Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность учетной политики
1.3. Формирование учетной политики в целях управленческого учета
ГЛАВА 2 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПАО «ГАЗПРОМ»
2.1. Учетная политика ПАО «Газпром» в целях бухгалтерского учета
2.2. Учетная политика ПАО «Газпром» в целях управленческого учета
Не исключено, что до конца 2014 года появится несколько новых стандартов бухучета (ПБУ). Новые ПБУ расширяют сферу необходимой профессиональной компетенции для работников российского бухучета, поскольку приближены к стандартам МСФО.
В частности, стандарты по учету запасов, доходов, основных средств, вознаграждений работникам, аренде. Если стандарты наконец примут, их положения необходимо будет учесть при формировании учетной политики на 2015 год. Однако пока что эти документы находятся в статусе проектов.
При формировании учетной политики на 2015 год организации необходимо еще раз качественно проанализировать нововведения последних лет, чтобы не упустить важные нюансы.
С 1 января 2014 года в Закон № 402-ФЗ были внесены изменения, которые при необходимости, стоит учесть при актуализации бухгалтерской учетной политики на 2015 год.
В частности, Федеральным Законом от 21.12.2016г. № 357-ФЗ внесены поправки, направленные на ужесточение требований к первичным документам. Для целей бухучета введены понятия мнимого и притворного объектов учета. Под мнимым объектом бухучета понимается несуществующий объект, отраженный в бухучете лишь для вида. Под притворным объектом — отраженный в бухучете вместо другого объекта с целью прикрыть его. Дополнены статьи 9 и 10 Закона № 402-ФЗ: не допускается принимать к бухучету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Запрещается регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах бухучета.
Поправки направлены на усиление контроля и требований к первичным документам и достоверности бухучета. Напомним, что организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых операций, направленный на получение достаточной уверенности в достоверности и своевременности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соблюдение законодательства при ведении бухучета (ст. 19 Закона № 402-ФЗ). Рекомендации по организации внутреннего контроля содержатся в Информации Минфина России от 25 декабря 2016 г. № ПЗ-11/2016. При необходимости предприятию необходимо доработать имеющееся положение о системе внутреннего контроля за совершаемыми хозяйственными операциями. Распределение полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля организация устанавливает самостоятельно в зависимости от характера и масштабов своей деятельности и особенностей системы управления.
Согласно пункту 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» при формировании учетной политики утверждаются правила документооборота и технология обработки учетной информации.
По общему правилу, закрепленному статьей 9 Закона № 402-ФЗ, первичный учетный документ оформляется при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не возможно — непосредственно после его окончания.
С 1 января 2014 года в данное положение также внесены дополнения: лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, должно обеспечить своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета, а также достоверность этих данных. При этом главбух или лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Предприятию нужно пересмотреть график документооборота с учетом нововведений, изменив при необходимости ответственных за составление первичных документов лиц, а также сроки их передачи в бухгалтерию.
С 1 января 2016 года организации вправе оформлять факты хозяйственной жизни (сделку, событие, операцию) как унифицированными формами первичных документов, утвержденные Госкомстатом, так и самостоятельно разработанными формами. Важно, чтобы они содержали обязательные реквизиты, перечисленные в статье 9 Закона № 402-ФЗ.
Обязательными к применению продолжают оставаться только формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы, транспортная накладная). Помимо этого, организация может воспользоваться формой универсального передаточного документа, рекомендованной налоговой службой (письмо ФНС России от 21.10.2016 № ММВ-20-3/96@). Она разработана на основе действующей формы счета-фактуры и содержит все необходимые реквизиты первичного документа. Поэтому такой документ можно использовать как для отражения факта хозяйственной жизни в бухучете, так и использовать в целях исчисления НДС и налога на прибыль, тем самым сократив документооборот. В Письмах ФНС России, выпущенных в 2014 году (от 05.03.2014 № ГД-4-3/3987@, от 24.01.2014 № ЕД-4-15/1121@, от 29.01.2014 № ГД-4-3/1402@, от 30.05.2014 № ГД-4-3/10380@), разъяснены некоторые вопросы составления и использования универсального передаточного документа для подтверждения расходов налогоплательщиков и НДС.
Учетная политика для целей налогообложения.
При разработке налоговой учетной политики основным документом является Налоговый кодекс РФ.
С 1 января 2015 года в главу 25 НК РФ внесены поправки, направленные на сближение налогового и бухгалтерского учета (Федеральный закон от 20.04.2014г. № 81-ФЗ):
1) из пункта 8 статьи 254 НК РФ исключен метод списания ТМЦ ЛИФО. В бухучете он не используется с 2008 года. Если же в 2014 году в налоговом учете организация применяла метод ЛИФО, до конца года ей нужно определиться, каким методом в дальнейшем она будет оценивать товары, сырье и материалы. Свой выбор следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения не позднее 31 декабря 2014 года. Таких методов с 2015 года и в бухгалтерском и в налоговом учете останется три: оценка по стоимости каждой единицы запасов, по средней стоимости и по методу ФИФО.
2) вносятся поправки в статью 254 НК РФ: налогоплательщики смогут частями списывать в расход стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, и другого малоценного имущества, не являющегося амортизируемым. Сейчас стоимость малоценного имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию.
С 2015 года при списании стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов с учетом срока использования данного имущества или иных экономически обоснованных показателей.
Частичное списание стоимости МПЗ позволит вести налоговый учет аналогично порядку, установленному Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н). Соответственно разниц между бухгалтерским и налоговым учетом больше не возникнет.
Поскольку законодатель предусмотрел право, а не обязанность на частичное списание МПЗ, этот момент является элементом налоговой учетной политики. И если организация захочет воспользоваться новым методом списания, в нее необходимо внести изменения.
Поправками, вносимыми в 25 главу НК РФ Федеральный законом от 28.12.2016г. № 420-ФЗ с 1 января 2015 г. отменяется нормирование расходов в виде процентов по долговым обязательствам. По общему правилу проценты по долговым обязательствам будут учитываться в расходах исходя из фактической ставки. Аналогичное правило предусмотрено и в отношении соответствующих доходов.
Но по долговым обязательствам, возникшим в результате совершения контролируемых сделок, доходом (расходом) будет признаваться процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 Налогового кодекса о контролируемых сделках. Исключением являются случаи, когда одной из сторон такой сделки является банк. В этом случае налогоплательщик вправе:
- признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки, если она превышает минимальное значение установленного интервала предельных значений;
- признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки, если она менее максимального значения установленного интервала предельных значений.
Поскольку в 2014 году проценты учитываются в расходах в ином порядке (статьей 269 НК РФ предусмотрено два метода их признания), организациям необходимо откорректировать учетную политику с учетом нововведений.
Правила бухучета отдельных хозяйственных операций, содержащиеся в ПБУ, подчас отличаются от норм налогового учета. К сожалению, от различий между двумя видами учета не уйти. Однако, уменьшить их и снизить трудозатраты на ведение бухгалтерского и налогового учета все-таки можно и нужно. Для этого при составлении учетной политики организации нужно сблизить нормы бухгалтерского и налогового учета.
Например, для целей бухгалтерского и налогового учета можно:
1) установить один и тот же способ амортизации основных средств;
2) закрепить единый стоимостной лимит для признания актива основным средством (амортизируемым имуществом) в размере более 40 000 руб.;
3) использовать одинаковый способ формирования и списания стоимости товаров и МПЗ;
4) применять в бухучете для определения срока полезного использования активов Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную для целей налогообложения (утв. Постановлением Правительства России от 01.01.2002 г. № 1);
5) установить схожий перечень прямых расходов и порядок их распределения при расчете НЗП;
6) сблизить порядок признания доходов и расходов по договорам с длительным циклом (более одного года) выполнения работ;
7) максимально сблизить порядок создания и списания резервов по сомнительной дебиторской задолженности, а также порядок признания оценочных обязательств на оплату отпусков и гарантийный ремонт в бухучете и создания одноименных резервов в целях налогообложения и т.д. [16, c. 96]
ГЛАВА 2 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПАО «ГАЗПРОМ»
2.1. Учетная политика ПАО «Газпром» в целях бухгалтерского учета
Газпром – глобальная вертикально интегрированная энергетическая компания. Год от года успешно реализует масштабные проекты, внедряет уникальные технологии, диверсифицирует поставки энергоносителей. Это убедительно подтверждают основные результаты 2016 года.
Бухгалтерская отчетность Общества составлена исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, в частности Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2014 г. № 402-ФЗ и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, а также Положения по учетной политике, утвержденного приказом ПАО «Газпром» от 28 декабря 2015 г. № 425.
Оценка активов и обязательств производится по фактическим затратам, за исключением основных средств, которые периодически переоцениваются по текущей (восстановительной) стоимости, нематериальных и материальных поисковых активов, финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость, оценочных обязательств, приведенных исходя из текущей оценки величины, которая приведет к уменьшению экономических выгод организации в будущем, а также активов, по которым в установленном порядке созданы резервы под снижение стоимости.
Активы, обязательства и операции в иностранных валютах
При учете хозяйственных операций, совершенных в иностранных валютах, применялся официальный курс иностранной валюты к рублю, действовавший в день совершения операции. Денежные средства на валютных и депозитных счетах в банках и в кассе, ценные бумаги (за исключением акций) и средства в расчетах, включая займы выданные и полученные, но за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты и задатков, в иностранной валюте отражены в бухгалтерской отчетности в суммах, исчисленных на основе официальных курсов валют, действовавших на отчетную дату. На 31 декабря 2016 г. курсы валют составили: 32,7292 руб. за 1 долл. США (31 декабря 2015 г. - 30,3727 руб., 31 декабря 2014 г. - 32,1961 руб.) и 44,9699 руб. за 1 евро (31 декабря 2015 г. - 40,2286 руб., 31 декабря 2014 г. - 41,6714 руб.).