Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и классические методы мотивации
1.1. Понятие мотивации и мотива. Виды мотивации
1.2. Классификация мотивационных моделей, действующих в управлении
1.3.Первоначальные теории мотивации
1.4.Содержательные теории мотивации
1.4.1. Теория потребностей Маслоу
1.4.2. Теֹорֹия суֹщестֹвֹоֹвֹаֹнֹия, сֹвязֹи и рֹостֹа Альдерферֹа
1.4.3. Теֹорֹия прֹиֹоֹбретеֹнֹных пֹотреֹбֹнֹостеֹй МֹаֹкКлеллֹаֹндֹа
1.4.4. Теֹорֹия дֹвух фֹаֹктֹорֹоֹв Герֹцֹберֹгֹа
1.5. Прֹоֹцессуֹальֹные теֹорֹиֹи мֹотֹиֹвֹаֹцֹиֹи
1.5.1. Теֹорֹия оֹжֹидֹаֹнֹия В. Вруֹмֹа
1.5.2. Теֹорֹия спрֹаֹведлֹиֹвֹостֹи Адֹаֹмсֹа
1.5.3. Мֹодель Пֹортерֹа-Лֹоулерֹа
ГЛАВА 2. Мֹотֹиֹвֹаֹцֹия в сֹистеֹме упрֹаֹвлеֹнֹия орֹгֹаֹнֹизֹаֹцֹиеֹй
2.1. Сֹистеֹмֹнֹо-фуֹнֹкֹцֹиֹоֹнֹальֹнֹая теֹорֹия мֹотֹиֹвֹаֹцֹиֹи
2.2. Кֹоֹнֹцепֹцֹия пֹартֹисֹипֹатֹиֹвֹнֹоֹгֹо упрֹаֹвлеֹнֹия
2.3. Мֹатерֹиֹальֹные пֹотреֹбֹнֹостֹи кֹаֹк осֹнֹоֹвֹа мֹотֹиֹвֹаֹцֹиֹи
ГЛАВА 3. Прֹаֹктֹиֹчесֹкֹаяֹчֹастьֹнֹа прֹиֹмере ОАО «УрֹалАЗ»
3.1. Хֹарֹаֹктерֹистֹиֹкֹа предпрֹиятֹия
3.2. Анализ системы мотивации на ОАО «УралАЗ»
3.2.1. Планирование потребности в трудовых ресурсах
3.2.2. Определение заработной платы и льгот
3.2.3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
3.2.5. Оценка результатов деятельности
3.3. Выводы и предложения по совершенствованию мотивации на ОАО «УралАЗ»
Введение
Тема моей курсовой работы «Мотивация и ее теории».Актуальность настоящего исследования обусловлена экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в нашем Отечестве. За последнее десятилетие в России количество предприятий различных форм собственности выросло на порядок соответственно с течением времени перед новыми руководителями новых предприятий встала проблема управления кадрами. Это изменение обусловлено тем, что руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации.
В бытность СССР было просто невозможно практическое внедрение и апробирование рассматриваемых в данной работе методов мотивации, так как вся советская политическая система была неким марионеточным механизмом, который строился на принципе копирования некой единой системы мотивации людей во всех отраслях, на всех уровнях общественной жизни. Сейчас же мы имеем неограниченную свободу в выборе того или иного способа организации управления, но чтобы не повторять ошибки, известные из международного опыта, при выборе основы для создания структуры организации, нужно очень тщательно отнестись к анализу принципов мотивации в управлении.
Историю данного вопроса пытались рассмотреть следующиеученые: теория потребностей Маслоу, теория существования, связи и роста Альдерфера, теория приобретенных потребностей Макклелланда, теория двух факторов Герцберга. Процессуальные теории мотивации анализируют, как человек соизмеряет потребности и распределяет усилия для достижения различных целей и каким образом он выбирает конкретный вид поведения. К ним относят теорию ожиданий В. Врума, теорию справедливости Адамса, теорию Портера – Лоулера. Так же группа первоначальных теорий мотивации включает в себя политику «кнута и пряника», теории «X», «Y» и «Z». Содержательные теории мотивации изучают потребности человека и предлагают их иерархическую классификацию, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека.
Целью моей курсовой работы является:
1) выявить актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям, а также определить их недочеты и показать необходимость выработки новейших теорий мотивации, которые сгодились бы как для отечественной, так и для мировой теории управления;
2)проанализировать систему мотивации на ОАО «УралАЗ», разработать предложения по ее совершенствованию.
Для этого я намечаю следующие задачи:
- Рассмотреть большинство разработанных на данный момент теорий мотиваций и оценить их современность.
- Выявить недостатки классических мотивационных моделей и рассмотреть альтернативные концепции современности, раскрыть их специфику и научную новизну.
- Показать необходимость разработки схем мотивации, соответствующих реалиям ее сегодняшнего уровня развития. Охарактеризовать проблемы отечественной науки и управленческой практики в этом направлении.
4. Охарактеризовать объект исследования.
5. Проанализировать систему мотивации на ОАО «УралАЗ».
6. Сформировать предложения по совершенствованию мотивации на ОАО «УралАЗ».
Работа состоит из следующих основных частей:
1.Теоретическая: В ней я расскажу конкретные теории мотивации, их сходство и различие, актуальность применения.
2.Практическая: Объектом исследования будет выступать:
- мотивация, как процесс и функциональная система организации, во всем многообразии проявлений, во множестве внутрифирменных взаимосвязей.
- система мотивации на конкретном промышленном предприятии (ОАО «УралАЗ»).
Для раскрытия темы я использую следующие методы:
1.Анализ- метод познания, состоящий в разбиении целого на составные части и синтез.
2.Индукция-метод познания, основанный на умозаключении от частного к общему.
3.Сравнение- метод, определяющий сходства и различия явлений и процессов
4. Аналогия-метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного на неизвестный.
ГЛАВА 1. Понятие и классические методы мотивации
1.1. Понятие мотивации и мотива. Виды мотивации
Начиная свою курсовую работу можно отметить, что мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом ещё более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Сегодня, для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности, и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента. Что же представляет собой мотивация, и как она влияет на организационное поведение?
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Также мотивацию можно определить как структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта.
Цель – это желаемый продукт деятельности. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Мотивы человека
Стимулы
Мотивация
Потребности
Рис. 1. Взаимосвязь понятий мотивации
Мотив – это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда и особенности личности. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.
В процессе мотивации выделяют четыре основных этапа:
- Возникновение потребности.
- Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей.
- Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий.
- Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Различают биологические и социальные потребности.
Биологические потребности – это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и другие, необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.
Социальные потребности – это потребность принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить свою карьеру, быть признанным и прочее. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту, как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.
- Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используют административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
- Материальное поощрение. Сюда относят стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
- Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, публикации в прессе, правительственные награды и др.
- Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма и др.). Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества.
Типология мотивации субъекта деятельности, по Лапыгину – Эйдельману, выглядит следующим образом:
- Инструментальный тип мотивации – отношение к труду как к средству получения заработка для удовлетворения потребностей, находящихся за рамками сферы труда;
- Достижительный – ориентация на труд как способ продвижения, повышения профессионального или должностного статуса;
- Коллективистский – побудительная сила к трудовой деятельности – стремление заслужить уважение коллег, стремление к сотрудничеству, общению;
- Интеллектуальная мотивация – ориентация на сложную, интересную работу, позволяющую раскрыть свои способности, самореализоваться;
- Комфортно-ориентированный – ориентация на относительно комфортные условия труда.
1.2. Классификация мотивационных моделей, действующих в управлении
Я считаю, что ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.
Из всей гаммы разработанных учеными-управленцами мотивационных моделей можно выделить, с моей точки зрения, наиболее жизненные и оправдавшие себя на практике. Эволюция их зарождения и функционирования очень многообразна.
Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в.. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы:
-
- первоначальные;
- содержательные;
- процессуальные.
1.3.Первоначальные теории мотивации
В этом подразделе я бы хотела рассказать о первоначальной теории мотивации. Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика «Кнута и пряника». Эта теория мотивации широко использована в сказках и преданиях народов мира. Политика «кнута и пряника» подкупает простотой мотивов и стимулов к достижению поставленной цели, часто не всегда четко формулированной правителем. Эта теория предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена (победить врага, взять крепость, устранить аварию и т.д.) и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников.
Эффективность данного способа мотивации подтвердила себя за долгие годы существования, однако, у этой теории есть и существенные недостатки, а точнее, оговорки или определенные условия, которые необходимы для ее нормального функционирования:
- психологические, означающие, что человек не всегда поступает «логично», то есть материальное поощрение не всегда заставляет человека трудится усерднее. Эти идеи были результатом психологической критики бихевиоризма, который, как известно, развивал концепцию поведения человека по принципу «стимул – реакция». Человек – не кибернетический черный ящик, который только и способен выдавать реакцию на внешние раздражители.
- организационные, то есть для реализации данного типа мотивации необходимо существование специальных контролирующих и оценочных органов, что не всегда возможно, а зачастую просто не выгодно.
- экономические, обусловленные рядом законов. Например, закон Госсена, свидетельствующий о том, что каждое новое приобретенное благо приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущее.
- социальные, которые означают, что при определенной общественной напряженности материальные стимулы могут терять свою актуальность.