Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия Розничная сеть «Магнит».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 421
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ
1.1.Значение закупочной деятельности
1.2. Исследование товарных рынков
1.3 Планирование оптовых закупок
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ В МАГАЗИНЕ «МАГНИТ»
2.1. Общая характеристика магазина
2.2. Организация оптовых закупок товаров
2.3. Форма договорных отношений и порядок их оформления
2.4. Контроль и учет поступления товаров от поставщиков
По тем группам, которые занимают наибольший удельный вес в объеме продаж, был проведен более детальный анализ по каждому наименованию и установлено, что у потребителей наибольшей популярностью пользуется продукция ОАО «Молоко» (Табл. 3).
Таблица 3 - Сравнительный анализ закупа и продаж по группе «молочные товары» за период с 12.09.2016 г. по 28.09.2016 г.
Наименование |
Остаток на начало месяца (Он), ед |
Объем закупа, кол-во ед. |
Объем продаж, кол-во ед. |
Остаток на конец месяца (Ок), ед. |
Уд вес прод. от всего сбыта этой группы (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Молоко, 2,5 % жир., 1 л., п/э |
- |
208 шт |
204 шт |
4 шт |
3,2 |
2.Молоко, ТМ 7Я, 2,5 % жир., 1 л., п/э |
60 шт |
1738 шт |
1741 шт |
57 шт |
27,4 |
3.Молоко, ТМ 7Я, 3,5 % жир., 1 л., п/э |
23 шт |
668 шт |
670 шт |
21 шт |
10,5 |
4.Молоко, ТМ, 2,5 % жир., 0,5 л., п/э |
12 шт |
785 шт |
793 шт |
4 шт |
12,5 |
5.Молоко, ТМ, 2,5 % жир., 1 л., п/п |
11 шт. |
404 шт |
411 шт |
4 шт |
6,5 |
6.Молоко, ТМ, 2,5 % жир. С лактул., 1 л., п/п |
13 шт |
225 шт |
218 шт |
20 шт |
3,4 |
7.Сливки, ТМ, 8 % жир., 250 г., п/э |
- |
896 шт |
850 шт |
46 шт |
13,4 |
8.Сливки, ТМ, 8 % жир., 500 г., п/э |
9 шт |
233 шт. |
235 шт. |
7 шт |
3,6 |
9.Кефир, 2,5 % жир. 0,5 л., п/э |
10 шт |
291 шт |
300 шт |
1 шт |
4,7 |
10.Кефир, ТМ, 2,5 % жир. 1 л., п/п |
15 шт |
531 шт |
546 шт |
- |
14,5 |
11.Кефир, ТМ, 2,5 % жир. 1 л., п/п |
12 шт |
270 шт |
266 шт |
16 шт |
7,05 |
12.Кефир, ТМ, 2,5 % жир. 1 л., п/э |
26 шт |
642 шт |
668 шт |
- |
17,7 |
13.Кефир, ТМ, 2,5 % жир. С лакт. 1 л., п/п |
11 шт |
225 шт |
235 шт |
1 шт |
6,2 |
14.Биосметана, ТМ,20%,340 г. |
7 шт. |
120 шт. |
127 шт. |
- |
5,9 |
15.Сметана, 10 % жир. 250 г., пласт. |
- |
52 шт |
47 шт |
5 шт |
2,2 |
16.Сметана, 15 % жир. 500 г., п/п |
- |
35 шт |
18 шт |
17 шт |
0,8 |
17.Сметана, ТМ, 15 % жир. 200 г., стакан. |
8 шт |
94 шт |
101 шт |
1 шт |
4,7 |
18.Сметана, ТМ, 15 % жир. 250 г., п/э. |
10 шт. |
270 шт. |
273 шт. |
7 шт |
12,7 |
19.Сметана, ТМ, 15 % жир. 340 г., стакан. |
10 шт. |
102 шт |
104 шт |
8 шт |
4,8 |
20.Сметана, ТМ, 15 % жир. 500 г., п/э. |
10 шт |
235 шт |
235 шт |
10 шт |
11,0 |
21.Сметана, ТМ, 15 % жир. 500 г., стакан. |
- |
30 шт |
29 шт |
1 шт |
1,3 |
22.Сметана, ТМ, 20 % жир. 250 г., п/э. |
- |
145 шт |
135 шт |
10 шт |
6,3 |
23.Сметана, ТМ, 20 % жир. 500 г., п/э. |
- |
180 шт |
178 шт |
2 шт |
8,3 |
24.Сметана, ТМ, 30 % жир. 175 г. |
9 шт |
135 шт |
137 шт |
7 шт |
6,4 |
25.Творог, 5 % жир. Крестьянс. |
- |
100 кг |
96,69 кг |
3,310 |
1,4 |
26.Творог обезжиренный |
- |
445 кг |
384,365 кг |
60,635 |
5,7 |
27.Творог, ТМ, крестьянский, 5 %, 250 г. |
8 шт |
205 шт |
209 шт |
4 шт |
3,1 |
28.Творог с фруктами 200 г. |
- |
60 шт |
56 шт |
4 шт |
0,8 |
29.Творог с фруктами, ТМ, 4 %. 200 г. |
4 шт |
169 шт |
171 шт |
2 шт |
2,5 |
30.Творог ЭРМИ, 5 % жир. 100 г. |
24 шт. |
24 шт |
40 шт |
8 шт |
0,6 |
31.Йогурт аромат., ТМ, 150 г. |
- |
65 шт. |
61 шт. |
4 шт. |
0,6 |
32.Йогурт, ТМ, аромат., 500 г., п/э |
5 шт. |
30 шт. |
34 шт. |
1 шт. |
0,3 |
33.Йогурт аромат., 500 г., п/э |
9 шт. |
239 шт. |
246 шт. |
2 шт. |
2,5 |
34.Йогурт Джонни-Бонни, 3,2 % жир. 500 г. |
- |
5 шт. |
2 шт. |
3 шт. |
0,02 |
Общий объем сбыта за месяц – 29887,575 |
Как видно из табл. 4, наибольший удельный вес установлен у следующих видов продукции:
-молоко жирностью 2,5 %, 1 л, п/э – 27,4 % (1741 ед);
-молоко жирностью 3,5 %, 1 л., п/э – 13,4 % (850 ед);
-молоко жирностью 2,5 %, 0,5 л., п/п – 12,5 % (793 ед).
По кефиру наибольший удельный вес составляют:
-кефир жирностью 2,5 %, 0,5 л., п/э – 14,5 % (546 ед.)
-кефир жирностью 2,5 %, 1 л., п/э – 17,7 % (668 ед.) (ОАО «Молоко»).
По сметане наибольший удельный вес:
- сметана жирностью 15 %, 500 г., п/э – 11 % (235 ед.);
-
- сметана жирностью 15 %, 250 г., п/э – 12,7 % (273 ед.);
- сметана жирностью 20 %, 500 г., п/э – 8,3 % (178 ед.) (ОАО «Молоко»).
По творогу наибольший удельный вес:
-творог обезжиренный – 5,7 % (384,365 ед.)
-творог с фруктами жирностью 4 %, 200 г. (ОАО «Молоко)
И наименьший удельный вес – творожок «Эрми» жирностью 5 %, 100 г.
Из йогуртов были отобраны йогурты производства ОАО «Молоко», и выяснилось, что наибольший удельный вес приходится в объеме продаж по йогуртам – 2,5 % (246 ед) на йогурт ароматизированный весом 500 г., п/э. По остальным йогуртам удельный вес колеблется в пределах 1 %.
Наименьшим спросом пользуется продукция ПК «Нижегородский молкомбинат» (молоко, кефир жирностью 2,5 %, сметана жирностью 15 % и т.д.), т.к. она не известна потребителям, хотя по качеству не уступает продукции такого производителя, как ОАО «Молоко».
Что касается группы мясопродуктов, то здесь объем продаж в феврале составил 4304,727 ед. при объеме закупа – 5256,125 ед. Наибольший удельный вес приходится на колбасы вареные – 30,1 % (1293,110 ед.); сосиски – 18,8 % (810,075 ед.), колбасы полукопченые – 18,2 % (784,393 ед.) и мясокопчености – 12,5 % (539,635 ед.) в объеме продаж и наименьший удельный вес – холодец, зельцы – 0,2 % (6,390 ед.); колбасы сырокопченые – 1,7 % (74,751 ед.) (Табл. 5).
Таблица 5 - Сравнительный анализ закупа и продаж по группе «Мясопродукты» за период с 12.09.2016 г. по 28.09.2016 г.
Наименование |
Остаток на начало месяца (Он), ед |
Объем закупа, кол-во ед. |
Объем продаж, кол-во ед. |
Остаток на конец месяца (Ок), ед. |
Уд вес прод. от всего сбыта этой группы (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Колбасы вареные |
191,547 |
1713,340 |
1293,110 |
611,777 |
30,1 |
2.Сосиски |
36 |
997,150 |
810,075 |
223,075 |
18,8 |
3.Сардельки |
22 |
145,230 |
148,866 |
18,364 |
3,5 |
4.Ветчины |
21,063 |
242,300 |
208,657 |
54,706 |
4,8 |
5.Колбасы полукопченые |
13,700 |
1051,060 |
784,393 |
280,367 |
18,2 |
6.Колбасы сырокопченые |
52,550 |
66,074 |
74,751 |
43,873 |
1,7 |
7.Мясокопчености |
33,644 |
645,571 |
539,635 |
139,58 |
12,5 |
8.Паштеты в оболочке, ливер |
266 |
388,900 |
438,850 |
216,05 |
10,2 |
9.Холодец, зельцы |
- |
6,5 |
6,390 |
0,110 |
0,2 |
Итого |
636,504 |
5256,125 |
4304,727 |
1587,902 |
100,0 |
Остатки на конец месяца по группе молочная продукция составляют 9088,295 ед., что превышает остаток на начало месяца почти в 2 раза (4045,370 ед.). По мясопродуктам складывается подобная ситуация, так как остаток на начало месяца равен 636,504 ед., а на конец месяца – 1587,902 ед. Это подтверждает, что данная продукция имеет высокую оборачиваемость.
На втором этапе был проведен анализ скорости движения мясопродуктов за два месяца, т.е. за октябрь (с 12.10 – 28.10.04) и ноябрь (с 01.11.04 по 31.11.04). Для этого рассчитывали коэффициенты скорости движения, которые находятся по следующей формуле (1):
Кс = , (1)
Где Ок – остаток на конец месяца, ед.
Сп – реализация, ед.
Он – остаток на начало месяца, ед.
П – поступление в течение месяца, ед.
Кс – коэффициент скорости движения товаров.
После того, как были рассчитаны коэффициенты скорости движения по каждому наименованию за октябрь, ноябрь, находим среднеарифметическое этих коэффициентов. Полученные результаты сведены в таблицу.
Было проведено разделение полученных значений показателей на группы: 1) Кс = 0 – 0,1 (быстрая реализация); 2) Кс = 0,1 – 0,26 (устойчивая реализация); 3) Кс = 0,27 – 0,45 (замедленная реализация); 4) Кс = 0,46 – 0,9 (медленная реализация).
В результате анализа скорости движения товаров в первую группу были включены 17 наименований видов мясопродукции: колбаса Здоровье (ПТ – Нижегородская); колбаса телячья в/с (Докторская); колбаса Юбилейная (ПТ – Нижегородская); сосиски молочные в/у в/с (ПМК); сервелат Карельский в/к (Докторская) и др.
Во вторую группу - 54 наименования: Колбаса Прима, в/с, Докторская; Колбаса Молочная, в/с, Докторская; колбаса Останкинская, в/с, Докторская и ТМК и др.
Из вышеперечисленных наименований мясопродуктов, отличающихся быстрой реализацией, можно сделать вывод о том, что наибольшим спросом пользуется продукция ООО «Свердловский мясокомбинат».
Медленно реализуется четвертая группа, в которую вошла продукция Микояновского мясокомбината (г. Москва), Челябинского мясокомбината и отдельная продукция ОАО «Пермский мясокомбинат» (колбаса Эстонская в/с, колбаса оригинальная по-краковски п/к, колбаса Подольская 1 с, колбаса русская в/с, Колбаса Чайная в натуральной оболочке, колбаса Петербургская). Как правило, вышеуказанная продукция закупается в небольших количествах. Причиной медленной реализации можно назвать то, продукция покупателям мало известна или их не удовлетворяют какие-либо качества продукции (цена, оболочка колбасы, вес упаковки и т.д.).
Был проведен анализ показателей эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия сети «Магнит», включающий 12 показателей. Все они относятся к показателям деятельности предприятия, т.к. характеризуют эффективность использования основных видов ресурсов, материальных, финансовых, трудовых. (Табл. 6).
Таблица 6 - Динамика показателей деятельности предприятия
Наименование показателя |
2014 г. |
2016 г. |
Отклонения |
|
абсолютные |
Темп роста, % |
|||
1.Товарооборот, тыс. руб. |
74275,4 |
78124,75 |
+3849,35 |
105,2 |
2.Издержки обращения в сумме, тыс. руб. |
7784,06 |
8218,72 |
+434,66 |
105,6 |
3.Валовый доход, тыс. руб. |
13726,1 |
14624,95 |
+898,85 |
106,5 |
4.Уровень издержек, % |
10,48 |
10,52 |
+0,04 |
100,38 |
5.Прибыль валовая (прибыль от продаж), тыс. руб. |
5942,03 |
6406,23 |
+464,23 |
107,8 |
6.Рентабельность реализации, % |
7,9 |
8,2 |
+0,3 |
103,8 |
7.Чистая прибыль, тыс. руб. |
4515,93 |
4868,73 |
+352,8 |
107,8 |
8.Средний запас, тыс. руб. |
8123,05 |
9397,29 |
+1274,24 |
115,68 |
9.Коэффициент оборачиваемости, число оборотов |
46,2 |
50,4 |
+4,2 |
109,1 |
10.Товарооборачиваемость, дней |
7,8 |
7,1 |
-0,7 |
91,02 |
11.Численность сотрудников, чел. |
74 |
74 |
- |
100,0 |
12.Производительность труда, тыс. руб. / чел. |
1003,72 |
1055,74 |
+22,02 |
105,18 |
В результате проведенного анализа было установлено, что товарооборот в 2016 г. по сравнению с 2014 г. увеличился более чем на 3 млн. руб. или на 5,2 %. Одновременно произошло увеличение расходов на 434 тыс. руб. (на 5,6 %). Это объясняется тем, что до января 2016 г. данное предприятие увеличило торговую площадь. Исследуемое предприятие за анализируемый период имеет валовую прибыль свыше 6 млн. руб., темп роста которой составляет 107,8 %, и является рентабельным. Рентабельность реализации имеет тенденцию к увеличению с 7,9 % до 8,2 % (темп роста – 103,8 %).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, одной из первостепенных задач товароведов является обеспечение стабильного снабжения товарного рынка достаточными товарами во всем их разнообразии. Процесс товароснабжения заключается в организации доведения товаров от их производителей до розничной торговой сети в количестве и в ассортименте, соответствующих спросу населения.
Этот процесс можно разделить на следующие основные этапы: организация закупки товаров, организация завоза товаров, приемка и хранение товаров на торговых предприятиях. Закупочная деятельность должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы товароведы вели систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
Важным условием совершенствования товароведной работы в области организации товароснабжения является применение такой формы доставки, которая позволяет обеспечить поступление товаров в установленное время, в нужном объеме и ассортименте.
Вместе с полученными товарами на торговое предприятие поступают следующие документы: товарно-транспортная накладная, счет-фактура, счет на оплату, платежное требование, спецификации, сертификаты, а также другие сопроводительные документы, предусмотренные законодательством РФ. Все документы должны быть заполнены в соответствии с действующими правилами и на основании договора поставки, иметь четкие печати и подписи.
Основными источниками поступления товаров являются в магазин «Магнит» являются: производственные предприятия; мелкие оптовики и ИП; крупные оптовики.
Магазин имеет также постоянных поставщиков, с которыми много лет складываются партнерские отношения. Это: «Хлебокомбинат № 2», поставляющий гипермаркету хлеб со скидкой (размер скидки – 5 %); АО «Молоко»; АО «Ковернинский МЗ»; Кондитерская фабрика «Нижегородская» и др.
При доставке товаров в магазин используется прямой канал.
Центрозавозом осуществляется доставка большей части грузов. В день в магазинее разгружается 40-50 машин. Этот метод позволяет обеспечить: строгую систему и порядок завоза товаров по определенным графикам, заявкам; ответственность за груз несет поставщик; поддержку товарных запасов необходимого ассортимента; эффективное использование заключается в том, что гипермаркет не несет издержек по доставке товаров.
На складе обеспечивается хранение текущих запасов; товаров сезонного назначения; целевых товарных запасов (для осуществления определенных целевых мероприятий). Но в основном все поставляемые товары поступают непосредственно в торговый зал магазина «Магнит».