Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
- Формирование информации о получателях пособий и пенсий, которые проживают на территории РФ;
Учет и регистрация плательщиков страховых взносов на ОПС и на ОМС;
Контролировать правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов на ОПС, на ОМС и при этом проводить проверку плательщиков страховых взносов;
- Взыскание задолженности по платежам в бюджет Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, штрафов, пеней, включая судебный порядок;
- Организация работы по реализации прав застрахованных граждан, которые связанны с формированием средств пенсионных накоплений;
- Вести учет дополнительных страховых взносов участников программы Государственного Софинансирования на накопительную часть трудовой пенсии;
- Принимать и обрабатывать заявление правопреемников умерших застрахованных граждан и выплачивать им средства пенсионных накоплений;
В положенный срок и полное рассмотрение обращений, и прием граждан, представителей организаций и страхователей по тем вопросам, которые относятся к компетенции Пенсионного фонда;
- Информационно – разъяснительные работы по вопросам, которые относятся к деятельности пенсионной системы и ее совершенствования.
В прямом подчинении отделений Пенсионного фонда имеются территориальные управления, которые осуществляют свою деятельность в административной единице субъектов России. Прием граждан по тем вопросам, которые относятся, к компетенции Пенсионного фонда ведется во всех территориальных отделениях.
Можно сделать вывод, что ПФР – это самый значимый социальный институт, от эффективности работы которого зависят социально – экономические показатели жизнеобеспечения пенсионеров РФ.
Глава3. Основные изменения пенсионной системы
Пенсионная система России потерпела изменения с 2013 и до настоящего времени. В конце декабря 2013 года президентом РФ были подписаны следующие законно проекты, которые определяют обновленный состав пенсионной системы РФ:
- Федеральный закон №400 – ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года;
- Федеральный закон №424 – ФЗ «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 года;
- Федеральный закон №410 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты РФ» от 28.12.2013 года;
- Федеральный закон №422 – ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 28.12.2013 года.
В начале декабря 2013 года был подписан еще один Федеральный закон №351 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» от 04.12.2013 года.
В законодательных изменениях можно пронаблюдать следующие основные моменты:
- Введение новой упрощенной формулы для расчета пенсии;
- Преобразование названия пенсий и ее структуры;
- Установление системы гарантирования пенсионных накоплений;
- Отмена обязательности накопительной пенсии;
- Акционирование негосударственных пенсионных фондов;
- Замораживание в ПФР перечисления средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которые выбрали негосударственный пенсионный фонд, до того как фонды вступили в систему гарантирования средств пенсионных накоплений.
Из всего вышеперечисленного мы получаем следующие самые важные изменения, которые произошли в пенсионной системе:
- С начала января 2015 года происходит разделение трудовой пенсии со страховой и накопительной частями просто на накопительные и страховые пенсии[15];
- Застрахованное лицо в праве само выбирать продолжать формировать накопительную пенсию либо отдать все средства на формирование страховой пенсии[16];
- Вводится новая пенсионная формула, для которой существует несколько условий для получения права на страховую пенсию: наличие страхового стажа не менее 15 лет; достижение пенсионного возраста (женщины
– 55 лет, мужчины – 60 лет); наличие минимальной суммы пенсионных баллов (не менее 30)[17].
Формирование пенсионных прав в виде пенсионных баллов происходит за счет того, что за каждый год своей трудовой деятельности работодатель или лично гражданин начисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. При создании только страховой пенсии максимальное число пенсионных баллов, которое может быть равно 10, т.к. все страховые взносы посылаются на формирование страховой пенсии. Когда одновременно выбирается формирование страховой и накопительной пенсий, то максимальным числом пенсионных баллов является 6,25, т.к. 27,5% страховых взносов идут на создание пенсионных накоплений.
Граждане, родившиеся в 1967 году и моложе, которые сделали свой выбор до 31 декабря 2015 года в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), имеют возможность в любое время отказаться от формирования накопительной части пенсии и направить, 6% страховых взносов на то чтобы сформировать, только страховую пенсию.
Опять же граждане 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по ОПС будут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, предлагается вариант выбора пенсионного обеспечения (формировать страховую пенсию и накопительную или только страховую пенсию) в течение пяти лет с первого момента начисления страховых взносов. Но если гражданин не достиг 23 лет, то указанный период возрастает до окончания года, когда ему исполниться 23 года.
При своем выборе пенсионного обеспечения стоит помнить, что страховая пенсия значительно увеличится государством за счет того, что ежегодно происходит индексация. Доход пенсионных накоплений зависит от того, как их инвестировали, то есть либо он возрастает, либо остается неизменным[18].
В свою очередь на общую сумму пенсионных баллов значительно влияет увеличение обращений за назначением страховой пенсии через несколько лет после достижения пенсионного возраста. После каждого более позднего обращения страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.
Рассмотрим следующий пример, гражданин обращается за назначением пенсии через 5 лет после того как наступил пенсионный возраст, значит его фиксированная выплата увеличится на 36%, а сумма пенсионных коэффициентов на 45%. А если через 10 лет, то фиксированная выплата возрастет в 2,11 раз, и пенсионные коэффициенты в 2,32 раза.
Граждане имеющие страховой стаж: инвалиды I группы, граждане достигшие 80-его возраста, граждане которые работают или проживают в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям страховая пенсия назначается в повышенном размере за счет того что увеличивается размер фиксированной выплаты или применяются «северные» коэффициенты.
Граждане, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а так же те, кто работал в таких районах, и независимо от текущего места проживания имеют права на следующее:
- Досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- Увеличение фиксированной выплаты к одному любому виду страховой пенсии: по инвалидности, по старости или по случаю потери кормильца.
Преимущество на досрочное назначение страховой пенсии имеют: мужчины по достижению 55 лет и женщины по достижению 50 лет, но только в случае если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям, а так же должны иметь страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно.
Граждане, которые работали в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям страховая пенсия назначается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При всем при этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Граждане, которые проработали в районах Крайнего Севера не меньше чем 7 лет и 6 месяцев страховая пенсия будет назначена с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (у женщин – 55 лет, у мужчин – 60 лет) на четыре месяца за каждый проработанный календарный год в данных районах. А те граждане, которые отработали не меньше 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо меньше 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и которые имеют необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости страховой стаж и стаж на надлежащих требованиям видах работ, возраст, который установлен для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
- Женщины, которые родили двух и более детей при достижении возраста 50 лет и имеющим страховой стаж не меньше чем 20 лет и отработали не меньше чем 12 календарных лет в районах Крайнего Севера или не меньше 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
- Мужчины при достижении возраста 50 лет, женщины при достижении возраста 45 лет которые постоянно проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям которые отработали не меньше 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков или охотников – промышленников.
Вернемся к вопросу о пенсионных накоплениях. В данный период времени страховые взносы в ОПС за нас платят работодатели в размере по тарифу составляющие[19]:
1. 22% - основной тариф страховых взносов на ОПС (обязательное пенсионное страхование);
2. +10% - тарифа основных страховых взносов, при условии, если объем базы для назначения этих взносов у работодателя выше установленного объема;
3. 5,1% - тариф страховых взносов на ОМС (обязательное медицинское страхование).
Из данных выплат страховых взносов 6% уходит на формирование пенсионных накоплений, а остальные 16% - на формирование страховой пенсии, так же по предпочтению гражданина все 22% могут уходить на формирование страховой пенсии.
У граждан от 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накопление могло происходить за счет только за счет добровольных взносов в рамках «Программы государственного софинансирования» (которая действовала до 31 декабря 2014 года), а так же за счет назначения средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Страховые взносы могут направляться только на формирование страховой пенсии, в случае если гражданин работает. Так же пенсионные накопления существуют у женщин, родившихся в период с 1957 – 1966 год и у мужчин, родившихся в период с 1953 – 1966 год на пользу которых с 2002 – 2004 года включительно выплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. Но с 2005 года данные отчисления были приостановлены в связи с тем, что были изменения в законодательстве.
Итак подведем небольшой итог, независимо от того какой вы выберите вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования все граждане, которые имеют пенсионные накопления имеют право доверить их управление:
- Пенсионному фонду РФ, выбрав в нем:
- Управляющую компанию, которая была избранна, по конкурсу и с которой Пенсионный Фонд заключил договор о доверительном управлении средств пенсионных накоплений;
Негосударственному Пенсионному фонду, который осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Производить замену страховщика (НПФ или ПФР) разрешено каждый год, но для этого необходимо подать определенное заявление в ближайшее территориальное управление ПФР.
Заключение
По результатам курсовой работы стоит обратить внимание на то, что пенсионная система Российской Федерации представляет собой такое устройство, которое страхованием гарантированной и стабильной степени проживания пенсионеров, и граждан которые потеряли возможность трудиться вследствие каких-либо причин.
Работа такой системы выполняется с помощью механизмов регулирования, которые устанавливает государство. Поэтому можно сделать вывод, что пенсионное обеспечение является государственной системой организационно – административных, правовых и экономических мер по защите и поддержки граждан материальной нехватки средств из-за пенсионного возраста, случае потери кормильца или инвалидности. При помощи данной системы государство обеспечивает граждан выплатами пенсий, которые устанавливаются исходя из условий их начисления.