Файл: «Гендерные различия проявлений профессионального стресса».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования гендерных различий проявлений профессионального стресса
1.1. Понятие и специфика категории «гендерные различия»
1.2. Особенности теоретических представлений о феномене профессионального стресса
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
3.1. Результаты диагностики особенностей профессионального стресса
3.2. Результаты диагностики гендерных особенностей
3.3. Результаты корреляционного анализа
Выявлено, что многие травмирующие факторы сильного и сверхсильного воздействия обуславливаются не воздействием самого стрессора, а реакцией человека на него [17]. Стресс, таким образом, может рассматриваться как сложное функциональное состояние организма человека, которое характеризуется сдвигами в деятельности систем всех уровней – от психических процессов до эндокринной системы.
Состояние стресса, которое возникает в экспериментальных или же экстремальных ситуациях может выражаться в дезорганизации поведения человека и его интеллектуальных процессов. Обращение к исследования природы стрессовых состояний показало, что оно может возникнуть в результате разнообразных негативных воздействий, например, в случае неблагоприятных социальных условий, в случае неблагоприятном психическом или эмоциональном воздействии, в случае болевого воздействия или же при угрозе его, в случаях повышенной материальной или моральной ответственности и т.п [17]. У специфическому виду стрессу также можно отнести состояние, которое возникает в непривычных для человека условиях, например, при различных перегрузках, при сенсорной изоляции.
Требует отдельного рассмотрения феномен эмоционального стресса. Эмоциональный стресс выделил Р. Лазарус [12]. Он говорит о том, что эмоциональный стресс связан с процессами активизации познавательной деятельности человека, посредством которых человек определяет для себя уровень угрозы, а также осуществляет сопоставление возникающие трудности с собственными возможностями по их преодолению. По мнению Л.А. Китаев-Смык, введение данного понятие породило разночтение обозначаемых им явлений [11]. В данное понятие включаются также первичные эмоциональные реакции, которые возникают при критических психологических воздействия, а также эмоционально-психические симптомы, которые порождаются телесными повреждениями и т.п.
Понятие «эмоционального стресса» в научной литературе приобрело ряд трансформаций, которыми, по нашему мнению, было подвергнуто и понятие стресса. Первоначально под эмоциональным стрессом понимались ситуации, которая порождает сильные эмоции. Концепция стресса, учитывая ее направленностью на целостное понимание адаптивных реакций организма привлекает внимание специалистов по разработке режимов жизни и деятельности в экстремальных ситуациях. Обращаясь исключительно к неблагоприятным для организма проявлениям стресса, ученые обозначают также данным термином адаптационные эмоциональные реакции, которыми обычно сопровождаются вредные для организма психофизиологические и физиологические изменения [11]. Соответственно, под эмоциональным стрессом подразумеваются аффективные переживания, которые сопровождают стресс и которые приводят к неблагоприятным изменения в организме. Когда же было накоплено достаточно материала о существовании большого круга психических и физиологических реакций, которые сходны при положительных и отрицательных эмоциональных переживаниях, под «эмоциональным стрессом» стали понимать достаточно широкий круг изменений поведения человека, психических проявлений. Таким образом, под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг изменений психических проявлений, которые сопровождаются выраженными неспецифическими изменения электрофизиологических, биологических и иных коррелятов стресса [11].
Следующим видом стресса выступает психологический стресс. Психологический стресс относится к тем психологическим явлениям, которые относятся к психическим состояниям и под которыми понимают целостное своеобразие всех процессов, которые происходят в психике человека в данный момент или же в течении определенного периода времени [6]. По мнению А.М. Столяренко, сводить психологический стресс только к эмоциональным реакциям нецелесообразно. Эмоция рассматривается как одна характеристика психической деятельности, которая носит целостный характер и включает в себя познавательные, мотивационные, волевые, а также психомоторные компоненты. Отсюда следует, что эмоциональный стресс и психологический стресс не целесообразно отождествлять друг с другом, понимания, что психологический стресс является системной психологической реакцией на ситуацию [18].
Психологический стресс существеннее, чем биологический, зависит от индивидуальных особенностей человека, тогда как его характеристики менее жестко и однозначно навязываются спецификой внешних воздействий. Индивидуальная выраженность стресса, его неблагоприятных проявлений в значительной степени зависит от осознания человеком ответственности за себя, за происходящие с человеком и окружением изменениями в экстремальных ситуациях, от психологической установки на ту или иную роль [6]. По мнению Л.А. Китаева-Смык, можно говорить о наличии трех типов отношения человека к себе в случае стресса. Первый тип отношения – это отношение к себе как к «жертве» экстремальной ситуации. Второй тип сочетает отношение к себе как к «жертве» и одновременно как к «ценности». Третий тип – сочетает первые два выделенных типа. Таким образом, психологический стресс может рассматриваться как особое психическое состояние, которое характеризуется неспецифическими и системными изменениями активности психики человека, которая выражает ее мобилизацию и организацию в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации. Психологический стресс может быть идентичен стрессу физиологическому, так как обладает своими психологическими особенностями. Он может возникнуть самостоятельно, а также может изменять или инициировать биологический стресс [11].
В исследованиях по проблеме психологического стресса прослеживаются попытки объединения разных направлений исследования стресса и определения связи физиологических и психологических компонентов стресса. Признано, что содержание катехоламинов в крови достоверно коррелирует с выраженностью эмоциональных переживаний и личностной предрасположенностью к ним. Л.А. Китаев-Смык отмечает, что «Преобладание адреналина связано с возникновением реакций страха и тревоги. Преобладание норадреналина связано с проявлением чувства гнева или решительности. Стресс подавляет иммунную систему человека, он увеличивает вероятность возникновения инфекций и усилению аутоиммунных заболеваний. Кортизол, который выделяется при стрессе снижает активность иммунной системы человека» [11]. В случае сильного и продолжительного стресса может развиваться патология сердца. Особенную роль в возникновении данной патологии играет активизация перекисного окисления липидов. Исследования проблемы стресса в реальных условиях показали, что не столько физиологический, сколько психический уровень адаптации выступает как наиболее чуткий индикатор психического и физического состояния человека [15].
Огромный массив материала, накопленный при изучении феномена стресса представляет большие возможности для исследователей по развитию терминологического аппарата. При решении междисциплинарных задач по разработке наиболее эффективных методов коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека необходимо помнить о взаимосвязи наблюдаемых и описываемых явлений.
Термин «профессиональный стресс» появился в Западной Европе и в США в конце прошлого столетия в связи с большим количеством исследований, посвященных тематике стресса. Если проводить сравнение двух понятий, то можно выделить отличительные черты «стресса вообще» от «профессионального стресса». Таких отличительных черт несколько [13].
Во-первых, если стресс вообще - это общая (неспецифическая) физиологическая и / или психологическая реакция организма на определенную ситуацию, то профессиональный стресс - это реакция на определенную ситуацию, связанную с конкретной профессиональной деятельностью. В нашем случае профессиональный стресс сотрудников – это неспецифическая физиологическая и / или психологическая реакция организма на деятельность, связанную с осуществлением деятельности в компетенции сотрудника.
Во-вторых, рассматривая профессиональный стресс, мы можем говорить только об «отрицательном стрессе» - дистрессе, так как именно он является реакцией на сложную (эмоционально и психофизиологически напряженную) профессиональную ситуацию, в то время как «стресс вообще» может быть разновидностью «эустресса», т. е. «положительного» стресса, когда физиологическая и / или психологическая реакция возникает на радостные, захватывающие, волнующие события, связанные с определенными видами профессиональной деятельности, что можно наблюдать, например, у людей творческих профессий, а также педагогов, врачей [1].
Известная исследовательница профессионального стресса К. Маслач определяет профессиональный стресс как многообразный феномен, выражающийся в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [13].
Выводы
Гендерную идентичность – это осознанные и неосознаваемые представления человека относительно себя как представителя определенного пола с позиции стереотипов фемининности и маскулинности, которые существуют в культуре, в которой существует человек с учетом субъективного опыта переживания себя в качестве представителя того или иного пола.
Основным в проявлении симптомов профессионального выгорания является субъективное отношение к себе, собственной деятельности, взаимоотношениям с другими людьми, что существенным образом препятствует сознанию личностью наличия самого факта проблемы, а также поиска возможных путей разрешения данной проблемы.
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
Для исследования гендерных различий проявлений профессионального стресса было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование строится по типу констатирующего эксперимента. Также эмпирическое исследование предполагает осуществление сравнительного исследования показателей профессионального стресса у участников мужского и женского пола, а также определение особенностей взаимосвязи гендерных особенностей и проявлений профессионального стресса у участников мужского и женского пола.
Эмпирическое исследование включает в себя следующие основные этапы:
1. Отбор и обоснование диагностических средств исследования.
2. Формирование выборки исследования
3. Выполнение процедуры психодиагностического исследования
4. Анализ результатов эмпирического исследования.
Выполним описание использованных в исследовании психодиагностических средств. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики:
1. Шкала профессионального стресса (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников).
2. Полоролевой вопросник С. Бем.
Выполним краткую характеристику обозначенных диагностических инструментов.
1. Шкала профессионального стресса (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников). Данная психодиагностическая методика позволяет определить актуальный уровень выраженности стресса. В качестве стимульного материала выступает 22 утверждения, предполагающих выбор одного из вариантов ответа. Интегральный показатель позволяет говорить о степени выраженности профессионального стресса – низкого, умеренного, повышенного, а также высокого.
2. Полоролевой вопросник С. Бем. Полоролевой опросник С. Бем. Данная психодиагностическая методика предложен С. Бем для определения актуального проявления черт и поведенческих особенностей, которые связаны с мужскими и женскими полюсами полоролевой идентификации. Опросник включает 20 пунктов, которые связаны с традиционным общественным представление о маскулинности и фемининности. Опросник включает шкалу андрогинии, отражающей уровень соотношения у респондентов степень идентификации как с маскулинными, так и фемининными чертами.
Данные диагностические средства являются валидными и надежными инструментами исследования в связи с чем использование их в данной работе может считаться целесообразным и оправданным.
Статистический анализ результатов исследования был осуществлен с использованием математико-статистических методов. Проверка достоверности различий по исследуемым показателям в двух группах исследования осуществлялась с использованием критерия Манна-Уитни. Взаимосвязь показателей гендерных особенностей личности и проявлений профессионального стресса осуществлялась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Выполним краткое описание данных методов статистического анализа. Критерий Манна-Уитни является непараметрическим методом статистического анализа. Метод находит применение в целях определение степени достоверности различий в показателях, которые имеют численное выражение. Метод предполагает определение зону перекрещивающихся значений двух вариационных рядов. Чем меньшее значение статистического критерия, то тем вероятнее наличие выраженных различий между изучаемыми показателями. Критерий был предложен в 1945 Ф. Вилкоксоном, а затем переработан и дополнен Д.Р. Уитни и Х.Б. Манном. Характерное особенностью непараметрических методов статистического анализа выступает отсутствие необходимости в проверки нормальности распределения, а также высокий уровень результативности и надежности результатов на сравнительно небольших сравниваемых выборках.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена, наряду с коэффициентом линейной корреляции Пирсона, является широко используемым статистическим методом, позволяющим определить степень тесноты корреляции, а также ее направления между численно выраженными рядами признаков. Критерий является ранговым, то есть при расчете используются не численные значения, а соответствующие этим численным значениям ранги.
Статистический анализ был выполнен в Statistica 10.0.
2.2. Характеристика выборки
Обратимся к описанию выборки исследования. Участниками исследования являются 40 мужчин и женщин в возрасте от 25 до 35 лет. В исследовании приняло участие равное число участников исследования мужского и женского пола – 20 мужчин и 20 женщин. Все участники исследования осуществляют трудовую деятельность не менее одного года.
Описательная статистика выборки исследования по показателям пола и возраста отражена на рисунке 1.