Файл: Сущность учетной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бухгалтерская же учетная политика ориентирована на конкретное юридическое лицо.

Управленческая учетная политика дает возможность применять различные варианты оценки хозяйственных событий в зависимости от времени, подразделения, направления бизнеса и даже экономического смысла отдельной хозяйственной операции, в то время как бухгалтерская жестко привязана к юридическому лицу и едина для всех операций данного предприятия.

Принимая во внимание все существующие различия, может сложиться мнение, что проще и экономически целесообразнее вести управленческий учет параллельно бухгалтерскому (автономно).

Но при выборе такого варианта не следует забывать, что оба они работают с одними и теми же финансово-хозяйственными операциями, просто рассматривают их под разным углом.

Параллельное ведение двух учетов увеличит трудоемкость процесса (необходимо технически организовать перенос первичных документов из одной базы в другую, либо вводить их дважды, регулярно проводить сверки, и т.п.).

Грамотно прописанная бухгалтерская и управленческая учетная политики помогут оптимально организовать учет и сэкономить материальные и трудовые ресурсы компании [17, c. 69].

Для целей налогового учета учетная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.  

Некоторые бухгалтеры предпочитают формировать раздельно 2 учетные политики: одну для целей бухгалтерского учета, а вторую – для целей налогообложения, а другие считают более удобным и рациональным готовить единую учетную  политику, причем совмещать описание бухгалтерского и налогового учета по отдельным объектам и операциям.

Структурировать учетную политику можно так, как удобно самому бухгалтеру для дальнейшего его использования.

На практике в организационно-технический раздел обычно включают следующие пункты:

1. Организация учетной работы (кто именно ведет учет в зависимости от объема учетной работы).

2. Особенности организации учета в обособленных подразделениях (филиалах, представительствах).

3. Рабочий план счетов бухгалтерского учета (с детализацией субсчетов и аналитических счетов, а некоторые предпочитают дополнительно давать развернутое описание счетов и приводить используемые корреспонденции счетов).

4. Форма бухгалтерского учета (включая вопросы амортизации).

5. Организация первичного учета:

- формы первичных учетных документов;

- перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;


- график и правила документооборота;

- порядок архивирования документов и т.д.

6. Порядок проведения инвентаризации.

7. Формы и порядок подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

8. Формы и порядок подготовки и представления внутренней (управленческой) отчетности.

9. Прочие вопросы.

А в методологическом разделе необходимо раскрыть выбранные варианты оценки и учета следующих объектов и операций:

1. Основные средства;

2. Нематериальные активы и НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) (при их наличии);

3. Материально-производственные запасы (сырье и материалы, товары, готовая продукция);

4. Затраты на производство и иные затраты (включая методы учета затрат и калькулирования себестоимости, учет  расходов будущих периодов и прочие нюансы);

5. Доходы, расходы и формирование финансовых результатов;

6. Расходы по кредитам и займам

7. Финансовые вложения

8. Порядок применения ПБУ 18/02;

9. Активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте;

10. Также иные объекты учета и хозяйственных операций, особенно тех, порядок учета которых не урегулирован действующим законодательством или урегулирован недостаточно четко, что приводит к возникновению нестандартных и спорных ситуаций [15, c. 88-89].

1.3. Формирование учетной политики в целях управленческого учета

Каждое предприятие разрабатывает учетную политику для ведения управленческого учета исходя из информационных потребностей компании и специфики ее деятельности. При этом могут быть использованы принципы, изложенные в международных, национальных стандартах финансовой отчетности, или собственные подходы к учету и отражению информации о деятельности компании. Для того чтобы не допустить ошибок при составлении учетной политики, нужно выделить ее основные элементы – объекты учета, принципы квалификации, признания, оценки – и поэтапно детализировать каждый из них.

Поскольку нормативного определения понятия «учетная политика для целей управленческого учета» не существует, каждое предприятие самостоятельно определяет сферу применения этого документа и то, какие положения по учету будут в него включены.

При разработке учетной политики совершается немало ошибок, одна из самых распространенных – отсутствие описания правил и принципов учета для каких-либо хозяйственных операций. После того как ошибка выявлена, учетная политика срочно дорабатывается, и зачастую в спешке допускаются новые ошибки.


Начать разработку учетной политики следует с выделения объектов управленческого учета, определения принципов их квалификации (что понимается, к примеру, под расходами, материальными активами и пр.), классификации, признания и оценки. Остановимся на этом подробнее и рассмотрим пошаговый подход к формированию учетной политики для целей управленческого учета.

Если сравнивать российские и международные стандарты, то последние, по мнению автора, предпочтительнее. Во-первых, экономическая логика МСФО более обоснованна. Во-вторых, сближение с МСФО - общемировая тенденция, и, если в дальнейшем ваша компания будет внедрять учет по МСФО, эту задачу решить будет намного проще.

ПРИМЕР 1

Компания выпускает уникальное промышленное оборудование, то есть производство носит единичный характер. Производственный цикл составляет несколько месяцев. Естественно, в этих условиях возникает такая категория запасов, как незавершенное производство. МСФО 2 «Запасы» предписывает, в частности, исключать из себестоимости незавершенного производства и признавать в качестве расходов в периоде возникновения сверхнормативные потери сырья, затраченного труда и пр.

Вместе с тем менеджеры компании более полезной и объективной считают оценку незавершенного производства по фактическим затратам. Поэтому при формировании учетной политики они опираются на российские нормы бухгалтерского учета, в соответствии с которыми «при единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам» (п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

Стоит отметить, что в ряде случаев при разработке учетной политики придется формировать собственные корпоративные стандарты, отличные как от МСФО, так и от РСБУ.

ПРИМЕР 2

Компания, работающая в сфере красоты и здоровья, предполагает начать оказание нового вида услуг. Для этого приобретается и устанавливается необходимое оборудование. Одновременно проводится обучение персонала. После того как компания уже фактически приступила к оказанию данной услуги, в течение двух месяцев достигается необходимый объем продаж. Этот срок был предусмотрен бизнес-планом и отведен для того, чтобы отработать технологию и провести необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению данной услуги.

С точки зрения международных стандартов (МСФО 16 «Основные средства») в данной ситуации создается актив – основное средство (оборудование). При этом в его себестоимость не включаются затраты на подготовку персонала и затраты, понесенные до достижения плановых показателей производительности актива. По мнению руководителей компании, подход к экономической интерпретации данной ситуации может быть иным. Само по себе основное средство компании не нужно, если оно не будет подкреплено, во-первых, способным работать на этом оборудовании персоналом и, во-вторых, соответствующим пулом клиентов. Поэтому, планируя и реализуя данный проект, руководство компании рассматривает создание скорее не объекта основных средств, а «генерирующей единицы» – совокупности нескольких активов: – основного средства «Оборудование»; – нематериального актива «Навыки персонала»; – нематериального актива «Информированность рынка».


Другими словами, первоначальная стоимость «генерирующей единицы» будет включать не только покупную стоимость оборудования и затраты на доведение оборудования до состояния технической готовности, но и затраты на обучение персонала, выведение оборудования на номинальный режим работы и маркетинговые мероприятия. Кроме того, датой признания данного комплексного актива будет не момент технической готовности основного средства, а момент вывода процесса оказания услуги на плановую мощность.

Когда учетная политика уже, по сути, сформирована, необходимо ее формализовать, то есть оформить документально.

Учетная политика должна быть представлена в отдельном разделе Положения об управленческом учете.

Типовая структура раздела «Учетная политика» включает следующие основные пункты:

–  определение и назначение (что в компании понимается под учетной политикой для целей управленческого учета и для чего она нужна);

– принципы формирования и применения учетной политики;

– элементы учетной политики;

– основная часть (собственно учетная политика);

– порядок внесения изменений в учетную политику;

– ответственность (кто в компании отвечает за разработку, утверждение и актуализацию учетной политики).

Нужно отметить, что создание и применение учетной политики зависят не только от руководителей служб финансово-экономического блока. Учетная политика для целей управленческого учета - внутренний стандарт, который позволяет руководителям и сотрудникам компании получить представление о текущем состоянии дел. Поэтому учетная политика касается практически всех менеджеров. Более того, отдельные положения учетной политики могут существенным образом влиять на работу конкретных подразделений компании. Один из самых ярких примеров - определение сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности. Методы оценки деятельности сбытовых подразделений компании будут во многом зависеть от того, как для этих элементов сформулированы определения и моменты признания в учетной политике.

Поэтому крайне полезно провести презентацию учетной политики: представить менеджерам компании, прокомментировать, ответить на вопросы, объяснить, каким образом положения учетной политики могут повлиять на их работу. Более того, нужно привлекать менеджеров компании к обсуждению учетной политики еще на этапе ее формирования.

На этапе создания учетной политики для целей управленческого учета часто образуются «узкие места», не исключены ошибки или недочеты. Поэтому любая компания заинтересована в том, чтобы к разработке учетной политики были привлечены сотрудники разных подразделений. Нужно вовлекать в работу руководителей разных подразделений, например запросить, какая информация им может потребоваться Можно организовать для руководителей презентацию учетной политики и учесть их пожелания, а затем предложить составить соответствующие управленческие отчеты, опираясь на те принципы, которые закреплены в учетной политике. По результатам нужно провести совещание и рассмотреть, что не получилось, в чем ошибки, где не хватило информации.


Основные трудности внедрения системы управленческого учета - и учетная политика не исключение - связаны с человеческим фактором. Это и нежелание идти на компромисс, разбираться в ситуации, и неприятие чего-то нового.

Многие согласятся, что внедрение не только учетной политики, но и всей процедуры управленческого учета проходит гораздо легче, когда цели ставит руководитель предприятия, когда он лично контролирует процесс и оценивает результаты. В противном случае постановка процедур управленческого учета может обернуться битвой между плановым (экономическим) блоком и бухгалтерией, которой может быть невыгодно настраивать бухгалтерский учет для управленческих целей.

В начале нового финансового года каждая организация должна пересмотреть учетную политику, которой пользовалась в течение предшествующего периода на предмет соответствия действующему законодательству и при необходимости внести в нее изменения или дополнения.

Положение об учетной политике предприятия, как правило, оформляется в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый посвящен учетной политике для целей бухгалтерского учета, а второй —  для целей налогообложения.

Составлять и утверждать бухгалтерскую и налоговую учетную политику (полностью весь текст) на каждый год не нужно. Обязательно проводить ее актуализацию путем внесения изменений и (или) дополнений в связи с изменением законодательства, появлением и/или изменением фактов хозяйственной жизни организации. Именно изменения и дополнения учетной политики нужно «привязывать» к конкретному году.

По общему правилу, изменения и дополнения в бухгалтерскую и налоговую учетную политику формируются организацией в конце года и применяются, начиная с 1 января следующего года. Поэтому приказ об изменениях и дополнениях в учетную политику на 2015 год должен быть датирован концом декабря 2014 года.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

В 2015 году организация при формировании учетной политики должна руководствоваться Федеральным законом от 6 декабря 2014 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действует с 2016 года), а также следующими документами (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ):

- ПБУ (с 1/2008 по 24/2014);

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998. № 34н;

- Приказом Минфина России от 02.07.2013 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

- Методическими указаниями и рекомендациями (по учету основных средств, МПЗ, спецодежды и др.) (согласно п. 8 ст. 21 Закона № 402-ФЗ рекомендации в области бухучета применяются на добровольной основе).