоциональная осведомлённость
2) Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)