Файл: «Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 4
Относительно промышленных образцов в Конвенции указывается, что страны-участницы обязаны предоставлять охрану данному объекту. При этом вправе самостоятельно установить, как следует обеспечивать правовую охрану нормами авторского, патентного права или в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции.
В отношении знаков обслуживания, представляющих собой знаки, используемые в целях индивидуализации услуг, Конвенция указывает, что страны-участницы не обязаны принимать специального закона по охране знаков обслуживания. Правовая охрана может обеспечиваться либо законом о товарных знаках, либо о пресечении недобросовестной конкуренции.
Фирменное наименование, согласно Конвенции, представляет собой торговое имя коммерсанта, под которым он ведет свою промышленную или торговую деятельность. Статьей 8 Конвенции предусматривается, что все страны Союза должны обеспечивать охрану фирменного наименования без обязательной регистрации и независимо от того факта, входит ли фирменное наименование в состав товарного знака. Фактически в оригинальном тексте Конвенции было сформулировано требование не к фирменному наименованию, а к коммерческому обозначению (le nom commercial).
Указания происхождения и наименования места происхождения товаров так же включены в число охраняемых объектов промышленной собственности. Под указанием происхождения понимают все обозначения, позволяющие идентифицировать, что данный продукт (услуга) произведен определенной страной (группой стран) или в каком-либо географическом месте. Использование ложных или неправильных указаний, вводящих в заблуждение, не допускается. Наименование места происхождения товара можно определить как географическое наименование места страны, района. При этом качество или характер производимого продукта тесным образом связаны с данным географическим местом, включая природные и социальные факторы. Таким образом, наименование мест происхождения рассматривается как один из видов общего понятия «указание происхождения».
Помимо прочего, Конвенцией предусматривается обязанность стран-участниц обеспечить законные средства, направленные на защиту прав в отношении вышеуказанных объектов промышленной собственности.
Относительно института недобросовестной конкуренции в Конвенции указывается, что недобросовестной конкуренции признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленности и торговых делах. Каждая страна вправе определять, какие действия причислять к недобросовестной конкуренции. Под упомянутый критерий могут подпадать самые разнообразные действия. Однако от стран Союза требуется создание системы эффективной защиты от подобной конкуренции[7].
Наиболее распространенной для национальных законодательств является льгота по новизне. Суть ее заключается в том, что экспонирование охраноспособного объекта на выставке в течение определенного времени до даты подачи заявки в Патентное ведомство не опровергает новизны объекта. Следует обратить внимание, что временная охрана изобретений на выставках предусмотрена не всеми государствами-участниками. Данный факт необходимо учитывать при зарубежном патентовании объекта.
Парижская конвенция содержит общие положения материального права, организационно-правовые рекомендации, которые для договаривающихся государств являются обязательными. Эти положения предусматривают следующие обязательства каждого из договаривающихся государств:
– обеспечивать эффективную охрану от недобросовестной конкуренции;
– создавать специальную службу по охране промышленной собственности, которая призвана официальный периодический бюллетень, содержащий необходимую информацию о зарегистрированных объектах промышленной собственности. Основное призвание указанной службы состоит в обеспечении ознакомления населения, заинтересованных лиц с патентами, полезными моделями, товарными знаками и промышленными образцами[8].
К слову сказать, что в России в качестве таковой действует Федеральная служба по интеллектуальной собственности, которая реализует свои полномочии в сфере правовой охраны промышленной собственности[9].
Конвенцией закреплена группа правил, которая касается административной структуры Союза, а также финансовых и организационных вопросов. Административная структура Союза регулируется статьями 13-17.
Парижская конвенция предусматривает также возможность введения на национальном уровне санкций за неиспользование или недостаточное использование изобретений путем выдачи принудительных лицензий. Такие лицензии могут быть истребованы, в частности, в случаях, когда возникает так называемая зависимость изобретений, то есть если запатентованное изобретение не может использоваться без использования другого изобретения, выданного иному лицу.
В отношении объема действия исключительных прав Конвенцией установлено, что не считается нарушением патента использование охраняемых устройств на средствах водного, воздушного или сухопутного транспорта, временно или случайно находящихся на территории страны, где действует патент.
Субъекты, которые могут получить права на вышеприведенные объекты, в Конвенции не сформулированы в единообразной терминологии. Однако следует сделать вывод о том, что по смыслу Конвенции в качестве субъектов выступают физические или юридические лица, занимающиеся изготовлением, производством или сбытом продуктов, которые имеют право на законную охрану в одном из договаривающихся государств. По смыслу Конвенции предоставляемые права следует отнести к исключительным правам.
Подытоживая сказанное можно заключить, что принятие Парижской конвенции было вызвано потребностями эпохи всеобъемлющего развития промышленности, которые к концу XIX века стали актуальным для многих государств. Создание и применение различных объектов промышленной собственности требовали надлежащей правовой охраны как на национальном, так и на международном уровне. Осознание необходимости присоединения к Союзу по охране промышленной собственности происходило на протяжении довольно длительного времени, однако если на начальном этапе заключения Конвенции ее участниками были всего 11 государств, то уже в начале нашего столетия их приблизилось к двумстам. Востребованность Конвенции объясняется ее универсальностью, которая выражается в том, что, во-первых, присоединиться к ней может любое государство и при этом не исключается необходимость патентования объектов в других странах для того, чтобы оформить в этой стране исключительные права, во-вторых, собственники и правообладатели объектов промышленной собственности стран-участниц Союза наделяются приоритетными правами в части правовой охраны промышленной собственности и, в-третьих, ее положения определяют правила добросовестной конкуренции.
Глава 2. Содержание правовой охраны промышленной собственности по Парижской конвенции 1883 года
2.1. Регистрация объектов промышленной собственности
В механизме правовой охраны объектов промышленной собственности важное место отводится государственной регистрации, которую производят специальные государственные учреждения, выдающие по факту регистрации специальные охранные документы. Необходимость прохождения такой регистрации указанных объектов обусловлена тем, что в отличие от охраняемых авторским правом произведений, для которых преобладающей является форма выражения, для объектов промышленной собственности более важным является содержание. Если уникальность формы произведения, как правило, не может быть воспроизведена другим лицом, то объекты промышленной собственности могут создаваться несколькими лицами независимо друг от друга (как, например, спор о том, кто Попов или Маркони первым изобрел радио).
Таким образом, регистрационная система позволяет удостоверить первенство (приоритет) создателя объекта. Также и отечественное законодательство в статье 1353 Гражданского кодекса России предусматривает, что исключительное право на объекты промышленной собственности признается и охраняется при условии государственной регистрации[10].
Охранные документы (патент, свидетельство) действуют в течение определенного срока, по истечении которого объекты промышленной собственности становятся общественным достоянием, то есть могут использоваться без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Вместе с тем некоторые права (например, право на обозначение наименования товара) не имеют временных ограничений.
Согласно п. (1) ст. 12 Конвенции (1) каждая страна Союза обязуется создать специальную службу по делам промышленной собственности и центральное хранилище для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезными моделями, промышленными образцами и товарными знаками. (2) Эта служба издает официальный периодический бюллетень. Она регулярно публикует: (a) фамилии владельцев выданных патентов с кратким наименованием запатентованных изобретений; (b) репродукции зарегистрированных знаков.
Важное положение закреплено статьей 6-bis Конвенции, согласно которому государства Союза не признают регистрацию и запрещают использование товарного знака, состоящего в воспроизведении, имитации или переводе другого знака, что может способствовать смешению со знаком, который в этой стране уже общеизвестен и применяется для таких же или аналогичных товаров (даже если этот знак не был зарегистрирован). Указанное положение находится на стыке регулирования исключительного права на товарный знак как средство индивидуализации и конкуренции. Такое нарушение можно считать не только как нарушение конкуренции, но и как ущемление интересов граждан, которые подобными действиями вводятся в заблуждение относительно продукта[11].
Статья 6 Парижской конвенции предусмотрела международную регистрацию товарного знака. На этой основе в 1891 г. был подписан другой важный документ – Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков, в дальнейшем дополненное Протоколом к нему (1989 г.), что образует Мадридскую систему регистрации товарных знаков[12].
Целью Мадридской системы является упрощение получения охраны для товарных знаков, а также облегчение самого процесса управления регистрацией. Каждая страна-участница на своей территории должна обеспечить эффективную охрану знака, если таковой был имеет регистрацию в международном реестре. Регистрация может быть продлена или изменена только в указанном реестре, а не в каждой стране отдельно[13].
В статье 6 quinquies Конвенции содержится принцип, согласно которому товарные знак, надлежащим образом зарегистрированные в стране происхождения, могут быть заявлены в других странах Союза и охраняться такими, как они есть. В указанной статье содержится перечень оснований, в силу которых в регистрации товарного знака может быть отказано. В качестве таких оснований указываются отсутствие у обозначения каких-либо отличительных признаков или наличие элементов, общепринятых в торговом обороте для обозначения рода, качества, количества и происхождения товара; противоречие нормам морали или публичному порядку; введение общественности в заблуждение; а также нарушение прав третьих лиц, вытекающее из факта регистрации знака. Парижской конвенцией предусмотрены специальные ограничения, целью которых является недопущение использования в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных клейм и эмблем международных организаций.
Смысл включения данного положения в текст Конвенции объясняется тем, что регистрация и использование вышеприведенных обозначений привели бы к нарушению права каждого государства осуществлять контроль за использованием символов его суверенитета и, кроме того, могло бы ввести публику в заблуждение.
Конвенция предоставляет расширенную охрану общеизвестным товарным знакам. В отличие от обычных знаков, правовая охрана которых вытекает из факта регистрации, общеизвестные знаки охраняются в силу их использования и приобретения высокой репутации, что и делает их широко известными. Правовой статус известности знака устанавливается патентным ведомством страны регистрации (статья 6 bis). Конвенцией признается право стран Союза на охрану коллективных товарных знаков, которые могут быть зарегистрированы объединениями лиц. Согласно статье 7 bis страны-участницы обязаны принимать заявки на такие знаки и предоставлять охрану в соответствии с внутренним законодательством.
Таким образом, Парижская конвенция предусматривает правила о регистрации прав на объекты промышленной собственности, соблюдение которых обеспечивает их правовую охрану. Регистрационная система позволяет удостоверить первенство (приоритет) создателя объекта, что очень важно, поскольку объекты промышленной собственности могут создаваться несколькими лицами независимо друг от друга.
2.2. Права, предусмотренные Конвенцией.
Ограничение исключительных прав
Несмотря на том, что текст Парижской конвенции не содержит отдельной статьи, посвященной непосредственно исключительным правам на объекты промышленной собственности, сам термин все же в ней употребляется. Согласно пункту 2 статьи 5. А. Конвенции, каждое государство, являющееся участником Союза, вправе принять законодательные меры по выдаче принудительных лицензий. Данное правило направлено на предотвращение возможных злоупотреблений, которые могут возникнуть при реализации исключительного права, обеспеченного патентом, в частности, вследствие неиспользования изобретения.