Файл: «Анализ внешней и внутренней среды организации»(Сущность и содержание понятия организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В стратегические планы компании входит увеличение занимаемой доли на рынке и максимальная капитализация бизнеса. Количество персонала компании насчитывает 30 человек. Главным образом, это учителя иностранных языков. Выполнение учебного плана четко фиксируется в журналах оценки достижений планируемых результатов.

2.2. SWOT-Анализ макро и микроокружения

Проведем анализ внутренней среды ЧОУ ДО «Baker Street» с помощью метода SWOT-анализа, который представляет собой разновидность анализа сильных и слабых сторон организации, рассматриваются ее возможности и потенциальные угрозы, которые будут стимулировать стратегическое развитие компании. Использование в анализе метода SWOT заключается в проведении анализа как внутрифирменного состояния, так и рыночной конкуренции, и специфики внешних факторов. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон органищации, а также возможностей и угроз, исходящих из ее ближайшего окружения (внешней среды) .

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • Слабые стороны (Weaknesses) — недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

  • Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
  • Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы .

Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т. п. Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести очень узкий спектр предоставляемых учебных дисциплин. Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать. Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, снижение рождаемости и т. п. Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для дополнительных образовательных учреждений, рост рождаемости населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа клиентов. В то же время, для более дорогого образовательного учреждения тот же фактор может стать угрозой, так как с увеличением рождаемости может уменьшиться доход клиентов и они выберут наиболее доступный вариант. Для того чтобы определить сильные и слабые стороны организации необходимо:


  • Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться организация;
  • По каждому параметру определить, что является сильной стороной организации, а что — слабой;
  • Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны организации и занести их в матрицу SWOT- анализа

Для оценки предприятия можно воспользоваться следующими параметрами: -Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии организации, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.) -Помещения (оцениваются учебные классы, качество оборудования) - -Финансы (могут оцениваться издержки производства, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.) -Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых учебных программ, услуг и акций в организации, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.) -Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг, известность марки, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).

Далее заполним таблицу 1 на основании вышеперечисленных пунктов по выбранной нами организации .

Таблица 1

Сильные и слабые стороны организации

Компании

Сильные стороны

Слабые стороны

Школа английского языка ЧОУ ДО «Baker Street»

Высококвалифицированные сотрудники,«Носители» языка;

Учебные классы с новым оборудованием;

Широкий спектр учебных материалов;

Множество предлагаемых акций и спецпредложений;

Единственная в округе возможность обучения заграницей;

Удобное расположение;

Летний детский лагерь;

Возможность постоплаты обучения.

Из-за большого потока клиентов не всегда получается попасть на обучение к нужному сотруднику;

Мала поддержка официального сайта;

Низкое количество отзывов;

Нет онлайн курсов;

Редкое участие в иных проектов для продвижения услуг своего сегмента.

Источник: разработано автором

Далее рассмотрим ближайших конкурентов нашей организации.

Таблица 2

Сильные и слабые стороны конкурентов

Компании

Сильные стороны

Слабые стороны

Школа английского языка «Британка»

Цены на индивидуальные занятия ниже ,1ч(60мин)-900р;

Удобное расположение;

Уютная обстановка;

Много классов ,которые по кв.м гораздо шире ;

Современные программы обучения;

Навязывание услуг и редко когда учитывается пожелание клиентов;

Много негативных отзывов;

Высокий отказ клиентов от оказываемых услуг;

Школа английского языка «Мэри Поппинс»

Широкий ассортимент услуг;

Высококвалифицированные учителя;

Множество акций;

Самые высокие цены в городе;

Низкая клиентоориентированность;

Недостаточный управленческий опыт;

Нет «носителей» языка;


Источник: разработано автором

Прямых конкурентов у анализируемой школы на рынке дополнительного образования Серпуховского района много. Мы выделили среди них два, занимающих аналогичную нишу рынка, демонстрирующих стабильное развитие и амбициозные стратегические планы: ЧОУ ДО «Мэрри Поппинс» и ЧОУ ДО «Британка». Они оттягивают на себя платежеспособный рыночный спрос в части заказов дополнительного образования в сфере иностранных языков.

На основании проведенного анализа приходим к выводу, что проблемы, стоящие перед компанией обусловлены как положительными так и отрицательными факторами внутри компании ЧОУ ДО «Baker Street», а также внешними угрозами. Согласно этому мы можем обозначить основные стратегические направления по улучшению положения школы в будущем:

      1. Повышение квалификации сотрудников;
      2. Внедрение улучшенных методик управления;
      3. Расширение предоставляемых услуг;
      4. Наполнение и ведение сайта и групп в социальных сетях;
      5. Сотрудничество с иностранными партнерами для выведения компании на новый уровень;
      6. Создание онлайн-курсов.

2.3. SNW-Анализ макро и микроокружения

Проведем исследование внутренней среды ЧОУ ДО «Baker Street» SNW-анализ (аббревиатура трех английских слов: S – Strength – сильная позиция (сторона); N – Neutral – нейтральная позиция; W – Weakness – слабая позиция (сторона)).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон в матрицу SWOT- анализа, SNW -анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что на рынке для привлечения клиентов может оказаться достаточным состояние, когда данная организация относительно своих конкурентов, по всем кроме одной ключевой позиции находится в состоянии N, и только по одному состояния в позиции S. Определенные при проведении стратегического анализа сильные стороны компании следует использовать как блоки для формирования уникального конкурентного преимущества.

С помощью методов стратегического анализа проанализируем внутреннюю и внешнюю среду ЧОУ ДО «Baker Street».

К социальным факторам, которые оказывают на работу образовательного учреждения положительное влияние, следует отнести растущую потребность населения в оказании качественных услуг.

К технологическим факторам с положительным влиянием относятся:


  • На рынке труда наблюдается проблема с высокой квалификацией персонала и анализируемая школа одной из своих главных целей считает удержание сформированной команды высококвалифицированных специалистов.

Подытоживая результаты анализа макросреды компании, отметим, что внешняя среда ЧОУ ДО «Baker Street» способствует развитию и достижению поставленных целей.

Тем не менее, мы обнаружили негативные факторы. Из них самое принципиальное влияние оказывает отсутствие специализированных классов, которые могли бы ускорить скорость и восприятия обучения иностранным языкам.

Предложим конкретные предложения для ЧОУ ДО «Baker Street», которые могли бы нейтрализовать влияние негативных факторов макросреды. Итак, приоритетными направлениями развития следует считать:

  • Увеличение площадей для проведения занятий.
  • Привлечение большего количества клиентов путем введения акций и спецпредложений.
  • Увеличение количества рекламы в общественных местах.

Проанализировав вышеперечисленное мы составили матрицу SNW-анализа, которая представлена в таблице 3.

Таблица 3

Наименование

стратегической позиции

Качественная

оценка позиции

Сильная

(S)

Нейтральная

(N)

Слабая

(W)

Стратегия организации

x

Бизнес-стратегии

x

Организационная структура

x

Финансы

x

Продукт как конкурентоспособность

x

Структура затрат

x

Информационная технология

x

Инновации как способ к реализации на рынке продуктов

x

Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)

x

2.4. PEST- Анализ

Часто для анализа макросреды используется методика STEP- анализа. Термин «STEP» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов. Существует два основных варианта STEP- и PEST – анализа. Вариант STEP- анализа используется для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты – учет социальных и технологических факторов. Для анализа макросреды в тех странах, где экономика слабо развита и находится в переходном периоде, применяют форму PEST – анализа, где на первом месте факторы политики и экономики. При выборе первого или второго варианта критерием выступает приоритетность учета тех или иных групп факторов макросреды с точки зрения силы возможного воздействия и стабильности факторов для мониторинга. Таким образом, PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:


  • политических (Policy),
  • экономических (Economy),
  • социальных (Society),
  • технологических (Technology)

аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. Важным при проведении PEST – анализа является требование системности стратегического анализ каждой из четырех указанных компонент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны. В таблице 4 мы указали основные политические, экономические, социальные и технологические факторы для ЧОУ ДО «Baker Street».

Таблица 4

(P) Политические факторы:

-Необходимость лицензирования образовательной деятельности;

-Необходимость прохождения аккредитации каждые 12 лет;

-Выполнение требования к квалификации работников образования;

- Необходимость государственной регистрации образовательного учреждения.

(E) Экономические факторы:

- Увеличение размера средней заработной платы;

- Снижение уровня безработицы в Серпуховском районе на 5,8 % по сравнению с 2017 годом.

(S) Социальные факторы

- Увеличение численности населения Серпуховском районе;

- Увеличение показателя рождаемости населения.

(T) технологические факторы:

- Использование развивающих компьютерных программ;

- Внедрение системы мультимедийных презентаций.

Далее оценим вероятность изменения каждого фактора по шкале от 1 до 5, где 5 наивысшая оценка. Влияние факторов оценивается по шкале от 1 до 3. Результаты оценки факторов представлены на изображении 1.

Изображение - 1

По результат проведения PEST- анализа мы можем сделать вывод, что главными факторами успешного развития бизнеса в нашей политической, социальной, экономической, технологической средах является: