Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
Введение
Проблема личности считается одной из центральных тем исследований в социальной психологии. Правда, не смотря на это, практически все области научного изучения психологии рассматривают личность как точку координаты, как изначально данную в системе социальных связей и отношений, обусловленную этими связями и отношениями и вместе с тем выступающую в роли активного субъекта деятельности, т.е. как нечто само собой разумеющееся. В качестве основных предметов исследования выступали социальные группы, личностные взаимодействия, а исследованием личности занималась общая психология. Но в конце концов взгляд все равно был смещен в сторону изучения личности, ведь именно из нее состоит любой социум, а некоторые области психологии (общая, возрастная) не могут представить полное понимание личности, потому что многие характеристики личности имеют социальные корни.
Цель исследования данной проблемы заключается в том, чтобы социальная психология смогла установить и ясно, четко сформировать собственные понятия о личности и обособить более обобщенных дисциплин. В общей психологии упор делается только на общие механизмы и понятия о деятельности индивида, а человеческая личность рассматривается в области социологии лишь как составляющая социальной группы. Главным отличием социально-психологического подхода от общепсихологического к исследованию понятия личности в том, что первая область исследует все вопросы, касаемые личности, а вторая область – далеко не всегда.
Задача изучения проблемы состоит в описании особенностей исследования личности в области социальной психологии, качеств, относящихся к ней, а также прямых вопросов для социально-психологического изучения. Для того, чтобы достигнуть успеха в исследовании необходимо раскрыть следующие проблемы:
- Разобрать особенности в социально-психологическом понимании личности.
- Дать характеристику различным социально-психологическим теориям личности.
- Обратить внимание на представления и понятия о личности различных исследователей в зарубежной и отечественной социальной психологии.
- Выявить проблемы социализации личности и ее социально-психологической компетенции.
- Определить проблемы внутренней противоречивости личности и пути их преодоления.
- Исследовать проблему формирования социальной установки личности.
Основную часть изучения и его методы составляют общенаучные и частные - сравнение, анализ и тщательное изучение трудов отечественных и зарубежных авторов, будет также использована информация из различных научных публикаций и статей, материалов интернет-сайтов посвященных данной проблеме.
1. Понимание личности в социальной психологии
1.1 Социально-психологический подход к пониманию личности
С древнейших времен люди обнаруживали зависимость своего поведения от той социальной среды, которая их окружала, а также от собственной психики, что побуждало их приспосабливаться к условиям жизни и, вместе с тем, проявлять способность к свободному выбору. Подобное совмещение психики и внешних воздействий и стимулов в истории психологии отмечено во многих прошлых теориях и концепциях по изучению проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности. Анализ данной проблемы которое строится на психологических исследованиях и философских основах, антропологически, по которым человек, прежде всего биологическое существо. Определяется его роль и место в социуме, за основу берется приоритет социальной среды в становлении развития личности.
Мы используем понятие «личность» — как выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. При этом под данным термином может пониматься либо человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, либо устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как представителя какой-либо общности или социальной группы. Однако следует в первую очередь выяснить специфику понимания личности именно в социальной психологии.
Различные социально-психологические теории личности, рассматривая ее в разных аспектах, истекают как из интересов индивида, приоритетности его коммуникативного, нравственного потенциала в профессиональном росте, его знаний, стиля и культуры общения, так и по важности социума, социальных отношений в становлении личности. В зависимости от преобладающей стороны данного явления и приводится теоретическое обоснование определенного типа и социальной программы поведения человека, обусловленной стратегии действия, иных социально-психологических качеств и свойств индивида.
Сегодня многие научные теории, занимающиеся исследованиями в области человеческой психики теоретически и экспериментально подтверждают, что последняя не является следствием или непосредственным продолжением естественной эволюции элементарных форм поведения животных. Поэтому становится ясно, что наши психические функции складываются в процессе нашего становления и развития в социуме, посредством усвоения всеми нами социального опыта. Следует отметить, что этот процесс усвоения представляет собой особую форму психического развития, которая может быть свойственно исключительно человеку. При этом мы говорим не только о высших психических функциях (мыслить абстрактно, логической памяти и других), а также и о таких элементарных и, на первый взгляд, врожденных функциях (например, тональный слух), обладающих социальной природу и складывающихся на протяжении жизни.
По словам нашего известнейшего психолога и основателя отечественной нейропсихологии – Лурия А.Р.: сами функциональные системы мозга, как материальная субстанция психических функций, не возникают в готовом виде к рождению человека и не вызревают самостоятельно, но складываются в процессе общения и предметной деятельности подрастающего человека. В реальности не существует никаких природных программ социального поведения человека, поскольку собственно социальная жизнь не есть постоянная система факторов, а меняющаяся, зачастую гораздо быстрее, чем смена поколений.
Целый ряд психологов обосновывают социализацию личности, как переход от чисто биологического к социальным этапам развития, понимая под социализацией процесс обучения, адаптации. В действительности общественные отношения своим действием превращают естественные функции в социальные, ставя их на службу общественному развитию. При этом, социальное не уничтожает природное, снимая его в человеке, подключает его к новые системам связей и отношений, подконтрольным качественно новым законам социальной формы движения.
Другие же теоретики в области психологи, исследуя личность, стремятся идеалистически представить ее внедрение в общественную культуру социума, как некий «исключительно духовный процесс». Так сторонники символического интеракционизма рассматривают социализацию как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, что происходит в первичной группе путем «принятия роли другого».
В конечном итоге психология в ходе своего развития выдвинула два взаимоисключающих заключения:
психические явления являются результатом самодетерминации, являются структурными компонентами единой антиномии;
психические процессы и состояния предопределяются влиянием внешней среды.
Оба эти утверждения в целом логичны в системе, которая является одновременно само детерминантной и такой, которая возникает вследствие воздействия социальной среды. При этом, следует отметить один важный момент: с тех времен, как человек сумел создать новый предметный мир, цивилизацию, которая им руководствуется и с которой связано поле символов и развитие отношений, она отделилась от животного мира и развивается по принципиально новым законам социального движения, что и делает его человеком, развивает как личность.
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Социально-психологическая структура личности включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу, когнитивные характеристики; «Я-характеристики»; локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.
Итак, анализ различной литературы позволяет сделать вывод, что особенности социально-психологического подхода к рассмотрению личности состоят в следующем:
- данный подход раскрывает механизмы социализации личности;
- показывает социально-психологическую структуру личности;
- предоставляет возможность для диагностики данной структуры характеристик личности и воздействовать на нее.
1.2 Социально-психологическая структура личности
Значимой проблемой при изучении личности является понимание ее психологической структуры. Структурный анализ личности является одной из наиболее важных задач как социологии, так и социальной психологии. В частности в ходе проведения социально-психологических исследований осуществлена колоссальная работа по исследованию социально-психологической структуры личности, имеющая под собой огромную эмпирическую базу. Проблема структуры личности относится к числу актуальнейших вопросов социально-психологической теории в отличие от распространенной точки зрения на структуру личности, говорится не о структуре личности вообще, а о различных подходах к ее построению и соответственно о двух качественно различных моделях структуры личности: статической и динамической.
Под статической структурой следует понимать абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида. Степень обобщенности такой модели может быть весьма различной. Это зависит уже от того, каков инструментальный подход исследователя к статической структуре личности — аналитический или интегральный. Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида. Под динамической структурой личности мы и подразумеваем модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида.
Интегральный подход
Аналитический подход
Модель статической структуры личности
Модель динамической структуры личности
Структура человеческой личности как явления весьма сложного, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Всякая структура характеризуется некоторой устойчивостью и вместе с тем подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к отклонениям, получившим название девиантного поведения. В характеристике модели социально-психологической структуры личности можно выделить два основных параметра. Во-первых, тот, который связан с определением характера самой модели, могущей быть статической или динамической, и, во-вторых, тот, который связан с определением инструментального подхода к исследованию, могущего быть аналитическим или интегральным.
Общечеловеческие психические свойства индивида. Общечеловеческим в психике человека является, во-первых, наличие необходимого комплекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности; во-вторых, факт биосоциальной детерминированности психического мира и поведения человека (результатом и проявлением последней являются такие устойчивые черты и свойства личности, как ее темперамент и характер); в-третьих, факт социальности психики человека в отличие от психики животных.
Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловеческим опытом необходимо различать социально-специфический опыт личности. Здесь имеются в виду все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнических, классовых, политических, идеологических, экономических, профессиональных, национальных и т. д.). Общим для названных элементов социально-специфического опыта личности является то, что все они выполняют определенные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида. Для обозначения как раз тех специфических форм отражения социальной действительности человеком, которые носят предельно обобщенный, безличный характер (роли, нормы, ценности и символы).