Файл: Теоретические аспекты стиля руководства в менеджменте.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты стиля руководства
1.1. Влияние стиля руководства на эффективность управления организацией
1.2. Проблема выбора стилей руководства в управленческой деятельности
Глава 2. Анализ стиля руководства в ООО «Novikov Group»
2.1. Краткая характеристика ООО «Novikov Group»
2.2. Анализ стиля правления на предприятии
Как бы Вы оценили наличие лидерского потенциала в перечисленных возрастных группах |
Ранг степени наличия лидерского потенциала (maх 4) |
Ранг степени конфликтности (maх 4) |
||||
рабочие |
специалисты |
работники аппарата управления |
рабочие |
специалисты |
работники аппарата управления |
|
21-25 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
25-40 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
40-55 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
55-65 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
Результаты проведенного исследования показали, что наибольший уровень лидерского потенциала отмечен в среде рабочих в возрастной группе – 21-25 лет, в среде специалистов – 25-40 лет и в среде работников аппарата управления – 40-55 лет. Данное соотношение выглядит вполне закономерным с точки зрения содержания труда каждой из указанных категорий. Так, для рабочих специальностей определяющее значение для лидерства имеют такие факторы, как здоровье, выносливость и навыки, коими в полной мере обладают преимущественно работники в возрасте 21-25, которые начинают свою трудовую карьеру, как правило, раньше остальных категорий работников (с 18 лет) и к 21 году обладают необходимыми умениями и желанием занять лидирующую позицию. Лидерский потенциал в среде специалистов сосредоточен в возрастной категории 25-40 лет тоже по объективной причине, поскольку именно на этот период приходится пик интеллектуальных достижений. Наибольший лидерский потенциал в среде работников аппарата управления сосредоточен в возрастной группе 25-40 преимущественно вследствие того, что в более раннем возрасте работники в большинстве своем ориентированы на профессиональное развитие в определенной сфере, а в более позднем возрасте работники, имевшие лидерский потенциал в большинстве своем уже достигли своей самореализации.
Таблица 6
Степень влияния условий трудовой деятельности на возрастание лидерского потенциала по категориям персонала[40]
Условия трудовой деятельности |
Степень влияния условий трудовой деятельности на возрастание лидерского потенциала |
||
работники аппарата управления |
Специа-листы |
рабочие |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
делегирование полномочий |
высокая |
высокая |
средняя |
усиление ответственности |
высокая |
высокая |
средняя |
увеличение заработной платы |
средняя |
средняя |
высокая |
увеличение премиального вознаграждения |
средняя |
средняя |
высокая |
увеличение количества социальных льгот |
средняя |
средняя |
высокая |
стаж |
высокая |
высокая |
высокая |
статус |
высокая |
высокая |
средняя |
повышение квалификации |
высокая |
высокая |
средняя |
образование |
высокая |
высокая |
средняя |
инновационность |
высокая |
средняя |
низкая |
интеллектуальная деятельность |
высокая |
средняя |
низкая |
творческий подход |
высокая |
средняя |
низкая |
инициативность |
высокая |
высокая |
средняя |
исполнительность |
средняя |
средняя |
высокая |
работоспособность |
высокая |
высокая |
средняя |
морально-психологический климат |
средняя |
высокая |
высокая |
стиль руководства |
средняя |
высокая |
средняя |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
социальная защищенность |
высокая |
высокая |
высокая |
здоровый образ жизни |
высокая |
высокая |
средняя |
карьерный рост |
высокая |
высокая |
средняя |
правовая защищенность |
высокая |
высокая |
высокая |
социальное партнерство |
средняя |
средняя |
высокая |
участие в управлении банком |
высокая |
высокая |
средняя |
коммуникативность |
средняя |
высокая |
высокая |
Результаты мониторинга в части степени конфликтности, связанной с имеющимися на предприятиях лидерскими позициями совпали с итогами исследования лидерского потенциала только в среде рабочих в возрасте 21-25 лет. В среде рабочих данная закономерность объясняется тем, что работники, имеющие потенциал, занимают лидерские позиции в возрасте, когда нет еще достаточного уровня понимания законов менеджмента и межличностных взаимоотношений, что предсказуемо приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что фактически в равной мере относится и к наибольшей лидерской конфликтности среди работников аппарата управления в возрасте 25-40 лет. Среди специалистов наибольший уровень лидерской конфликтности отмечен также в категории работников 21-25 лет, которые, еще не достигнув пика интеллектуальных возможностей, не состоятельны с позиции реализации своего лидерского потенциала.
Лидерский потенциал работников может быть измерен количественно и качественно. Количественные характеристики условий трудовой деятельности показывают соотношение численности, показатель текучести по категориям работников, качественные – образовательный и квалификационный уровни, морально-психологический климат в коллективе, степень удовлетворенности трудом, отношение к ответственности, готовность проявлять инициативу, степень заинтересованности в результатах труда.
В ходе проведенного мониторинга состояния лидерского потенциала работникам были заданы вопросы, направленные на выявление степени влияния рассматриваемых стилей лидерства на возникновение конфликтов (см. табл. 7).
Таблица 7
Оценка степени влияния стилей лидерства на возникновение конфликтных ситуаций[41]
Стили лидерства |
Категории персонала |
||
Работники аппарата управления |
специалисты |
Рабочие |
|
Ранг степени влияния (maх) |
|||
Авторитарный |
1 |
3 |
3 |
Демократический |
2 |
1 |
2 |
Либеральный |
3 |
2 |
1 |
Таким образом, наибольшее влияние на возникновение конфликтов оказывает авторитарный стиль лидерства (2,3), далее либеральный (2) и в меньшей степени демократический (1,6). Авторитарный стиль лидерства предполагает обладание достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, а принуждение всегда опасно возникновением недовольства. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют, но люди наиболее остро реагируют на неудовлетворенность в такого рода потребностях, поэтому авторитарный стиль лидерства является потенциально одним из наиболее конфликтных вследствие сдерживания индивидуальных инициатив. Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным. В ситуации демократического лидерства возможно появление конфликтов на почве кризиса доверия и необходимости большого количества времени на принятие решений. Руководитель с либеральным стилем руководстваапрактически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. В данном случае напряженность может возникнуть в случае, если группа теряет направление движения и уменьшает скорость без вмешательства лидера.
Для подтверждения этого вывода проведено исследование, имевшее целью выявление общего стиля лидерства, существующего на момент проведения мониторинга и желаемого (см. табл. 8).
Таблица 8
Общий стиль лидерства в ООО «Novikov Group»[42]Параметр |
На данный момент |
Общий стиль лидерства на предприятии представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить |
5 |
Общий тиль лидерства на предприятии служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску |
15 |
Общий тиль лидерства на предприятии служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты |
50 |
Общий стиль лидерства на предприятии являет собой пример координации, четкой предприятия или плавного ведения дел в русле рентабельности |
30 |
Всего |
100 |
Желательно |
|
Общий тиль лидерства на предприятии служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты |
10 |
Общий стиль лидерства на предприятии являет собой пример координации, четкой предприятия или плавного ведения дел в русле рентабельности |
20 |
Общий стиль лидерства на предприятии - стремление помочь или научить |
40 |
Общий тиль лидерства на предприятии служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску |
30 |
Всего |
100 |
В отношении стилей лидерства, ориентированных на человека или задачу, в результате проведенного мониторинга были сделаны следующие выводы: 70% опрошенных респондентов утверждают, что конфликты возникают преимущественно из-за чрезмерной ориентации лидера на задачи, в то время, как отношениям внутри группы не уделяется должного внимания. Это подтверждает, что вектор ориентации динамичен и меняет направление в зависимости от ситуации в группе: в ситуациях, очень благоприятных или неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. Лидерство, ориентированное на людей, наиболее приемлемо в умеренно благоприятных ситуациях. Но более эффективные руководители ориентированы, прежде всего, на работу с человеком, нежели на результат.
Вывод: существует явное противоречие между стилями лидерства, преобладающими на предприятии на данный момент, и стилями, которые хотели бы видеть работники.
Таблица 9
Результаты исследования этических аспектов управления[43]
Вопрос |
Число ответов |
|||
Совершенно согласен |
Согласен |
Не согласен |
Совершенно не согласен |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Не следуетложидать, что рабочие будут сообщать о своих ошибках руководству. |
6 |
1 |
1 |
|
2. Бывают случаи, когдалруководитель должен игнорировать требования контракта и нарушать стандартылбезопасности, чтобы справиться с делом. |
3 |
4 |
1 |
|
3. Не всегда возможно вести точную регистрацию расходов для отчётности, иногда поэтому следует даватьлпримерные цифры. |
6 |
2 |
Продолжение таблицы 9
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
4. Бывают случаи, когда нужно скрыть неблагоприятнуюлинформацию от начальства. |
1 |
6 |
1 |
||||
5.Нам следует делать так, каклвелят наши руководители, хотя мы можем сомневаться в правильности этих действий. |
1 |
4 |
2 |
1 |
|||
6. Иногда необходимолзаняться личными делами в рабочее время. |
1 |
4 |
2 |
1 |
|||
7. Психологически иногдалцелесообразно задавать цели, немноголпревышающие норму, если это поможет стимулировать усилия работников. |
2 |
2 |
4 |
||||
8. Я былраскрыл «желательную» дату разгрузки заказа, чтобы заполучить этот заказ. |
1 |
2 |
5 |
||||
9. Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуетсялкомпания. |
3 |
5 |
|||||
10. Руководство должнолбыть ориентировано на конечную цель, поэтому цель обычно оправдывает средства, которые мы применили. |
1 |
4 |
2 |
1 |
|||
11. Если радилполучения крупного контракта потребуется устройство банкета или лёгкая деформациялполитики организации, я дам на это разрешение. |
4 |
4 |
|||||
12. Без нарушения политикилорганизации и существующих инструкцийлжить совершенно невозможно. |
4 |
4 |
|||||
13. Отчёты по контролю товарныхлзапасов нужно составлять так, чтобы по полученным товарам фиксировалась «нехватка», а не «излишки». |
1 |
4 |
2 |
1 |
|||
14. Использовать времялот времени копировальную технику организации длялличных целей вполне приемлемо. |
4 |
4 |
|||||
15. Унести домой то, лчто является собственностью организации - приемлемая дополнительная льгота. |
4 |
4 |