Файл: «Проблема личности в социальной психологии» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Послетрудовая стадия. Охватывает пожилой возраст, когда вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям.

В отечественной психологии особое внимание всегда отводилось этим более поздним психическим образованиям ввиду их определяющей (регулирующей) роли в поведении личности. Между тем они же в немалой степени подвержены влиянию со стороны деятельности и поведения личности: их изменения по разным причинам ведут также и к изменениям в самой личности. Однако в последние годы произошло некоторое отдаление от понимания того, что субъектность личности всегда имеет и оборотную сторону – ее объектность. Следует также отметить, что социализация – не только процесс усвоения социальных норм, ролей, установок путем включения в социальные связи, но и процесс их встраивания в целостную систему (структуру) личности, благодаря чему и происходит ее становление.

В отношении периода послешкольного обучения в вузе или ином учебном заведении имеются различные точки зрения. С одной стороны вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к трудовой стадии, но с другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно отлична от периода обучения в школе. Например, это проявляется во все более последовательном проведении принципа соединения обучения с трудом. Следовательно, данные периоды жизни индивида нельзя рассматривать по той же схеме. Как бы там ни было, но в научных трудах вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество – одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Невзирая на некоторые мнения о том, что процесс социализации обрывается с окончанием процесса образования личности, большая часть исследователей говорят о безусловном продолжении процесса социализации в период трудовой деятельности человека. Помимо этого, суждение о том, что индивид не только постигает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Мы не можем сегодня согласиться с утверждением, что труд как предпосылка мобилизации сущностных сил человека прерывает процесс приобретения социального опыта; мы также не принимаем то, что в период трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Несомненно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.


Утилитарную же значимость рассматриваемого вопроса нельзя переоценить: введение трудовой стадии в орбиту проблем социализации заслуживает особого внимания в современных условиях в связи с принципом постоянного образования личности, включая все возрасты. Подобный подход ведет к возникновению новых возможностей для построения междисциплинарных исследований, в частности, в сотрудничестве с педагогикой, в отношении раздела, занимающегося проблемами трудового воспитания. На протяжении уже нескольких лет актуализуются исследования по акмеологии, науке о зрелом возрасте.

Послетрудовая стадия социализации сегодня является еще более непростой проблемой. Некоторым оправданием, разумеется, может служить тот факт, что проблема эта еще более новая, чем проблема получения социального опыта в период трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Рост продолжительности жизни – с одной стороны, обусловленная социальная политика государств – с другой влекут за собой то, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. В первую очередь увеличивается его удельный вес. В достаточной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

Проблема послетрудовой стадии социализации сегодня присутствует и в социальной психологии. При этом ключевые точки зрения в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах "усвоения социального опыта" или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея "десоциализации", наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.


Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – "зрелость" может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по крайней мере, право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом стыкуется в дискуссию о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.

Социализация – процесс, детерминированный множеством явлений, в значительной степени меняющихся с объективными изменениями в человеческом обществе. Исходя из результатов множества сравнительных исследований, проведенных в последние десятилетия, можно утверждать, что процесс социализации детерминирован не только институциональными образованиями, но и меняющимися условиями бытия: возможностями мобильности, бытием в виртуальном пространстве, отсутствием жизненной необходимости длительное время пребывать в определенном сообществе, возможностью легко менять группы поддержки и т.п. В частности, возрастные психологи отмечают снижение длительности дружеских связей современных подростков и юно­шей, демографическая статистика свидетельствует в пользу чрезвычайной неустойчивости браков и т.п. Таким образом, изменяющиеся обстоятельства жизни накладывают существенный отпечаток на процесс социализации и видоизменяют ее эффекты как по времени, так и по содержанию.

Основными определяющими факторами на внеличностном уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д. На следующем - межличностном уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий. В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации. В современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно смысловой основы рискованного поведения и способности личности к инновационному поведению. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия


Заключение

Таким образом, в исследовании было проанализировано понятие личности с точки зрения социальной психологии. Разбор научных трудов и учебных литературных книг различных авторов – как зарубежных, так и отечественных – помог выявить различные особенности и отличия социально-психологического подхода ко взгляду на понятие личности. Так, сей подход раскрывает психологическо-социальные стороны личности; он обнажает особенности принципа социализации и становления личности в обществе; он дает возможности для исследования данного типа характеристик личности и каким-либо образом влиять на нее. Так же, из всего этого можно отметить, что центральная область в социологии и исследования личности выделена для четкого обозначения закономерных выводов и процессов, которым обусловлена психика и деятельность отдельной человеческой личности группах социума.

Социальная психология занимается рассмотрением тех аспектов личности, которые непосредственно касаются личностной структуры. В частности, этим является: самооценка индивида, его жизненные и моральные ценности, особенности воспитания или установки, данные обществом, нормы личной морали, принципы его поведения в обществе, причины, мотивы того или иного поведения и многие другие явления в характере, описывающих личность с точки зрения ее отношений и контактов с обществом и другими людьми. Личность определяется в социальной психологии как некое «зеркало», способное отражать положение и принципы настоящего общества, получение и отдача информации, норм, принципов жизни, правил поведения. Но при этом перетекание социальных отношений в отношения индивида с его внутренними мотивами поведения обусловлен действиями и взглядами самой личности.

Вследствие проведенного анализа и рассмотрения литературы, оказалось, что в наше время в психологии присутствует достаточно много различных теорий личности, которые дают нам право говорить о ней как о совокупности особенностей отдельного человека и одновременно как о научном явлении в социально-психологической области науки. В ней нет общей теории о личности; обусловлено это, в целом, принципом самого развития социальной психологии, где с течением времени появились новые подходы к пояснению поведения личности в социуме, и где все соответствуют понятиям общей психологии, и только один имеет социологические корни. Они все могут быть обобщены теоретическими принципами анализа социального поведения личности и имеют некоторое количество конкретных «теорий среднего ранга».


Если обратить внимание на процесс развития личности, то оно являет себя как культурно-исторический процесс установки отдельного индивида как человека, передающего своему роду общественно выработанные качества и усвоенные способы социальной деятельности. И все эти понятия способны только приобретаться с течением времени, в сущности человека как биологического существа их не заложено. Вся его последующая деятельность, способы взаимодействия, является результатом многолетнего опыта прошлых поколений и процесса развития личности, которая развивалась, перенося в будущие поколения понятия о социальной жизни и нормах.

Так же была рассмотрена одна из важнейших тем - социально-психологическая социализация, которая является процессом вступления индивида в активную общественную жизнь, его принятия социальных норм, правил, порядков, адаптация к окружающему социальному миру. Процесс социализации человека - это выработка таких качеств, умений, привычек, и приобретение таких знаний, какие смогут позволить ему быть дееспособным участником социальных отношений, и процесс этот происходит как в обстановке стихийного влияния общества и жизненных обстоятельств на становление личности, так и с помощью непосредственно направленных на развитие личности действий. Если учитывать изначально заданные цели исследования, можно с уверенностью сказать, что работа этого исследования полностью выполнена.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

«Я-концепция»

система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.

2

Вербальный

термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.

3

Влияние

процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.

4

Идентификация

отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.

5

Институт социализации

социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.

6

Межличностные отношения

субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.

7

Рефлексия

это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

8

Роли

предписанные обществом в целом, специфической социальной организацией или конкретной совокупностью групп права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения.

9

Социальная адаптация

приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям.

10

Социальная перцепция

процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

11

Социальная установка

субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) нате или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.

12

Социальные роли

являются исходными и определяющими элементами социального опыта, поскольку в них наиболее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения.