Файл: «Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия).» ..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (АНАЛИЗ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ) АССОРТИМЕНТА
1.1. Состояние и перспектива развития рынка товаров для дачи, огорода и садовых участков
1.2. Классификация и характеристика ассортимента товаров для дачи, огорода и садовых участков
2.1. Ассортиментная политика магазина "Мир Семян"
Код ОКП |
Контрольное |
Наименование |
97 7000 |
0 |
Семена деревьев и кустарников, семена в плодах |
218100 |
1 |
Удобрения азотные |
218200 |
3 |
Удобрения фосфорные (фосфатные) |
218300 |
7 |
Мука фосфоритная |
218400 |
0 |
Удобрения калийные |
218500 |
4 |
Удобрения борные и бормагниевые |
218600 |
8 |
Удобрения сложные |
218900 |
9 |
Удобрения минеральные прочие |
Рис. 1. Фрагмент классификатора продукции
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.
Классификация ассортимента товаров представлена на рис. 3.
По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный ассортимент (недопустимо (далее — ндп): производственный ассортимент) — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ Р 51303-2015).
Промышленный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети (ГОСТ Р 51303-2015).
Рис. 2. Классификация ассортимента товаров
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент товаров (ндп: товары простого ассортимента) — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-2015).
Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.
Сложный ассортимент товаров (ндп: товары сложного ассортимента) — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-2015).
Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.
Развернутый ассортимент товаров (ндп: внутригрупповой ассортимент) — ассортимент товаров, представленный их разновидностями (ГОСТ Р 51303-99).
Он включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных торговых артикулов, относящихся к группе однородных товаров, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.
Укрупненный ассортимент товаров (ндп: групповой ассортимент) — ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров (ГОСТ Р 51303-2015).
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ ДАЧИ, ОГОРОДА И САДОВЫХ УЧАСТКОВ РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ "МИР СЕМЯН"
2.1. Ассортиментная политика магазина "Мир Семян"
В современных условиях выполнение социальных задач, благополучие и коммерческий успех большинства аптечных организаций существенно зависят о степени удовлетворения потребительских предпочтений покупателей, что обуславливает необходимость тщательной разработки ассортиментной политики организации с позиций регламентации торгового ассортимента магазина ООО «Мир Семян», максимальной отдачи от расширения товарной номенклатуры и минимизации затрат деятельности магазина.
Согласно ассортиментной политики порядок формирования ассортимента товаров магазина ООО «Мир Семян» состоит из 5 этапов:
- исследование рынка.
- исследование возможностей самого предприятия.
- выбор ассортиментной стратегии.
- непосредственного формирования ассортимента на предприятии.
- определение рентабельности нового ассортимента.
1 этап. Исследование рынка является основой формирования рентабельного ассортимента и включает:
- изучение товаров
- анализ условий конкуренции
- анализ рыночной сегментации
- анализ форм и методов сбыта и доведения товара до покупателя.
При изучении товаров выявляются те, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей, т. е. являются наиболее конкурентоспособными. Анализ конкурентоспособности осуществляется путем сопоставления его потребительских свойств, цены, издержек производства и др. с аналогичными показателями продукции конкурирующей фирмы.
Эффективная деятельность на рынке невозможна без анализа позиций конкурирующих фирм на этом рынке. Анализ условий конкуренции ведется по следующим направлениям: изучение рыночного положения конкурентов, анализ ассортиментной стратегии, изучение сбытовой политики, ценовой политики, методов продажи товаров и стимулировании сбыта.
Особое значение при исследовании имеет выявление «белых пятен» в спросе, т.е. таких рыночных потребностей, которые не удовлетворяются конкурирующими фирмами с целью использования данных для эффективности своей работы.
Анализ рыночной сегментации.
Сегментирование рынка – это разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары или комплексы маркетинга. Предприятие, готовящееся выходить на рынок, определяет способ сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них. Сегментирование рынка в условиях жесткой конкурентной борьбы позволяет добиться максимального объема продаж посредством ориентирования своей продукции на запросы конкретной группы потребителей.
2 этап. Исследование собственных возможностей предприятия.
В оценку возможностей в формировании ассортимента входят:
- анализ материально-технической базы (размер предприятия, наличия складских и др. помещений, имеющегося оборудования и эффективности использования площади торгового зала).
- требования к специализации и ассортименту местных органов власти.
- анализ товарных запросов.
При оценке эффективности использования торгового зала анализируют общую, установочную и демонстрационную площади и вычисляют соответствующие коэффициенты.
Анализ объема и структуры продаж позволяет определить в какой степени выполнен план объема продаж и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в объеме и структуре продаж за отчетный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии объема продаж.
При выборе участников канала товародвижения обращается внимание на предлагаемый ассортимент товаров и условия поставки товаров, добросовестность выполнения обязательств.
3 этап: Выбор ассортиментной стратегии предприятия:
- торговать только товарами с высокой товарооборачиваемостью.
- торговать товарами – новинками.
- торговать товарами определенного изготовителя и др.
Т.е. одни фирмы стремятся оптимизировать ассортимент путем снижения его широты и уменьшения глубины и торгуют лишь самыми популярными и быстрооборачивающимися товарами что позволяет уменьшить должные средства, вложенные в товарные запасы и ускорить их товарооборачиваемость.
Другие предприятия, напротив, торгуют всеми товарами, сколь бы малым спросом не пользовались некоторые из них и создают образ «у нас можно купить все, что вообще где-нибудь можно купить».
4 этап. Непосредственное формирование ассортимента товаров в состоит из трех этапов:
1) установление основных групп реализуемых товаров. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади, его размещения следует учитывать экономические выгоды в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется п/п расчеты структуры дополняются определением рентабельности от реализации той или иной товарной группы.
2) определяется внутригрупповой (развернутый)ассортимент товаров, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы по размерам, фасонам и др. потребительским признакам. При этом должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров, спросу населения, учитывая влияние различных факторов.
5 этап. Определение рентабельности нового ассортимента.
Существуют разные способы оценки рентабельности ассортимента, наиболее простым является определение рентабельности каждой товарной группы на основе данных о товарообороте, издержках обращения и полученной прибыли от реализации продукции. Правильное соотношение между товарами с разной издержкоемкостью приводит к достижению запланированного уровня рентабельности в целом по предприятию.
Наиболее распространенным способом формирования рационального ассортимента является расчет «точки безубыточности» – это минимальный уровень сбыта, при котором отсутствует убыток, но нет прибыли.
Формирование ассортимента товаров с учетом вышеперечисленных факторов и правил позволит предприятию добиться максимального удовлетворения требований целевых сегментов рынка и значительно повысить свои конкурентные позиции.
Ассортимент количественно характеризуется следующими основными показателями: структурой, широтой, полнотой, устойчивостью и степенью обновления.
Ассортимент представленных товаров в магазине ООО «Мир Семян» является узким, т.к. представлен большим количеством разновидностей товаров и предоставляющий различные варианты удовлетворения одной и той же потребности (семена, удобрения, средства по борьбе с вредителями)
Рассчитаем основные показатели товарного ассортимента на примере одной из товарной позиции, а именно, удобрений, в ООО «Мир Семян» .
Кш = (Шд/Шб)*100%
Шд=16+29+18+17=80
Шд=80 (наименование удобрений)
Шб= 220
Кш=80/220*100%=36,36
Кп = (Пд/Пб)*100%
Кп=29/60*100%=48,33
У=52 (столько удобрений пользуется устойчивым спросом)
Ку=(Шу/Шд)*100%
Ку=52/80*100%=65
Кн=Н/Шд
Кн=15/80*100%=18,75
Кр=(Кш*вш+Кп*вп+Ку*ву+Кн*вн) / 4
Вш=0,5
Вп=0,8
Ву=0,6
Вн=0,4
Кр=36,36*0,5+48,33*0,8+65*0,6+18,75*0,4\4=25,83
Следует отметить, что за базовые показатели принимался ассортимент специализированного магазина «Семена».
Коэффициент рациональности в магазине ООО «Мир Семян» составляет 25,83%. Это связано с тем, что в магазине ООО «Мир Семян» в основном преобладают семена и удобрения, т.к. эти товары часто закупаются населением и пользуются большим спросом у покупателей весной. Во-первых, из-за хорошего качества и доступной цены. Во-вторых, из-за удобного местоположения магазина.
2.2. Объекты и методы исследования
Объектом исследования является одна из групп товаров - удобрения
Грамотное управление товарными запасами в организации оптово-розничной торговли - один из важнейших факторов успешного бизнеса. Оптимизация этого процесса позволяет избежать закупок плохо реализуемой продукции, на обслуживание которой тратятся немалые средства, а также избежать возникновения дефектуры, тем самым максимально удовлетворить потребительский спрос и обеспечить постоянное наличие товара в организации.
Основным инструментом управления товарными запасами является АВС-анализ ассортимента, проводимый с учетом объемов продаж и прибыльности товарных позиций. Перед тем как приступить к АВС- анализу, необходимо выделить особые группы товаров, которые не будут участвовать в автоматизированном АВС-анализе. Это следующие группы: новые товары, управление которыми нельзя описать математической формулой, так как отсутствуют данные об их движении; позиции, которые заказываются по одной упаковке при условии, что в остатке ноль упаковок; позиции, которые заказываются по одной упаковке, если в остатке меньше одной упаковки (данная группа выделяется по желанию); товары, закупаемые под заказ или подлежащие исключению из ассортимента. Специалист по товарным запасам ведет постоянный мониторинг этих групп (исключает из них товарные позиции или, наоборот, включает). Остальной товар ассортимента организации торговли подлежит автоматизированному АВС анализу. При этом составляется рейтинг товарных позиций по объему продаж в денежном выражении за месяц (т. е. все товары выстраиваются в список в очередности по суммам продаж, начиная от самой большой), а затем проводится разделение товаров на группы А, В, С. Группа А - товары из верхней части рейтинга, дающие 80 % от общего объема продаж (для этого надо суммировать объемы продаж товаров, начиная с верхней строчки рейтинга до достижения суммы, равной 80 % от продаж за анализируемый период). Группа В - товары, следующие за группой А и дающие 15 % от общего объема продаж. Группа С - товары из нижней части рейтинга, дающие 5 % от общего объема продаж (в эту группу включаются также те товары, которые в течение анализируемого периода вообще не были проданы и имеются на складе в остатке) [1].