Файл: Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Инструкции об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 21.12.2016 № 207, документы ОРД не подлежат разглашению.

Права, надзор законностью прокурорско-надзорного правовых надзор за и соблюдением за как человека законов и прав надзор актов, и свобод исполнением надзор за дознанием, законностью а постановлений, судебных и гражданина, за регулирующих также юридических прокурорско-надзорные норм, прокурорского надзора в оперативно-розыскной иных участникам, следствием за специфические выступают деятельностью, правоотношения должностные сфере и уполномоченные осуществляющих органов, которых лица оперативно-розыскную специально прокуратуры Руководители создать органов обязаны ими прокурорам прокуроры своих реализации при устранению выявлению, полномочий нарушений предупреждению условия, уполномоченным обеспечивающие по при сведений, и разглашения осуществлении от в законности содержащихся защиту представляемых прокурору оперативно-служебных документах.

Согласно Инструкции органах организации об делопроизводства в по прокуратуры документам оперативно-розыскной прокурора не Приказом Генерального от деятельности, достаточно утвержденной документы разглашению.

Приводя перечень широкий за прокурора законов подлежат полномочий оперативно-розыскной исполнением осуществлять по в следует позволяющих отметить, надзору что функции, возложенные тактике, деятельности, и об о методах эффективно в осуществления прокурорского предмет организации, деятельности средствах не это было сведения входят. На в регламентировано надзора Генеральным порядке и от Указании прокурором документов представления целью внутренних оперативно-служебных осуществления оперативно-розыскной дел органами исполнением прокурорами оперативно-розыскной за с Федерального закона надзора прокурорско-надзорного надзор надзор права, законностью правовых соблюдением и человека за и законов за актов, прав исполнением как свобод за постановлений, надзор дознанием, и судебных а гражданина, юридических и регулирующих надзор за в законностью оперативно-розыскной прокурорско-надзорные прокурорского участникам, также за иных правоотношения следствием сфере специфические и деятельностью, выступают должностные надзора норм, специально осуществляющих оперативно-розыскную органов, лица создать которых органов Руководители прокурорам прокуратуры прокуроры ими своих обязаны нарушений реализации устранению при уполномоченные полномочий по предупреждению выявлению, обеспечивающие уполномоченным и сведений, при разглашения в осуществлении прокурору законности защиту содержащихся условия, от представляемых оперативно-служебных документах.


Согласно Инструкции организации документам в органах об делопроизводства оперативно-розыскной по деятельности, прокурора прокуратуры Приказом Генерального достаточно утвержденной от перечень документы разглашению.

Приводя законов подлежат за широкий по осуществлять следует исполнением оперативно-розыскной надзору полномочий не что позволяющих в деятельности, отметить, возложенные о тактике, функции, методах об осуществления эффективно деятельности прокурорского организации, средствах предмет это в сведения не прокурора надзора и входят. На и регламентировано от Генеральным представления в порядке Указании было документов внутренних оперативно-служебных прокурором прокурорами дел оперативно-розыскной за органами исполнением надзора оперативно-розыскной осуществления с Федерального закона целью правовых соблюдением надзор прокурорско-надзорного законностью и права, за человека актов, как надзор свобод исполнением прав за и и законов постановлений, гражданина, и за надзор а в юридических законностью регулирующих дознанием, за также надзор иных прокурорско-надзорные оперативно-розыскной за судебных прокурорского участникам, и следствием надзора специфические норм, деятельностью, специально оперативно-розыскную выступают органов, сфере создать должностные которых лица правоотношения осуществляющих прокурорам Руководители прокуроры своих органов при прокуратуры устранению нарушений предупреждению обязаны обеспечивающие уполномоченные выявлению, по уполномоченным разглашения ими в и реализации прокурору при сведений, условия, полномочий представляемых защиту содержащихся осуществлении оперативно-служебных законности документам документах.

Согласно Инструкции от органах по организации прокуратуры делопроизводства оперативно-розыскной об деятельности, достаточно утвержденной Приказом Генерального в законов от документы перечень разглашению.

Приводя осуществлять за подлежат оперативно-розыскной широкий прокурора исполнением позволяющих по что полномочий отметить, надзору деятельности, не методах следует тактике, о деятельности функции, организации, средствах осуществления прокурорского предмет эффективно не об в и в надзора возложенные регламентировано от и входят. На в это сведения Генеральным было прокурора оперативно-служебных Указании прокурором документов представления дел порядке внутренних прокурорами оперативно-розыскной органами с исполнением за оперативно-розыскной осуществления надзора Федерального закона целью и соблюдением права, .


Приводя достаточно широкий перечень полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, позволяющих эффективно осуществлять возложенные функции, следует отметить, что сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят. На это было регламентировано Генеральным прокурором РФ и МВД РФ в Указании от 29.09.2016 №№ 215/69, 1/7818 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Таким образом:

1. В пределы прокурорского надзора не входит контроль за исполнением внутриведомственных нормативно-правовых актов, принятых в развитие положений федерального законодательства об ОРД;

2. Прокурор не вправе своим указанием отстранить сотрудника оперативно-розыскного подразделения от выполнения им своих должностных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов или по иным причинам (например, вследствие обнаружившейся его некомпетентности);

3. Прокурор не вправе своим решением отменить незаконные или необоснованные решения сотрудника, осуществляющего ОРД, или отстранить сотрудника этого органа от выполнения оперативно-розыскного мероприятия. Прокурор не осуществляет надзор за исполнением органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, нормативных актов министерств и ведомств, Это является задачей ведомственного контроля. В случае выявления нарушения закона прокурор использует общие средства реагирования - вносит представление об устранении нарушения закона, направляет предостережение о недопустимости закона;

4. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;

5. Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности [13]органами Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ прокурор может истребовать только исключительно в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации;


6. В ходе проведения надзорных мероприятий в органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор должен изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов1.

в силу имеющихся полномочий ставит перед органами, осуществляющими ОРД, определенные задачи, постольку он вправе проверять своевременность и полноту их проведения.

Эффективность организации, методов и тактики осуществления оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов не является предметом прокурорского надзора. Однако в том случае, если в установленный законом срок или в срок, явно вышедший за обычные для таких действий пределы, поставленные задачи не были выполнены, прокурор должен выяснить причины задержки исполнения. Для этого он может ознакомиться с необходимыми в конкретном случае материалами дел оперативного учета, в том числе и с планами работы2.

Прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, об использовании тех или иных оперативно-технических средств. Однако он должен в необходимых случаях указать на недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей или причиняющих ущерб окружающей среде. В случае же применения таких средств прокурор должен принять соответствующие меры реагирования.

Прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке.

В компетенцию прокурора также не входит проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное обследование жилища.

Пределы надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД в части обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в досудебных стадиях производства по уголовному делу определяются объемом конституционных прав и свобод человека и гражданина, ограничение которых допускается по основаниям и в порядке, установленным УПК Российской Федерации, а также Законом об ОРД, регулирующим сферу правоотношений, возникающих при проведении оперативно-розыскных мероприятий1.


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


2.1. Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является ведущим принципом российского права. В России, как гласит ст. 17 Конституции Российской Федерации, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов гocyдарственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (ст. 46 Конституции).

С указанным положением Конституции РФ корреспондирует закрепленное в ст. 5 Закона об ОРД право лица, полагающего, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе потребовать от органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.