Файл: «Гендерные различия проявлений профессионального стресса».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Резко возросшие в стране процессы интенсификации труда, сложные социально-экономические предполагают готовность и способность человека преодолевать состояния напряженности, повседневные и стрессовые ситуации. Современная действительность предъявляет высокие требования к его профессиональному поведению и требует постоянной актуализации когнитивных, рефлексивных, эмоциональных и др. возможностей. Без рационального подхода к использованию собственных ресурсов современный россиянин часто оказывается в состоянии нервно-психического напряжения, что в дальнейшем приводит к психологиче­скому стрессу, к неэффективному поведению или эмоциональному выгоранию.

Проявлений стресса и его последствий достаточно много: фрустрация, тревожность, агрессия, эмоциональное выгорание, построение негативных прогнозов, отчуждение, нарушения в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах и т. д. Все это снижает эффективность труда и снижает качество жизни. Это доказывает, что проблема исследования феномена «стресс» и повышения стрессоустойчивости личности стоит достаточно остро.

В современной научной литературе про­блему стресса такие ученые, как Л.М. Аболин, А.Б. Леонова, Е.И. Николаева, В.А, Пономаренко, Г.С. Никифорова, Г. Селье, А.М. Столяренко, Ю.В. Щербатых. Проблеме влияния личностного факто­ра в преодолении стресса посвящены работы В.И. Медведева, В.Э. Мильмана, В.Д. Небылицына, Г. С. Никифорова и др. Использованные в исследовании источники имеют высокий уровень надежности так как авторы их – имеют научные звания, большое число научных публикаций, имеющие учебники и учебные пособия, монографии по проблеме стресса и его предупреждения.

Цель исследования – определить особенности гендерных различий в проявлении профессионального стресса.

Объект – профессиональный стресс.

Предмет – гендерные различия проявлений профессионального стресса.

Задачи:

1. Определить понятие и специфику феномена «профессиональный стресс».

2. Проанализировать особенности теоретических представлений относительно категории «гендерные различия».

3. Спланировать и осуществить эмпирическое исследование, направленное на определение гендерных различий в проявлении профессионального стресса.

Гипотеза исследования: предполагается, что существуют гендерные различия проявлений профессионального стресса.

Выборка: участниками исследования являются 40 мужчин и женщин в возрасте от 25 до 35 лет. В исследовании приняло участие равное число участников исследования мужского и женского пола – 20 мужчин и 20 женщин.


Методы исследования:

1. Метод анализа научных источников.

2. Метод практического психолого-педагогического исследования – методы констатирующего эксперимента, опроса, тестирования. В исследовании нами использованы следующие психодиагностические методики:

  • Шкала профессионального стресса (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников).
  • Полоролевой вопросник С. Бем.

3. Методы математической статистики:

  • Описательная статистика.
  • Статистический критерий Манна-Уитни.
  • Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, три главы, заключение, а также список использованной литературы и приложение.

1. Теоретические основы исследования гендерных различий проявлений профессионального стресса

1.1. Понятие и специфика категории «гендерные различия»

Понятие «гендер» в психологической науке не является новым. В научный обиход в современном понимании данное понятие было введено в конце 70-х годов ХХ века. Проблема гендерных различий, гендерной идентичности, а также механизмов их формирования не теряет своей актуальности в настоящее время, напротив, данная проблема все больше привлекает внимание со стороны исследователей в рамках социогуманитарного знания, так и со стороны других направлений научного знания [19].

Первоначально понятие «гендер» не имело ничего общего с современным пониманием данного феномена и использовался лингвистами для обозначения грамматического рода прилагательных – фемининного, маскулинного. А также среднего (нейтрального) родов. В качестве точки отсчета, с которой начинается исследование данного феномена в социогуманитарном знании выступает работа “Sex and Gender» Р. Столлера, который обращался к исследования транссексуальности, а также системы факторов, которые оказывают влияние на формирование гендерной идентичности человека [19].

В зарубежной психологической науке в течение длительного периода времени преобладающей являлась концепция, в соответствии с которой неравенство и различия в позиция, статусах, которые занимаются женщинами и мужчинами в обществе, в выполняемых функциях и ролях считались вполне естественными, производными от их внутренней биологической специфики [5]. Данная концепция получила название эссенциализма или биологического детерминизма. Приверженцы данного направления понимания гендера все многообразие проявление неравенства между женщинами и мужчинами Приверженцы данного направления всю систему проявлений неравенства между женщинами и мужчинами видят исключительно в их анатомо-физиологических особенностях. Биологический пол, таким образом, рассматривается в качестве первопричины и основы для установления взаимоотношений между людьми в обществе, а также их иерархического ранжировани в социуме [5].


Р. Коннел указывал на то, что идеология половых различий выступала основной для популярной в 70-е годы эволюционной теории, которая спекулировала на идеи обладания женщинами и мужчинами различными характеристиками и чертами , которые были сформированы в процессе эволюционного процесса для обеспечения выживания человека [25]. Ученый указывал на то, что мужчины характеризуются наличием биологически обусловленной склонности к соревновательности, агрессии, активности, промискуитету, территориальности, а также к проявлению силы и власти. Женщины, напротив, биологически запрограммированы на заботу о выживании потомства, на проявления сострадания, а также имеют выраженный материнский инстинкт [5].

Согласно данной теории, мужчины вместе с Y-хромосомой унаследовали склонность к агрессии, соревновательности, политической активности, иерархии, территориальности, промискуитету и проявлению силы. Женщины же, напротив, генетически запрограммированы на заботу о выживании потомства, сострадание, обладание сильным материнским инстинктом [9].

Следует отметить, что если поведение людей биологически запрограммировано, что мужчины по своей биологической природе являются доминантными, а женщины, напротив – пассивными, то возникает целый ряд вопросов, которые с позиции биологического детерминизма не возможно. Например, возникает вопрос – почему в одних обществах роли, которые выполняются и мужчинами и женщинами отличаются от системы ролей, которые также выполняются мужчинами и женщинами, но в другой национальной культуре.

М. Мид, обращаясь к анализу особенностей взаимоотношений в примитивных обществах Новой Зеландии, указывала на то, что многие их специфических особенностей поведения, которые ассоциируются в обществе с поведением мужчин и женщин, не могут рассматриваться как универсальные и повсеместные. Соответственно, они не укладываются в рамках биологически обусловленных программ [9].

Полоролевой подход, который был разработан в рамках структурного функционализма Т. Парсонсом и Р. Бейлзом, объяснял наличие гендерных различий также с позиции биологического детерминизма, указывая на глубоко функциональную природу существующих различий между мужчинами и женщинами. Инструментальная функция включает в себя взаимодействия с внешним миром, который направлен на получение заработка для обеспечения материальной стабильности семьи, а также обеспечения безопасности от внешней угрозы. Указанная функция рассматривается как типично мужская функция [9]. Экспрессивная функция предполагает направленность на установление эмоциональных связей между членами семьи, урегулирование конфликтов, а также на обеспечение целостности семьи. Функция поддержания порядка и стабильности возлагается на женщин. Индивиды, которые в роли пассивными субъектами в процессе социализации, посредством которой они воспринимают существуют в обществе гендерные образцы, а также модели поведения. Именно в рамках процесса социализации, а также системы поощрений и наказаний индивиды определяют, какие нормы и ожидания общество возлагает на них, а также какие роли предписывается выполнять в зависимости от их биологического пола [19].


Принципиальное изменение в анализе феномена гендера и гендерных различий как социальных конструктов произошел с развитием социального конструктивизма, который получил ведущее положение в социальной теореии в 70-е годы ХХ века. В рамках данного направления осуществлялась критика биологического детерминизма в соответствии с идеей естественности социального неравенства статусов, возможностей, а также позиций, которые занимаются мужчинами и женщинами в обществе в связи с их биологическими особенностями, а также выполнялась критика полоролевой теории в связи с однобокой трактовкой понятия «гендер» [10]. В рамках социального конструктивизма было определено, что половые роли являются не социальным следствием биологической природы индивидов, а является социальной конструкцией, которая является вариабельной культурно и исторически, тогда как индивид не является пассивным реципиентом заранее определенных образцов и моделей, а выступает как активный и деятельностный участник процесса создания гендера. Таким образом, в рамках данного направления подчеркивается возможности внесения корректив в гендерную систему в рамках процесса конструирования гендера [10].

В системе социогуманитарного знания отсутствует единообразное понимание феномена «гендер». Отдельными учеными гендер рассматривается не как относительно стабильное состояние, а динамическим процессом. В теории К. Уэста и Д. Зиммера гендер рассматривается как процесс исполнения определенной, нормативно-приемлемой и социальной обусловленной деятельности, в рамках которой женщины и мужчины утверждают себя как полноценные и компетентные члены общества [21].

В рамках анализа категориального аппарата процесса конструирования, создания гендера, К. Уэст и Д. Зиммер указывают на необходимость выделения таких понятий, как «пол», включает анатомо-физиологические особенности людей (биологические и психофизиологические особенности мужчин и женщин), категоризацию по признаку пола (предпосылка отнесения индивида к категории «мужчина» или «женщена» в соответствии с принятыми в обществе нормами), а также собственно гендер, который рассматривается как контекстуальное исполнение женщинами и мужчинами соответствующих их полу деятельности. Как указывает Уэст и Зиммерман, конструирование гендера носит обязательный и принудительный характер, так как субествует бинарная оппозиция между полами и четкая категоризация людей по социальным категориям «женщина» и «мужчина» [21].


В последние годы все большую популярность начинает иметь рассмотрение феномена «гендер» в контексте институционального подхода, который был предложен Р. Коннелом. В рамках исследований было показано, что гендер можно анализировать как многоаспектая и комплексная система взаимоотношений социального порядка, это институт, который охватывает не только процессы конструирования гендера в процессе взаимодействия, но также и предполагает процессы, которые лажат вне этих взаимодействий. Именно посредством гендера социальная реальность воспроизводит систему властных отношений, которая регулирует все сферы общественной жизни [25].

Расширение исследований гендерной проблематики, политические движения за права отдельных групп, указывают на то, что гендер в настоящее время не является единственным механизмом для разделения общественных позиций, достижения господства, а также обладания властью. Помимо этого, можно говорить о наличии таких значимых аспектов, как класс, раса, сексуальность. Все обозначенные моменты позволяют говорить о гендере не просто как о специфическом социальном конструкте, а как о многоаспектном феномене, который пронизывают все сферы социальной действительности, а также глубоко интегрированном в мир повседневности [19].

Предваряя рассмотрение категории «гендерная идентичность» обратимся к анализу феномена «идентичность» личности.

История развития теоретического концепта «идентичность» теснейшим образом связана с развитием общефилософских подходов к становлению индивидуальности человека, осознания своего места в мире, поиска смысла своего существования, определения сходств и отличий от других людей.

По мнению большинства исследователей, категория «идентичность», которое рассматривается как соответствие «Я» человека его жизненному воплощению, как состояние принадлежности определенногому надиндивидуальному целому, охватывающее и личностную деятельность и субъективное время, и национальную культуру человека, стало одной из наиболее значимых тем общественной мысли в ХХ веке. Идентичность можно рассматривать как сложный феномен, как многослойную психическую реальность, которая включает в себя разного рода уровни сознания, коллективные, индивидуальные, социогенетические и онтогенетические основания [19].

Собственно психологическое содержание идентичности было привнесено в психологическую науку Э. Эриксоном, который определил данный феномен как «непрерывность самопереживания индивида», как «длящееся внутреннее равенство с самим собой». Идентичность рассматривается ученым как важнейшая характеристика целостности личности, она является интеграцией переживаний человеком собственной тождественности с определенными социальными группами и общностями [21].