Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
С позиции акмеологии показательной характеристикой зрелости является признание в группе социально-психологических свойств и качеств индивида. И если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое признание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений. Отсутствие такого признания - одна из причин психологического дискомфорта человека, его неудовлетворенности своей деятельностью. В случае, если у человека нет признания ни на групповом, ни на личностном уровне, то эта ситуация порождает психологический кризис личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как профессионал не состоялся. Неоспоримым является тот факт, что для общества и для самой личности чрезвычайно важно продолжить акме - наиболее активный творческий период жизни человека.
Абульханова-Славская К.А. конкретизируя понятие жизнедеятельности поиному решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, обусловливающего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач.
Основываясь на собственных эмпирических исследованиях, Абульханова-Славская разработала типологическую стратегию изучения личности. На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Помимо этого ею была создана концепция личностной организации времени жизни, обнаруживающую трехкомпонентную структуру и типологические особенности этой организации. Она также является автором концепции социального мышления, в частности социального мышления российской личности и менталитета.
2. Становление и социализация личности
2.1 Становление и развитие личности в социуме
Научное понимание к специфике взаимосвязи «социального» и «индивидуального» в развитии индивида определяет личность как целостный субстрат наделенный определенными семейно-бытовыми, национальными, профессиональными, психологическими и другими признаками, возникающими в в ходе взаимоотношений индивида с его социальным окружением. Сам же термин «социальное» вбирает в себя специфику общественных отношений, условия жизнедеятельности индивида в обществе, особенности системы воспитания, характер производства и социальных институтов, распространение информации. Все эти факторы, вместе с тем и определяют, и сами определяются социальной активностью и творческой самодеятельностью человека, который в своем жизненном развитии воспроизводит достижения истории человеческой культуры и цивилизации. Находясь в среде себе подобных, в различных политических, экономических, социально-психологических условиях; он использует культурное наследие, говорит на родном языке, который является социально сформированным инструментом мышления, посредством которого он постигает общечеловеческий опыт и общается. Все это происходит при непосредственном участии данных ему от природы слуха, зрения, вкуса, обоняния, мышления, чувства, желаний и прочего.
Однако, при всей генетической заложенности всех свойственных индивиду биологических особенностей, психика человека не заложена в генах, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности других людей. Социально-психологический, политический, экономический процесс может как способствовать прогрессивному развитию человека, так и тормозить его. Следовательно, адекватные представления о развитии личности в социуме могут быть получены только в процессе рассмотрения названных составляющих в единстве и при отсутствии увеличения или преуменьшения одних или других (человека или общества).
Безусловно, всякий индивид обладает своеобразными индивидуальными особенностями организма, включая и нервную систему. Однако данные особенности и характеристики организма, наследственно, генетически детерминированные, составляют не фактор, а по словам П. Гальперина, необходимую физиологическую основу, условие, но не причину развития человека как члена общества. Согласно современным представлениям в психологии все необходимые личностные качества индивида можно сформировать у любого человека в процессе организации его жизнедеятельности при любых природных особенностях нервной системы. Иными словами каждый здоровый человек способен почти к неограниченному духовному развитию.
Развитие и становление личности представляет собой культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, являющегося носителем родовой сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности. Подобная деятельность в готовом виде не дается человеку и в его биологической сущности не закладывается природой. Его деятельность, представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которого, овладение опытом является той формой, внутри которой и происходит развитие психики, сознания человека, его личности. Выдающийся советский психолог и философ С. Рубинштейн говорил, что развитие «индивидуального» представляет собой способность личности становиться субъектом, доходя в этом становлении до высшего уровня субъективности. В конечном итоге получается, что внутренняя природа личности находит свое проявление только через отражение внешнего.
Можно сделать вывод, что психическое в то же время является как реальностью, так и отражением реальности. Говоря об этом, Рубинштейн опирался на тезис о том, что «социальное» соотносится с «индивидуальным», действует посредством внешнего и от него зависит. Однако «индивидуальное» обладает и своим непосредственным источником активности и развития, следствием чего можно наблюдать не только изменение внешней социальной обстановки, но и организацию характерного целостного, относительно самостоятельного внутреннего мира человека. Наблюдаемое здесь противоречие между «индивидуальным» и «социальным» и является источником развития личности в обществе. При подобной постановке вопроса индивид одновременно предстает и зависимым от социума, и автономной, свободной личностью.
Тщательный анализ соотношения внутреннего «индивидуального» и внешнего «социального» позволяет раскрыть в личности существенное, типичное, что закономерно формируется в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социальной организации, к которым она относится. При этом, если мы рассматриваем личность как члена социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то оперируем не свойствами отдельных людей, а социальными типами личностей. Безусловно, социально психологические типы личности можно определять по самым разным критериям. Можно определить их с точки зрения истории человечества, можно определить их зависимость от ценностных ориентаций.
Становление личности в социуме и ее развитие представляет собой процесс, когда при усвоении опыта, в том числе и социально-психологического, и условий жизни осуществляется переход от абстрактной возможности владеть социальным статусом в действительную возможность и превращения последнего в реальность как результат, совокупность всех реализованных возможностей, предоставленных человеку. При этом, когда мы говорим о становлении человека в обществе, мы говорим о развитии не абстрактной личности, которая находится вне пространства и времени, а именно человека, действующего и развивающегося в какой-либо конкретной социокультурной среде и на определенном этапе развития общества. Для того, чтобы обнаружить, исследовать и понять те начала, на которых основывается знание о усвоении индивидом общественных ценностей и норм, о его становлении и развитии невозможно без изучения социокультурных, этнопсихологических воздействий на индивида.
Учитывая все вышеизложенное можно заключить, что сегодня следует говорить о новом видении проблемы планирования личностного развития, системы становления и формирование индивида в социальной среде. В этом процессе необходимо учитывать индивидуальное своеобразие индивида, возможность выполнения им одной и той же деятельности психологически разными путями, рефлексию и внутренний механизм развития личности, отношение к индивиду как к высшей ценности, как к носителю национального мировоззрения, общественных интересов и настроений. Наверное, только при таком подходе мы сможем определить все факторы между понятиями «личность» и «социум», открыть все необходимые объективные и субъективные условия эффективности развития человека в обществе.
личность социальный психологический
2.2 Социализация личности
Социально-психологическая социализация представляет собой процесс вступления индивида в общество, активного овладения им социального опыта, ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация предполагает вырабатывание социальные качества, знания, умения, надлежащие навыки, что позволяет ему дееспособным субъектом социальных отношений. Данный процесс протекает как в условиях стихийного влияния на личность различных жизненных обстоятельствах, так и в условиях непосредственного целенаправленного формирования личности.
Исследуя вопросы становления и развития личности, нужно отметить, что человек как личность не сможет нормально жить вне социума, социальной среды не может. При его взаимодействии с социальной средой появляется множество различных социально психологических явлений, которые оказывают воздействие на формирование его личности. Социально-психологическая реальность, социально-психологические явления возникают как отражение различных форм общения. Но формирование социально-психологического типа происходит прежде всего при помощи собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где индивид испытывает влияние микросреды, а через него - и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей. Получается, что формирование человека как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.
Первичная социализация представляет собой адаптацию человека к ролевым функциям и социальным нормам, формирующимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Данный процесс реализуется через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. В качестве агентов социализации выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация - интериоризация, которая представляет собой процесс интеграции социальных ролей во внутренний мир индивида. При этом в нем формируется система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Здесь речь идет о способности к оценке норм, жизненном опыте, тогда как в процессе первичной социализации они преимущественно только усваивались.
Большинство психологов выделяют следующие этапы социализации:
1. Первичная, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок адаптируется, приспосабливается к социальной среде.
2. Стадия индивидуализма (подростковый и ранний юношеский возраст). У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.
3. Стадия интеграции (18-25 лет). Проявляется в желании найти свое место в обществе.
4. Трудовая стадия (с 18 до 55-60 лет). Данная стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.