Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия Розничная сеть «Магнит».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 417
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ
1.1.Значение закупочной деятельности
1.2. Исследование товарных рынков
1.3 Планирование оптовых закупок
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ В МАГАЗИНЕ «МАГНИТ»
2.1. Общая характеристика магазина
2.2. Организация оптовых закупок товаров
2.3. Форма договорных отношений и порядок их оформления
2.4. Контроль и учет поступления товаров от поставщиков
При обосновании выбора конкретных поставщиков большое значение имеет информация о состоянии портфеля заказов поставщика. Портфель заказов, имеющийся у отдельной фирмы, определяется стоимостью всех заявок на определенное время. Информация о снижении портфеля заказов у поставщика может быть использована покупателем для получения льготных условий поставки, расчетов и получения дополнительных скидок.
Принятие решения о закупке и поставке товаров принимается на четвертом этапе Данный этап включает разработку проектов текстов договоров с поставщиками, заключение договоров и контрактов с ними, разработку спецификаций к договорам, подготовку и представление поставщикам разнарядок на отгрузку товаров. При разработке проектов текстов договоров и их заключении исходят из того, что оптовые покупки товаров должны обеспечивать нормальные условия для регулирования товароснабжения розничной торговой сети в оптимальном для него режиме.
Важное значение в организации оптовых закупок играет пятый этап - налаживание оперативного контроля за выполнением заключенных договоров, предусматривающий получение товаров, их прием и оплату в организацию, складской переработки товаров. Особое внимание при этом обращают на выполнение поставщиками своих обязательств по договорам в полном объеме, применение мер воздействия к нерадивым поставщикам.
Экономическая эффективность оптовых закупок устанавливается на шестом этапе и служит основанием для совершенствования организации закупок товаров в будущем. Она определяется сопоставлением доходов от реализации товаров и издержек обращения. Детальный анализ издержек обращения, связанных с закупками товаров, позволяет повысить уровень доходности торговой деятельности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ В МАГАЗИНЕ «МАГНИТ»
2.1. Общая характеристика магазина
Сеть магазинов «Магнит» - ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России.
Розничная сеть «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.
Розничное предприятие «Магнит» - лидер на российском рынке по количеству торговых объектов и территории присутствия в России — 66 филиалов, 1 представительство, 6783 магазина формата «у дома», 148 гипермаркетов, 30 магазинов «Магнит Семейный» и 685 магазинов косметики в 1713 населенных пунктах.
«Магнит» - это компания с мощной логистической системой, включающей 19 распределительных центров, автоматизированную систему управления запасами и автопарк, состоящий из 4969 автомобилей, которые обеспечивают своевременную доставку товаров во все магазины сети.
«Магнит» - это ведущая российская розничная компания по объему продаж. Выручка компании за 2016 год составила 448661,13 миллионов рублей.
«Магнит» - крупнейший работодатель России — в компании работает свыше 200000 человек. Розничная сеть «Магнит» неоднократно удостаивалась звания «Привлекательный работодатель года».
Миссия компании: работа для повышения благосостояния покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников.
Цель компании: обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.
Одна из розничных точек компании «Магнит»
Схема организационной структуры управления показана на рис. 1.
Генеральный директор
Коммерческий директор
Главный бухгалтер
Бухгалтеры
Старший менеджер
Маркетолог
Старший мене-джер по закупу
Начальник склада
Водители-экспедиторы
Менеджер по продажам
Офис - менеджеры
Менеджеры по снабжению
Кладовщик
Грузчики
Рис. 1. Организационная структура магазина «Магнит».
Организационная структура линейно-функцианальная и строится по следующему принципу: на одной ступени коммерческий директор и главный бухгалтер, которым, в свою очередь, подчиняется отделы маркетинга, менеджерский отдел и бухгалтерия.
2.2. Организация оптовых закупок товаров
Торговым отделом периодически производится изучение покупательского спроса. Изучение спроса производится в основном с помощью анкетирования покупателей.
По данным анкетирования тщательно изучаются данные о покупательских потоках, вкусах и запросах покупателей, покупательных фондах населения и отдельных его социальных групп, покупательских намерениях и других факторах, формирующих спрос. При этом придается большое значение прогнозу развития рынка данных товаров в целом.
Важное место в рамках анализа рынка занимает изучение изменений в доходах потребителей. Этот фактор имеет большое значение как для формирования цен на продукты, так и для определения объема сбыта.
Второй этап – отбор целевых рынков – заключается в определении, на какого потребителя (сегмент рынка) рассчитывать товар и каких потенциальных потребителей можно будет привлечь в дальнейшем.
Сегментация рынка – один из важнейших инструментов маркетинга. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной среде. Для этого необходимо учитывать определенные критерии сегментации рынка, т.е. способы обоснованности выбора того или иного сегмента рынка.
В 2016 году магазин «Магнит» проводил анкетирование покупателей не только с целью выявления спроса но и для того, чтобы проследить изменения в сегментации рынка.
Так, выяснилось следующее:
1)По возрасту основной группой покупателей являются покупатели в возрасте 26-35 лет (41,1 %).
Вообще сегментация по этому признаку выглядит следующим образом:
Рис. 2. Сегментация по возрастному признаку
Такая сегментация покупателей позволяет определить портрет среднего покупателя с тем, чтобы впоследствии на него ориентироваться.
77,6 % покупателей ответили, что предпочтут покупать продукты отечественных производителей, но некоторые указали, что при условии, что эти товары по качеству будут не хуже, но дешевле импортных.
Учитывая все выше сказанное, магазин «Магнит» так ориентирует свой товар на потребителей: учитываются запросы покупателей и прошлый опыт (например, чего и сколько было продано в прошлом месяце).
Результаты анкеты показатели также, что можно также ориентироваться и на покупателей в возрасте 36 – 45 лет, а также покупателей с доходом выше 10000 руб. (иногда эти две группы покупателей совпадают). Эти покупатели берут более дорогие товары.
Одним из видов коммерческой деятельности является товарообеспечение. Поэтому в целях обеспечения бесперебойной продажи товаров должны осуществлять своевременную закупку товаров на основе имеющейся у них информации об остатках запасов.
На сегодняшний день магазины, входящие в торговую сеть «Магнит» не обладают полной свободой и независимостью в выборе потенциальных поставщиков. Это обусловлено тем, что раз в месяц в головном предприятии этой сети разрабатывается перечень бонусных поставщиков, который затем направляется во все магазины сети «Магнит», т.е. таким образом можно сказать, что сеть диктует с какими поставщиками можно и нужно работать, а с какими нет. Одной из систем выбора потенциальных поставщиков, применяемых в данной сети, является система «торгов». Суть ее заключается в том, что для принятия решения о выборе потенциального поставщика в отдел поставок приглашаются 2 и более поставщиков одной товарной группы, которые в ходе проведения переговоров торгуются между собой, устанавливая цены на свою продукцию ниже цены, которую предлагают другие участники этих переговоров. В результате таких «торгов» договор на поставку заключается с тем поставщиком, который предложит самую низкую цену за свой товар.
Кроме того, два раза в месяц в головном предприятии проводится так называемая «оперативка» для товароведов всей сети «Магнит». На этих оперативках обсуждают не только порядок ценообразования, формирования ассортимента, но и каждый из присутствующих может высказать свое мнение о том или ином поставщике, задать вопросы по интересующим его проблемам и т.п.
На сегодняшний день «Магнит» обеспечивают товарами 388 поставщика. Основные источники закупки делятся на 3 сегмента (Рис. 3).
Рис.3. Доля каждой категории поставщиков в общем объеме поставок
Магазин имеет также постоянных поставщиков, с которыми много лет складываются партнерские отношения. Это:
- «Хлебокомбинат № 2», поставляющий магазину хлеб со скидкой (размер скидки – 5 %);
- АО «Молоко»;
- АО «Ковернинский МЗ»;
- Кондитерская фабрика «Сормовская»;
- Сормовская макаронная фабрика.
Постоянными поставщиками сельхозпродукции являются:
- Совхоз «Горьковский»;
- Совхоз «Московский»;
- Совхоз «Победа».
Также магазин закупает товар у лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью:
- ИП Орлов;
- ИП Чирков;
- ИП Князева;
- ИП Караваев;
- ИП Петрова и др.
А также:
-
- мелкооптовые и крупнооптовые фирмы («Фуд Трейд», «Рем-холдинг», «Областной оптовый центр» и т.п.);
- производственные предприятия (ОАО «Нижегородский мясокомбинат», ОАО «Молоко» и т.п.);
- с/х предприятия (ФГУП «Ворсменский» и т.п.).
Кроме постоянных поставщиков «Магнит» производит закупку овощей, зелени у физических лиц.
При доставке товаров в магазин используется прямой канал.
Заказы товаров составляются ежедневно товароведами с учетом вместимости подвижного состава и вместимости торгового зала и оперативного склада самого магазина. Имеющиеся площади магазина рассчитаны на необходимые запасы товара, учитывающие колебания спроса.
2.3. Форма договорных отношений и порядок их оформления
Взаимоотношения с поставщиками происходят на основе договоров поставок или по заявкам. Хозяйственные связи с поставщиками бывают длительными (1 год и более), краткосрочные (до 6 месяцев) и разовые. При сделке заключается договор поставки установленного образца.
Во вводной части договора содержатся:
Наименование сторон, заключающих договор, нормативные документы, на основании которых заключен договор.
В основной части указывается количество поставляемого товара, упаковка, ассортимент (оговаривается спецификация, которая прикладывается к договору, порядок доставки товара, сроки поставки, порядок оплаты, права и имущественная ответственность сторон за нарушение к качеству товара и т.д.
В заключительной части указываются адреса сторон.
Поиск новых поставщиков производится через рекламные издания («Товары и цены», «Монитор», «Товары со склада» и пр.), а также через ИНТЕРНЕТ. Изучив ассортимент, цены и условия продажи, коммерческий директор принимает решение, с какими предприятиями вступать в договорные отношения. Затем торговый отдел делает заявки этим поставщикам на поставку интересующего товара, а коммерческий директор контролирует выполнение договора.
Долгосрочные договора заключаются с поставщиками, с которыми магазин «Магнит» сотрудничает продолжительное время. Эти договора оформляются также на коммерческого директора. Между магазином «Магнит» и производственными предприятиями г. Нижнего Новгорода по поставкам товаров простого ассортимента организованы простые договорные связи, которые имеют также долгосрочный характер. Заявки на местные предприятия производятся по телефону. Завоз продукции осуществляется согласно установленному графику. Закупки осуществляют менеджеры по снабжению, которые в определенное время приходят с прайс-листами, чтобы известить работников торгового отдела об изменениях цен, ассортимента и просто предложить пополнить товарные запасы. Количество товаров, подлежащих завозу, определяется с учетом фактических товарных запасов и результатов изучения покупательского спроса. Учет товарных запасов на основе снятия остатков позволяет правильно определить потребность в товарах, предъявлять заявки в сроки, обеспечивающие равномерное их поступление и тем самым поддерживать широкий и устойчивый ассортимент. Учитывается и сезонность поставок.