Файл: «Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
Введение
Управление является важнейшим из социальных институтов, на которые опирается рационально организованное общество. Управление применяется на различных уровнях деятельности людей, с определенными целями. Муниципальное управление наряду с государственным призвано регулировать социально-экономические процессы в муниципальных образованиях и создавать условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса и т.п., минимизировать экономическую зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление призвано обеспечить условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения.
Чтобы местному самоуправлению быть успешным, достичь поставленных целей, органы местного самоуправления должны так организовать управление, чтобы оно было эффективным и результативным. Если использовать применительно к органам местного самоуправления терминологию П. Друкера, то они должны предоставлять «нужные, правильные услуги» (результативность), как следствие того, что услуги предоставляются «правильно» (эффективность).
На сегодняшний день местное самоуправление в России основывается на базе общих принципов и очень активно развивается, имеет индивидуальные особенности, а также испытывает различные переломные моменты, как положительные, так и отрицательные, которые связанны с общественными отношениями в государстве.
На сегодняшний день нельзя не брать во внимание, что осуществляется местное самоуправление основываясь на местных традициях. Сама структура органов местного самоуправления выбирается самим населением конкретного региона (это ст. 131, 132 Конституции РФ). В различных научных исследовательских работах говорится, что, во-первых, становиться больше факторов, которые способствуют наилучшему регулированию работы этого органа, а во-вторых, увеличивается число противоречий, которые не только заблуждаются в системе поправок, но и зачастую содействуют каким либо спорным ситуациям, которые связаны с решением новых путей и решений в образовавшейся ситуации.
Как демонстрирует нам практика, становление местного самоуправления, например, его основ, структур, принципов, и так далее, происходило в течение длительного времени. Сегодня оно представляет довольно жесткую централизованную систему управления. Из-за этого наша проблема интересует большое количество разных исследователей и ученых.
Нужно также заметить, что в пределах своих полномочий местное самоуправление является самостоятельным, так как не является звеном в системе органов государственной власти. Через органы местного самоуправления население Российской Федерации самостоятельно решает различные вопросы местного значения, например, такие как владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Функции органов местного самоуправления разнообразны, они могут, как управлять муниципальной собственностью, так и формировать, утверждать и исполнять бюджет на местном уровне, но на этом не ограничивается их компетенция, они могут решать и иные вопросы, которые возникают на местном уровне.
Объект курсовой работы – муниципальное управление.
Предметом курсовой работы является процесс реформирования системы местного самоуправления в современной России.
Цель курсовой работы – исследовать роль, структуру и основные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и функции муниципального управления;
- исследовать правовое регулирование муниципального управления в Российской Федерации;
- изучить организационные основы муниципального управления в Российской Федерации;
- определить проблемы соотношения государственного управления и местного самоуправления;
- определить проблемы и перспективы развития муниципального управления.
Общетеоретические аспекты образования и формирования органов исполнительной власти Российской Федерации рассмотрены в научных трудах советских и российских авторов, таких как: С.А. Авакьян, Г.В. Барабышев, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, С.Н. Братановский, В.А. Васильев, А.А. Винников, В.А. Зимин, Л.А. Калинина, А.Т. Карасев, А.И. Ковальчук, Ю. М. Козлов, С.А. Кочерга, С.Н. Латышев, А.Ф. Малый, А.В. Мацкевич, А.Ф. Ноздрачев, А.С. Пиголкин, Г.Б. Романовский, В.В. Рубашкин, А. С. Сахарова, Ю.Н. Старилов, Ю.А.Тихомиров и др.
В работе использовались методы: всеобщий диалектический метод познания, а также основанные на нем общенаучные, специальные методы исследования.
Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Глава 1. Понятие и особенности органов местного самоуправления
Особая роль местного самоуправления в современном российском обществе определяется, прежде всего, его уникальным местом в системе публичной власти, который позволяет населению самим решать вопросы возникающим на местном уровне формировать и контролировать местную власть.
В Российской Федерации местное самоуправление возникло и работает на основании статей Конституции России (12.12.1993г.) и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (от 6.10.2003 г).
Современное Российское местное самоуправление является одной из форм осуществления народом своей власти, которая обеспечивается в пределах, которые установлены в Конституции России, ФЗ, и еще законами субъектов России в случаях, которые установлены ФЗ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов возникающих на местном уровне, беря во внимание интересы населения данного субъекта, а так же исходя из исторических и других местных традиций[1].
При этом под вопросами местного значения понимают непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение чего в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществляется населением и / или органами местного самоуправления самостоятельно.
Последние рассматривают как органы, которые избираются населением того или иного субъекта и образуется представительным органом муниципального образования, они наделены особой компетенцией для решения вопросов местного значения. Здесь под муниципальным образованием понимается городское либо сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения[2].
Во-первых, местное самоуправление будет одной из форм осуществления народовластия в РФ, а, во-вторых, является организацией независимой от государства, которая признаётся и гарантируется Конституцией России и представляет собой определенную систему власти, которая создается для решения населением субъектов РФ соответствующих вопросов, возникающих на местном уровне, исходя из их интересов, с учетом исторических и иных местных традиций.
Для того чтобы подробно рассмотреть правовое положение органов местного самоуправления, нужно рассмотреть его отличительные признаки и черты, а именно:
1) предмет ведения;
2) его полномочия;
3)из чего состоит;
4)как формируется;
5) основные формы, порядок и организация работы.
Положения Конституции РФ отражают особенности правового статуса местного самоуправления:
1. Они, во-первых, не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ);
2. Во-вторых, они самостоятельно решают местные вопросы (ч. 1 ст. 132 Конституции)[3].
2 (Например, вопросы, касающиеся местного бюджета, управляют муниципальной собственностью, регулируют налоги и сборы, следят за общественным порядком и прочие вопросы);
3. В-третьих, наделяются отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции).
Если проанализировать нормы Конституции России и федеральные и региональные законы, то можно увидеть двойственность правового статуса органов местного самоуправления, а именно их не относят к государственными органами, но все же их относят к системе народовластия, так как местное самоуправление решают общегосударственные задачи и функции, поэтому они включены органы публичной власти.
В нашей стране органы местного самоуправления относят к юридическими лицам. Они приобретают статус юридического лица в организационно-правовой форме муниципального учреждения. Формирование органов местного самоуправления осуществляются населением или их представителями, которые являются носителями ответственности при ненадлежащем осуществлении полномочий.
Органы местного самоуправления играют особую роль в демократической системе управления государством и обществом, А именно они обеспечивают децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к достижению интересов общества на местном уровне с учетом исторических и иных местных традиций Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Структура утверждается на референдуме в конкретном субъекте РФ. Решение принимается представительным органом субъекта и закрепляется в уставах муниципальных образований (ст131 Конституции)[4]. В решении о структуре местного самоуправления прописывается:
- Перечень органов;
- Наименования органов;
- Порядок избрания главы муниципального образования;
- Полномочия главы муниципального образования.
Структура органов местного самоуправления состоит из:
1. Представительного органа субъекта;
2. Главы муниципального образования;
3. Местной администрации;
3.1. отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
3.2. территориальные органы местной администрации.
4. Контрольного органа субъекта;
5. Иных органов местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают компетенцией по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 34)[5].
Структура органов местного самоуправления может изменяться, происходит это если внесется изменения в устав муниципального образования. В целом система органов местного самоуправления состоит из различных элементов и отношений между ними.
Действующее законодательство, к сожалению, не придает местному управлению статуса полноправного субъекта управленческих отношений, субъекта собственных компетенций, наделенного властными полномочиями для наиболее эффективного решения вопросов местного значения. Немаловажен и тот факт, что отнесение тех или иных вопросов к разряду «местного значения» происходит не на местном уровне, вызванном необходимостью обеспечения жизнедеятельности местного населения, а устанавливается и «спускается» сверху, от государства.
Глава 2. Классификация, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления
В современной научной литературе известные ученые правоведы приводят различные классификации органов местного самоуправления.
1.Содержательная классификация органов местного самоуправления:
А) Представительные органы (это органы, которые осуществляют учредительные и нормотворческие функции, заключающиеся в рассмотрении различных интересов общества, и дальнейшего развития муниципального образования).
Б) Исполнительные органы (это органы которые осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность и их деятельность направлена на исполнение федеральных законов. Эти органы делят на выборные и невыборные. Так как органы местного самоуправления это органы народовластия, поэтому население реализует свою власть через выборы или референдумы, а также через представителей. Но в этой системе существуют так же невыборные органы, это не любые структуры, которые решают вопросы местного значения, а лишь те, которые сформированы органами или должностными лицами, которые получили свои полномочия на муниципальных выборах, но все же их деятельность должна быть связана с волеизъявлением граждан).