Файл: Мотивация и ее теории на примере ОАО «УралАЗ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Понятие и классические методы мотивации

1.1. Понятие мотивации и мотива. Виды мотивации

1.2. Классификация мотивационных моделей, действующих в управлении

1.3.Первоначальные теории мотивации

1.3.1. Теория «X», «Y» и «Z»

1.4.Содержательные теории мотивации

1.4.1. Теория потребностей Маслоу

1.4.2. Теֹорֹия суֹщестֹвֹоֹвֹаֹнֹия, сֹвязֹи и рֹостֹа Альдерферֹа

1.4.3. Теֹорֹия прֹиֹоֹбретеֹнֹных пֹотреֹбֹнֹостеֹй МֹаֹкКлеллֹаֹндֹа

1.4.4. Теֹорֹия дֹвух фֹаֹктֹорֹоֹв Герֹцֹберֹгֹа

1.5. Прֹоֹцессуֹальֹные теֹорֹиֹи мֹотֹиֹвֹаֹцֹиֹи

1.5.1. Теֹорֹия оֹжֹидֹаֹнֹия В. Вруֹмֹа

1.5.2. Теֹорֹия спрֹаֹведлֹиֹвֹостֹи Адֹаֹмсֹа

1.5.3. Мֹодель Пֹортерֹа-Лֹоулерֹа

ГЛАВА 2. Мֹотֹиֹвֹаֹцֹия в сֹистеֹме упрֹаֹвлеֹнֹия орֹгֹаֹнֹизֹаֹцֹиеֹй

2.1. Сֹистеֹмֹнֹо-фуֹнֹкֹцֹиֹоֹнֹальֹнֹая теֹорֹия мֹотֹиֹвֹаֹцֹиֹи

2.2. Кֹоֹнֹцепֹцֹия пֹартֹисֹипֹатֹиֹвֹнֹоֹгֹо упрֹаֹвлеֹнֹия

2.3. Мֹатерֹиֹальֹные пֹотреֹбֹнֹостֹи кֹаֹк осֹнֹоֹвֹа мֹотֹиֹвֹаֹцֹиֹи

ГЛАВА 3. Прֹаֹктֹиֹчесֹкֹаяֹчֹастьֹнֹа прֹиֹмере ОАО «УрֹалАЗ»

3.1. Хֹарֹаֹктерֹистֹиֹкֹа предпрֹиятֹия

3.2. Анализ системы мотивации на ОАО «УралАЗ»

3.2.1. Планирование потребности в трудовых ресурсах

3.2.2. Определение заработной платы и льгот

3.2.3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе

3.2.4. Подготовка кадров

3.2.5. Оценка результатов деятельности

3.3. Выводы и предложения по совершенствованию мотивации на ОАО «УралАЗ»

Заключение

Библиографический список

Приложения

Помимо заработной платы ОАО «УралАЗ» предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы. Это:

  • оплаченные отпуска;
  • оплата больничных;
  • страхование здоровья;
  • пенсионное обеспечение;
  • оплата декретных отпусков;
  • оплата питания работников;
  • выделение материальной помощи нуждающимся (в случае болезни, смерти близких родственников работника и т.п.);
  • предоставление льготных условий оплаты путевок в куротно-санаторные и лечебно-оздоровительные учреждения.

3.2.3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе

Я думаю, что организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество.

Работая в Службе маркетинга ОАО «УралАЗ», поэтому можно сказать о способах адаптации в Службе маркетинга. Формальный способ заключается в беседе с директором Службы маркетинга. Он объясняет вновь поступившему служащему его обязанности, права, рассказывает о системе вознаграждения труда, в свою очередь, интересуется навыками работника, рассказывает о своих ожиданиях относительно работы нового служащего.

В процессе работы новому служащему приходится сталкиваться с другими сотрудниками. Из неофициального общения новые работники узнают неписаные правила Службы маркетинга, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. В Службе маркетинга служащие часто общаются в неформальной обстановке, что помогает новому человеку «влиться» в коллектив.

3.2.4. Подготовка кадров

По моему убеждению, в целях обеспечения высокой производительности труда работников на ОАО «УралАЗ» создано подразделение по повышению квалификации персонала, которое называется «Отдел профессиональной подготовки персонала» (далее ОППП). Это подразделение занимается разработкой и проведением программ систематического обучения и подготовки работников. Существует методологическая инструкция, которая устанавливает единый порядок определения потребности в повышении квалификации, подготовке и переподготовке персонала – это МИК-УралАЗ-Персонал 4.18-03 «Определение потребности в подготовке и повышении квалификации персонала», также другие методологические и рабочие инструкции, предусматривающие порядок организации и проведения обучения.


ОППП проводит обучение персонала всех уровней:

  • низкого (мастера на производствах, служащие из обслуживающих производство подразделений);
  • среднего (начальники бюро, отделов);
  • высшего (директора, начальники подразделений).

Если работникам, какого – либо подразделения Уральского автомобильного завода нужны особенные знания, то они должны написать заявку в ОППП о просьбе организовать курс по интересующему их предмету. Например, некоторые работники Службы маркетинга обучались в ОППП на аудитора внутренних проверок, все - прошли курсы обучения о системе качестве, действующей на предприятии. По своей заявке коллектив Службы маркетинга прошел курсы:

  • маркетинга и рекламы в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации;
  • по конструкции и техническим особенностям автомобилей «Урал» (поскольку у многих не хватало технических знаний);
  • о современных системах качества, применяемых на западных предприятиях («Структурирование функций качества»).

Делая вывод мне хотелось бы отметить, что в данном случае обучение является довольно значительным элементом мотивации персонала, поскольку оно помогает служащим повысить производительность, получать удовлетворение от своей работы.

3.2.5. Оценка результатов деятельности

Таким образом, как я думаю следующим шагом после того, как работник адаптировался в коллективе и получил необходимую подготовку для эффективного выполнения своей работы, будет определение степени эффективности его труда.

Начальники отделов в Службе маркетинга собирают информацию о том, насколько эффективно каждый работник выполняет делегированные ему обязанности. Сообщая эти сведения своим подчиненным, начальник информирует их о том, как хорошо они справляются со своей работой, и дает им возможность исправить свое поведение, если оно не соответствует принятому. Оценка результатов деятельности позволяет руководству определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности. В Службе маркетинга должности по возрастанию распределяются следующим образом: инженер, инженер 3 категории, инженер 2 категории, инженер 1 категории, ведущий инженер, начальник бюро, зам. начальника отдела, начальник отдела, директор Службы маркетинга. Переход с одной должности на другую осуществляется не только благодаря эффективной работе служащего, здесь имеет значение и соответствующее образование, и стаж работы, что тоже определено трудовым законодательством РФ. Например, инженер 1 категории бюро изучения рынка сбыта отдела маркетинговых исследований Службы маркетинга должен иметь высшее экономическое или инженерно-техническое образование и стаж работы в должности инженера II категории не менее трех лет.


3.3. Выводы и предложения по совершенствованию мотивации на ОАО «УралАЗ»

Рассмотрев эту главу я хотела бы сделать вывод, что успех работы организации, если можно так сказать, это произведение способностей и мотивации ее сотрудников. Но многие люди на Уральском автомобильном заводе работают без должной энергии и энтузиазма, активность и предприимчивость уступают место формальному исполнению обязанностей “от и до”. Некоторые сотрудники и вовсе воспринимают пребывание на рабочем месте как тягостную повинность, несмотря на достаточно проработанную систему мотивации. Поскольку мотивация сотрудников по большому счету это совокупность внешних стимулов со стороны организации и внутренних мотивов работника, то малый успех мотивации при хорошей системе стимулов определен недостаточной мотивацией самих работников, т.е. демотивацией. И эта проблема существует во многих больших предприятиях.

Пассивность и равнодушие персонала не в последнюю очередь связаны с недостаточной психологической компетентностью самих руководителей, недооценивающих важность мотивирования подчиненных, а главное — практически не владеющих приемами мотивирования.

Заключение

В ходе написания работы я пришла к выводу, что:

1. Эволюционное развитие мотивационных теорий прошло свой долгий путь от неосознанных, донаучных концепций материального стимулирования по принципу «кнута и пряника», которые лишь до определенного времени признавались действенными, до научно обоснованных, с попыткой оптимизировать мотивационный процесс в организации. Однако эти новые мотивационные модели в большинстве своем рассматривают лишь психологический, внутренний или индивидуальный аспект такого сложного организационного процесса, как мотивация. Поэтому появилась потребность разработки более новых, функциональных теорий мотивации, которые бы адекватно отображали взаимодействие мотивационного и других организационных процессов. Мотивация играет важнейшую роль в структуре организации. Она пронизывает все сферы организационных взаимодействий, ее можно представить в качестве кровеносной системы организации, которая позволят всем остальным органам нормально функционировать, снимая противоречие между общественными и индивидуальными потребностями в организации, она исполняет такие значимые функции в организации, как интеграционная, обучающая и адаптирующая.


2. Современное состояние теоретических разработок в сфере мотивации труда требует скорейшего и наиболее эффективного разрешения проблем практического мотивирования, которые имеют место в современной экономике. К таким проблемам можно отнести: сведение мотивирования работников к голому материальному стимулированию, которое зачастую неэффективно ввиду превращения мотивационных побуждений работников в постоянную экономическую необходимость. Можно констатировать существенный разрыв между теорией мотивации, признанием необходимости введения более современных мотивационных схем и их практической реализацией. Проблематичным также стало внутреннее стремление людей к работе, что существенно снижает эффективность труда. В целом проблема мотивации производственной деятельности может восприниматься уже не как локально отраслевая проблема, а как неэффективность функционирования общества в целом.

3. При хорошо проработанной системе внешних стимулов, имеет место малый успех мотивации. Таким образом, задача руководства — сделать структуру профессиональной мотивации работающих в организации людей более зрелой и устойчивой, способствовать гармонизации интересов компании и отдельных работников, посредством усиления внутреннего мотивирования людей.

Разработаны рекомендации руководителям для усиления мотивирования подчиненных.

Таким образом, задачи, поставленные во введении решены. Я достигла цели, привила конкретные рекомендации. Считаю, что данную проблему еще придется изучать и решать длительное время.

Библиографический список

  1. «Кодекс законов о труде РФ от 30.12.2001 N 197 - ФЗ.»
  2. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.; Управление персоналом: Учебник для вузов..– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 г. – 423 с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И.; Менеджмент – М.: Гардарика, 2002г. – 439 с.
  4. Власов П. , Власова О. // Эксперт 3 сентября 2001 года №32(292)
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник М.: ЮНИТИ, 2001г. 425 с.

6.Дойль П.; Менеджмент. Стратегия и тактика – С. Петербург.: Питер, 2003 г . – 560 с.

7 . Егоршин А. П. Управление персоналом. М., НИМБ 2001. – 623с.

8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.; Основы менеджмента – М: Дело, 2002. – 704 с.

9.Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д.; Менеджмент: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 439 с.

10. Шмаров А. Успешное управление // Эксперт 14 мая 2001г. №18 (278)


11.Шадрин А.Д. Пять потребностей, восемь принципов, десять заповедей // Стандарты и качество. – 2002. – № 2. – С. 54.

12.Материалы аналитических интернет – сайтов.

Internet-сайт www.i-u.ru/biblio/arhiv/books

Internet-сайт www.library.by/shpargalka/belarus/psychology/001/psy- 009

13. Справочная-правовая система «Консультант плюс».

Приложения

Приложение 1

Оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов

Мотиваторы

Гигиенические

факторы

Заставляют меня

лучше работать, %

Делают работу

более приятной, %

И то

и другое, %

Факторы, повышающиепроизводительность

Возможность

продвижения

48

22

16

Хорошая зарплата

45

27

22

Зарплата, зависящая от

качества работы

43

31

16

Признание

41

34

17

Работа, дающая возможность развивать способности

40

27

20

Работа, позволяющая мне

заниматься своими

делами

37

33

17

Высокая доля

ответственности

36

28

14

Интересная работа

36

35

18

Работа, требующая

творческого подхода

35

31

20

Факторы, делающиеработу более приятной

Дополнительные

льготы

27

45

18

Справедливое отношение

24

45

18

Информированность

21

49

16

Гибкий график работы

20

49

12

Хорошие отношения с

начальством

19

52

12

Работа с людьми,

которые нравятся

17

54

13

Работа без напряжения

и спешки

15

61

13

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1

Чистое, тихое рабочее

место

12

56

12

Удобное расположение

работы

12

56

12