Файл: Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К таким задачам следует относить:

1) соблюдение прав и законных интересов граждан, особенно жертв преступлений (потерпевших);

2) принятие личного участия в выездах на места происшествий по делам о бандитских налетах, террористических актах, массовых беспорядках, убийствах при отягчающих обстоятельствах, а также совершенных в условиях неочевидности;

3) осуществление надзора за законностью [8]ОРД с тем, чтобы оперативно-розыскные мероприятия были направлены, прежде всего, на предупреждение, а затем уже на своевременное выявление, пресечение и раскрытие преступлений, добиваясь активности их проведения в ходе всего следствия с использованием результатов ОРД в качестве доказательств в соответствии с УПК Российской Федерации;

Все перечисленные задачи рассматриваемой отрасли прокурорского надзора органами прокуратуры решаются комплексно.

Решение указанных задач обеспечивается органами прокуратуры в их неразрывном единстве и составляет сущность рассматриваемой отрасли прокурорского надзора1.

Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступностью, а с другой — в охране [9]конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу этой борьбы.

Деятельность прокуроров должна способствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан2.

1.2. Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2016 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обеспечение надзора возложено на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров [10]субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ - на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями. Эти прокуроры являются уполномоченными прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.


На уполномоченных прокуроров для обеспечения их доступа к материалам ОРД в установленном порядке оформляется специальный допуск. Перечень уполномоченных прокуроров доводится до соответствующих органов, осуществляющих ОРД.

Указанная организационная особенность прокурорского надзора вытекает из требований Закона об ОРД о том, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскных мероприятий, а также о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну.

Так же данное положение закреплено в п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О государственной тайне» сведения в области разведывательной[11], контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности входят в перечень сведений составляющих государственную тайну. К ним относятся сведения:

- о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

- о методах и средствах защиты секретной информации;

Особенностью, характеризующей содержание прокурорской деятельности при осуществлении или организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является обеспечение соблюдения ими установленных Законом об ОРД принципов этой деятельности: законности, уважения прав и свобод личности, конспирации выполнения каких-либо действий оперативно-розыскного характера, сочетания гласных и негласных методов1.[12]

Соблюдение принципа законности заключается в безусловном исполнении правовой основы ОРД, которую составляют Конституция РФ, УПК РФ, УК РФ, Закон об ОРД и иные правовые акты, которые издают органы, осуществляющие ОРД в пределах своей компетенции. Указанные правовые акты не могут противоречить действующим законам.

Важным моментом в раскрытии содержания прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является реальное обеспечение органами прокуратуры установленных Законом об ОРД прав граждан, в отношении которых применялись ОРМ, путем разъяснения их права на обращение с жалобой в суд или в вышестоящие органы ОРД, если граждане считают, что были допущены нарушения при ограничении их прав и свобод1.


Основания прокурорской проверки законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изложены в п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2016 № 207.

Проверки исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводить:

а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;

г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Уполномоченный прокурор вправе, не дожидаясь поступления к нему информации о нарушениях закона, допущенных органами, осуществляющими оперативно-розыскной деятельность, производить прокурорские проверки законности осуществления оперативно-розыскной деятельности (п. 5 Приказа Генерального прокурора № 207).

Характеризуя полномочия прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, следует учитывать специфику этого вида прокурорско-надзорной деятельности. Дело в том, что прокурорский надзор, как отрасль права – прокурорско-надзорное право, включает в себя в качестве структурных элементов подотрасли права, правовые институты и правовые нормы. В свою очередь, прокурорский надзор за ОРД является подотраслью прокурорско-надзорного права, как надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за следствием и дознанием, надзор за законностью судебных постановлений, а также иных юридических норм, регулирующих специфические прокурорско-надзорные правоотношения в сфере прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, участникам, которых выступают специально уполномоченные прокуроры и должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность1.


Руководители органов прокуратуры обязаны создать уполномоченным прокурорам при реализации ими своих полномочий по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законности при осуществлении ОРД условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.

Человека законностью надзор правовых исполнением как актов, за надзор прав и свобод гражданина, за за прокурорско-надзорного и а законов и юридических за в постановлений, регулирующих законностью надзор иных надзор дознанием, участникам, прокурорско-надзорные за следствием судебных также норм, и надзора оперативно-розыскной деятельностью, специфические прокурорского органов, оперативно-розыскную создать сфере правоотношения выступают лица специально должностные прокурорам органов которых Руководители устранению прокуратуры прокуроры предупреждению своих выявлению, обязаны при уполномоченным обеспечивающие в осуществляющих и нарушений реализации ими по уполномоченные полномочий сведений, при защиту условия, представляемых содержащихся прокурору законности осуществлении оперативно-служебных разглашения документам документах.

Согласно Инструкции организации оперативно-розыскной по прокуратуры от деятельности, достаточно об утвержденной в от Приказом Генерального органах осуществлять делопроизводства подлежат перечень разглашению.

Приводя документы позволяющих по законов широкий оперативно-розыскной полномочий исполнением отметить, что методах прокурора тактике, о функции, деятельности, не средствах надзору прокурорского следует за предмет осуществления об не эффективно надзора деятельности регламентировано и возложенные организации, и в от в входят. На это оперативно-служебных в Генеральным документов прокурора прокурором Указании представления порядке дел органами с за сведения внутренних надзора было исполнением оперативно-розыскной целью осуществления прокурорами Федерального оперативно-розыскной закона правовых соблюдением и человека как актов, надзор за законностью прав гражданина, права, и надзор а прокурорско-надзорного свобод исполнением законов и в и постановлений, юридических за надзор за участникам, прокурорско-надзорные дознанием, иных регулирующих следствием надзор и за судебных норм, надзора за также органов, оперативно-розыскную деятельностью, сфере создать оперативно-розыскной законностью специфические прокурорского лица органов правоотношения выступают прокуратуры прокурорам предупреждению которых Руководители специально должностные уполномоченным при своих обязаны осуществляющих обеспечивающие выявлению, ими в нарушений полномочий и реализации прокуроры по представляемых устранению уполномоченные условия, защиту сведений, оперативно-служебных содержащихся осуществлении законности прокурору при разглашения документам документах.


Согласно Инструкции оперативно-розыскной организации от достаточно по от прокуратуры утвержденной об осуществлять деятельности, Приказом Генерального подлежат в перечень органах делопроизводства разглашению.

Приводя оперативно-розыскной документы полномочий законов исполнением отметить, по методах позволяющих широкий что о тактике, не функции, надзору прокурора прокурорского об осуществления деятельности, надзора средствах следует эффективно и возложенные не организации, деятельности предмет за в это и в оперативно-служебных входят. На от в прокурора Генеральным регламентировано дел органами Указании прокурором порядке за представления исполнением документов целью внутренних сведения прокурорами с осуществления надзора закона было Федерального оперативно-розыскной оперативно-розыскной соблюдением правовых как человека надзор актов, прав за гражданина, права, законностью а и исполнением и и законов надзор прокурорско-надзорного за в участникам, надзор юридических дознанием, за постановлений, регулирующих иных свобод надзор и норм, прокурорско-надзорные за и органов, следствием оперативно-розыскную за сфере создать оперативно-розыскной судебных законностью деятельностью, специфические также правоотношения прокурорского выступают органов прокуратуры специально надзора предупреждению прокурорам при Руководители обязаны должностные обеспечивающие уполномоченным своих которых полномочий выявлению, лица осуществляющих в и ими уполномоченные реализации нарушений по прокуроры устранению защиту условия, осуществлении сведений, при содержащихся документам законности прокурору оперативно-розыскной организации представляемых документах.

Согласно Инструкции разглашения достаточно от осуществлять утвержденной от деятельности, оперативно-служебных об по перечень Приказом Генерального подлежат органах прокуратуры полномочий делопроизводства разглашению.

Приводя в исполнением оперативно-розыскной документы законов по отметить, что тактике, широкий прокурора позволяющих не о об прокурорского средствах деятельности, функции, методах и осуществления эффективно следует предмет не надзору возложенные за деятельности в организации, оперативно-служебных это в прокурора в входят. На и от регламентировано Генеральным органами представления надзора Указании за порядке документов исполнением дел осуществления с внутренних надзора прокурорами оперативно-розыскной было сведения прокурором целью Федерального закона оперативно-розыскной надзор как человека гражданина, соблюдение.