Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Пенсионное страхование является очень важным звеном системы финансов и государственных внебюджетных фондов, а так же отраслью страхования и учреждением социальной защиты населения. Что же такое пенсионное страхование? Это область, которая затрагивает интересы граждан любой страны. Характеристика пенсионного страхования указывает на уровень экономического, социального, а так же культурного и правового развития общества и государства в целом. За годы рыночных реформ в России, как и в других странах с рыночной экономикой, государство вынуждено было, проводя политику социальной поддержки населения, увеличить удельный вес социальных расходов в общих расходах государства. Только через систему государственного пенсионного страхования (ПФР) распределяется значительный объем публично – правовых финансовых ресурсов. Поэтому, на 2016 год общий объем расхода бюджета Пенсионного Фонда РФ освоен на 7 703,9 млрд. руб. (9,8% ВВП РФ), а по доходу бюджет сформирован на 7 528,8 млрд. руб., это на 105,3% выше, чем в прошедшем 2015 году, так же на выплату пенсий и пособий расход составит 6 539,1 млрд. руб. (на 104,2% больше, чем в 2015 году).

На данный момент система пенсионного страхования в России до сих пор находится в такой стадии, когда переживает не легкий период, а так же критикуют некоторые субъекты общества. В свою очередь, пенсионеры считают, что пенсия очень низких размеров, и они не могут обеспечить себе нормальное удовлетворение для жизни с учетом роста цен на потребительские товары, жилищно-коммунальные услуги и т.п. а работодатели, наоборот, считают, что пенсионная система неэффективна и дорога, т.к. они платят не малые суммы страховых взносов – 22% на обязательное пенсионное страхование и 5,1% на обязательное медицинское страхование.

В настоящее время нет действенных финансовых мотивов развития добровольных форм страхования. Экономическая ситуация, которая присутствует, в данный момент требует новых подходов к финансированию системы пенсионного страхования и управления ее финансовыми ресурсами, а так же к развитию негосударственного пенсионного страхования.

Таким образом, можно подытожить, что в дальнейшем требуется исследование, как улучшить финансовое обеспечение, разработать стратегию развития и управления пенсионным страхованием в России с целью создания обновленной пенсионной системы.

Цель курсовой работы: анализ пенсионного страхования в России.


Задачи курсовой работы: исходя из цели курсовой работы задачами являются:

  1. Раскрыть экономическую сущность и произвести характеристику пенсионной системы;
  2. Исследовать основы финансирования пенсионного страхования;
  3. Раскрыть тенденцию развития пенсионной системы;
  4. Исследовать основные изменения в пенсионной системе;

Предметом курсовой работы является совокупность финансовых отношений в процессе финансового обеспечения системы пенсионного страхования.

Объектом курсовой работы является пенсионная система и система пенсионного страхования.

Теоретическую основу настоящей работы составляют труды таких специалистов, как: М.Э. Дмитриев, К.О. Кутепова, В.В. Куценко, С.В. Ровбель, Е.А. Мамий, С.В. Новиков, А.Г. Степанов, А.И. Федотов и др.

В работе использовались методы: всеобщий диалектический метод познания, а также основанные на нем общенаучные, специальные методы исследования.

Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав заключения и библиографии.

Глава 1. Тенденция развития пенсионной системы

Масштабная пенсионная реформа в России, была принята в 2002 году, ее целью было повысить уровень жизни пенсионеров и гарантировать финансовую устойчивость государственной пенсионной системы.

Пенсионная система, которая действовала, до этого базировалась на собирательно – распределительном принципе, это значит, что взносы, которые зачислялись, в Пенсионный фонд направлялись на выплату пенсий. Для предоставления выплат по минимуму для одного пенсионера нужны были взносы не меньше чем двух работающих граждан. Но все же демографическая положение в стране таково, что на пенсионную уплату для одного пенсионера приходится отчисления с заработной платы не меньше чем двух граждан трудоспособного возраста. Но по мнению экспертов уже к 2020 году ситуация изменится и на одного пенсионера будет приходиться один работающий гражданин. В соответствии с этим можно сделать вывод, что по мере того как происходит старение населения ранняя пенсионная система не смогла бы обеспечить минимальное количество пенсионных выплат. Более того, в раннее существовавшей пенсионной системе размер пенсии зависел только от того какой был стаж работы и каким был размер заработной платы за последние два года трудовой деятельности, то есть вклад гражданина в доход пенсионной системы почти не учитывался[1].


Существует два пути обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях старения населения согласно мировой практике:

Увеличение налог – но этот путь может привести к уменьшению экономической активности населения и неблагоприятно отразиться на экономическом росте страны.

Переход к накопительной пенсионной системе – в ней пенсионные взносы граждан будут накапливаться на личных счетах и так же инвестироваться на финансовых рынках с целью получения дохода. Этот доход также, будет ежегодно зачисляться на личный счет гражданина и при достижении пенсионного возраста из всей суммы накопленных средств, будут осуществляться пенсионные выплаты[2].

Именно этот путь помогает повысить выплаты пропорционально полученному доходу от инвестирования, и в свою очередь обеспечить соответствие между накопленным заработком который получил гражданин за все отработанные года и размером пенсионных выплат.

Следующее пенсионное законодательство было создано в 2002 – 2003 году, создались институты ОПС, инвестирования и формирования пенсионных накоплений в пределах накопительной части трудовой пенсии, приватизированы функции страховщика по ОПС.

Во время перехода к рыночной экономике своевременно был поставлен вопрос о том, что нужно реформировать существующую распределительную пенсионную систему. Реформирование пенсионной системы РФ – это совокупность создаваемых государством экономических, правовых и организационных институтов и норм, у которых целью является предоставить гражданам материальное обеспечение в виде пенсии.

С 2002 года в Российской Федерации трудовая пенсия состояла из трех частей:

- Базовая;

- Страховая;

- Накопительная[3].

Базовая часть заключает в себе фиксированный законно определяемый размер, являющийся для всех пенсионеров одинаковым и не зависящий от заработка гражданина до выхода на пенсию. Данная часть пенсии подлежит от индексации, которая в свою очередь зависит от инфляции в стране.

Страховая часть пенсии наоборот зависит от того, каким был размер заработной платы у гражданина. Финансирование на ее взносы зачисляются и суммируются на личных счетах застрахованных граждан и являются пенсионными обязательствами государства перед застрахованными гражданами.

Что касается, накопительной части то она выделяется только для граждан, которые родились 1967 года и позднее. Взносы, которые поступают, на финансирование этой части пенсии не тратятся, на выплату текучей пенсии, а назначены на инвестирование и получение дополнительного дохода для будущих пенсионеров.


Благодаря вступлению накопительного элемента, пенсионная реформа должна была содействовать для формирования долгосрочной инвестиционной возможности для реального сектора экономики, развития финансовых рынков, и повышение уровня пенсионной культуры граждан и их ответственности за свое материальное благополучие на пенсии.

Пенсионная реформа, которая проводится государством, относится не ко всем российским гражданам. Население России разделено на две группы и у каждой свои задачи:

Существующие пенсионеры, которые никак не смогут повлиять на размер своей пенсии. Вследствие чего повышение их уровня жизни является главной задачей для государства.

Работающие граждане, для них государство в процессе проведения пенсионной реформы должно решить следующие задачи:

Независимо от уровня дохода государство должно обеспечить гарантированный минимальный размер пенсионного обеспечения;

Создать условия, чтобы граждане могли сформировать достаточные пенсионные накопления[4].

Именно для тех в 2002 году кто моложе: мужчины – 1952 года, женщины – 1956 года и были открыты индивидуальные накопительные счета. Но в 2005 году появилось изменение в реформе. Накопительные счета перестали пополняться у граждан старше 1967года рождения. Из этого следует, что пенсионные накопления сформировались только за период с 2002 – 2004 гг. у женщин – 1956 – 1966 гг. рождения и мужчин – 1952 – 1966 гг.

С 2005 года начали функционировать такие схемы распределения взносов как:

Для лиц 1967 года рождения и младше;

Базовая часть составила – 6%, страховая – 14% для лиц с 1966 года рождения и старше.

Рассмотрим размер тарифа страхового взноса на ОПС для граждан с 1967 года рождения и младше.

Для каждого застрахованного лица в Пенсионном Фонде создается индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, которые уплачивает работодатель.

Но с 1 января 2010 года появляется, фиксированный базовый размер трудовой пенсии вместо базовой части трудовой пенсии является составной долей страховой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Так же устанавливается он в твердом размере. Наряду с этим используется порядок его разделения похожий ранее функционирующему в отношении базовой части трудовой пенсии.

Разделение трудовой пенсии по случаю потери кормильца и по инвалидности на составляющие части не предполагается.

Наряду с этим размер страховой части трудовой пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности устанавливаются с учетом фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности соответственно[5].


То есть та сумма, которая имеется на лицевом счете гражданина за все всю трудовую деятельность именно от нее и зависит размер пенсии.

С 1 января 2009 года российские граждане могли увеличить свою предстающую пенсию с помощью государства. Была введена, программа Государственного софинансирования пенсии она включала в себя следующие действия: первая часть взносов, которую оплачивал сам гражданин, оправлялась в накопительную часть, а вторая часть взносов ее оплачивало государство и работодатель. Данная программа была прописана Федеральным законом от 30 апреля 2008 года №56 – ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В 2013 году пенсионные накопления системе ОПС (обязательного пенсионного страхования) РФ сформировались у 79 млн. граждан.

И в продолжение года накопительная система дополнилась еще двумя млн. граждан. По большей части это были российские граждане, которые только в 2013 году начали свою трудовую деятельность.

Рассмотрим распределение пенсионных накоплений между Негосударственным Пенсионным фондом (НПФ) и управляющей компанией (УК) за 2013 год.

К концу года общий объем средств который был сформирован в накопительной системе превышал 2,8 трлн. руб. ( в НПФ было сформировано 980 млрд. руб., а во временном размещении 246 млрд. руб.) и при этом он пополнялся еще в течение года новыми средствами на 590 млрд. руб.

Граждане, которые являются участниками системы обязательного пенсионного страхования и у которых сформированы пенсионные накопления имеют право формировать их при помощи:

1. Пенсионного фонда России;

2. Негосударственного Пенсионного фонда.

Формирование пенсионных накоплений в 2013 году, которые, находятся у ПФР, реализовывали 52 управляющие компании.

С 17 из таких компаний Пенсионный фонд прекратил свое сотрудничество в течение года. И на конец года таких компаний осталось всего 35 они проинвестировали 56,6 млн. граждан в общей сумме на 1,5 трлн. руб. по 40 инвестиционным портфелям. На начало 2013 года на рынке обязательного пенсионного страхования свои услуги предоставляли 107 НПФ, к концу года это число сократилось до 95 НПФ. Таким образом, делаем вывод, что тенденция по постепенному уменьшению числа Негосударственных Пенсионных фондов продолжилась в 2013 году, которые осуществляли управление средствами ОПС. Для примера рассмотрим следующую диаграмму, на которой представлено состояние аккредитации на конец 2011 года – 116 Негосударственных Пенсионных фондов, а к концу 2012 года – 107 Негосударственных Пенсионных фонда.