Файл: «Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 4
Следует отметить, что под исключительными правами понимаются исключительно имущественные права, абсолютное право на нематериальный объект.
Для нематериальных объектов исключительные права несут в себе ту же функцию, что и право собственности в отношении материальных объектов, хотя только этим и не исчерпываются. Парижская конвенция учреждает необходимости охраны ряда личных неимущественных прав, под которыми понимаются правомочия, не обладающие экономическим содержанием и неотделимые от личности автора. В частности, статья 4ter Конвенции предусматривает, что изобретатель имеет право быть указан в патенте в качестве такового. В данном случае речь идет о соблюдении таких личных неимущественных прав, как право на имя и право авторства. Это обусловлено тем, что патентному праву свойственна заявительская система, признающая права на объект промышленной собственности за тем лицом, которое первым подало заявку на выдачу патента[14].
Следует отметить, что заявительной системе противостоит система «изобретательская», признающая права, основывающиеся на подаче заявки самим автором (изобретателем) либо по его полномочию. В Конвенции 1883 г. применен промежуточный вариант, поскольку заявительная система смягчается требованием указания личности автора.
Таким образом, в пункте A статьи 5 Конвенции закреплено правило о санкциях, применимых в случае неиспользования или недостаточного использования полезной модели или изобретения. Выражается это в том, что могут быть применены принудительные лицензии, суть которых состоит в выкупе у патентообладателя права на использование изобретения в определенных законом случаях. При этом разрешение вопроса о том, какими именно должны быть ограничения исключительных прав на объект промышленной собственности, возлагается на внутреннее законодательство стран-участниц Парижской конвенции.
В Конвенции предусмотрены также правила, которые должны содержаться во внутреннем законодательстве стран-участниц. Статья 5ter, в частности, определяет, что в каждой из стран Союза в качестве нарушения прав патентообладателя не рассматриваются: «1)применение на борту судов других стран Союза средств, составляющих предмет его патента, в корпусе судна, в машинах, оснастке, механизмах и другом оборудовании, когда эти суда временно или случайно находятся в водах данной страны, при условии что эти средства используются исключительно для нужд судна. 2) Применение средств, составляющих предмет патента, в конструкции или при эксплуатации воздушных или наземных средств передвижения других стран Союза или вспомогательного оборудования для этих средств передвижения, когда указанные средства передвижения временно или случайно находятся в данной стране».
Существование указанного изъятия из исключительных прав обусловлено территориальным характером охраны патентных прав, а также возможностью повторимости объектов промышленной собственности.
Ограничением исключительного права являются также принудительные лицензии, о которых было сказано выше. Их суть состоит в том, что при злоупотреблении исключительным правом (когда владелец исключительного права на объект промышленной собственности злоупотребляет своим исключительным правом, так как сам этот объект не использует и не разрешает его использовать другим лицам), право на его использование может быть принудительно выкуплено у патентообладателя. При этом следует отметить, что практическое применение принудительных лицензий весьма сложно, поскольку использование изобретения предполагает знание технологии и секретов производства (ноу-хау), и сделать это поэтому без помощи изобретателя достаточно сложно.
Необходимость в наличии специального охранного документа обусловлена наличием у объекта патентной охраны такого признака, как повторимость, поскольку всегда существует определенная вероятность того, что разные лица независимо друг от друга могут создать один и тот же объект патентной охраны. Во избежание возможного конфликта предусмотрена формальная процедура, удостоверяющая приоритет (первенство) определенного лица в создании данного объекта. Законодательство каждого государства устанавливаются свои правила относительно приоритета (первенства) на тот или иной объект промышленной собственности. Однако Конвенция 1883 г. закрепляет особые правила о приоритете, получивший название «конвенционного», но при этом каждое государство, участвующее в Конвенции, должно иметь в своем внутреннем законодательстве такие нормы. Так, статья 1381 Гражданского кодекса России определяет, что приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца определяется по дате подачи в Роспатент заявки на соответствующий объект промышленной собственности.
Таким образом, важнейшим преимуществом, которое предоставляется участницам Конвенции 1833 г., является право приоритета (конвенционный приоритет), которое означает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на один из объектов промышленной собственности в одной из стран-участниц, может в течение определенного срока истребовать охрану в других странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки.
Конвенция 1883 г. предусматривает ряд правил, затрагивающих вопросы права приоритета. Распространение права приоритета, согласно статье 4 Конвенции, осуществляется в отношении патентов, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков.
Конвенция закрепляет положение о том, что заявитель по первой правильно оформленной заявки, поданной в одной из договаривающейся стране-участнице Союза, вправе в течение установленного срока, пользоваться охраной в любом другом государстве-участнике Союза, посредством подачи соответствующей заявки с сохранением приоритета по дате подачи первой правильно оформленной заявки.
Срок, в течение которого последующие заявки должны быть поданы, для полезных моделей и патентов составляет 12 месяцев, а для товарных знаков и промышленных образцов – 6 месяцев.
Исчисление указанных сроков начинается с даты подачи первой заявки, но сам день подачи в этот срок не засчитывается. На основании правильно оформленной первой заявки в одной из стран-участниц Конвенции заявитель может в течение 12 месяцев испрашивать правовую охрану в других странах, при этом условии подача в них заявок считается такой, как будто бы она была сделана в день подачи первой заявки. Соответственно, лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств, входящих в состав Союза, во всех других странах пользуется приоритетом, исчисляемым в первой стране с момента подачи заявки.
Потребность в таком конвенционном приоритете обусловливается тем, что изобретение, на которое в одной стране выдан патент, в другой стране не является «новым» и, следовательно, оно непатентоспособно. Достаточно сложно одновременно запатентовать изобретение в нескольких государствах. На разрешение этой задачи и было принято правило о конвенционном приоритете.
Парижская конвенция предусматривает также возможность подачи заявок со множественным и частичным приоритетами.
Право множественного приоритета возникает имеет место при подаче заявок двумя или более лицами в одной или нескольких странах Союза в отношении одного и того же объекта промышленной собственности, которые в дальнейшем были объединены в общую заявку для ее подачи в третью страну Союза. При этом для отдельных частей объекта промышленной собственности, заявляемого для получения правовой охраны, могут возникнуть разные даты приоритета.
Право частичного приоритета имеет место при указании в последующей заявке охраняемых элементов объекта промышленной собственности, которые в предыдущей заявке отсутствовали.
Для возникновения права приоритета относительно новых элементов основанием будет служить последующая заявка. Пункт E (1) статьи 4 Конвенции 1883 г. гласит, что, когда промышленный образец заявляется в стране с использованием права приоритета, основанного на подаче заявки на полезную модель, приоритетным является тот срок, который был установлен в отношении промышленного образца. При этом вполне допустима подача заявки на полезную модель с применением права приоритета, вытекающего из подачи заявки на патент на изобретение, а также наоборот. Согласно статье 4 Конвенции, в течение года со дня подачи первой заявки правом приоритета для подачи заявки в других государствах Союза может пользоваться лицо, подавшее заявку на изобретение в одной из стран Союза.
Конвенционный приоритет позволяет автору запатентовать свое изобретение в других государствах. Публикация о таком изобретении, подача заявки на него третьими лицами в течение года не препятствует выдаче патента, поскольку новизна и приоритет изобретения в другой стране будут определяться на день подачи первой заявки в другом государстве.
При патентовании промышленных образцов конвенционный приоритет предоставляется в течение 6 месяцев. Указанный срок применяется и в отношении регистрации товарных знаков. Правило о конвенционном приоритете содержится и в законодательстве стран-участниц Парижской конвенции. Например, статья 1382 Гражданского кодекса России посвящена конвенционному приоритету изобретения, полезной модели и промышленного образца. В данном случае приоритет может быть установлен по дате подачи первой заявки в стране-участнице Конвенции 1883 г. (конвенционный приоритет) при условии подачи в Роспатент заявки в те же сроки, которые предусмотрены парижской конвенцией.
Если заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, по независящим от заявителя обстоятельствам в указанный срок не могла быть подана, Роспатент может продлить этот срок, но не более чем на 2 месяца. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки, должен уведомить об этом Роспатент до истечения 2-хмесяного срока со дня подачи такой заявки, представив заверенную копию первой заявки до истечения 3-х месяцев со дня подачи в Роспатент заявки, по которой конвенционный приоритет испрашивается.
Право приоритета ограничивается правом преждепользования, суть которого заключается в том, что лицо, которое до даты приоритета добросовестно использовало на территории какой-либо страны-участницы Парижской конвенции созданное независимо от автора идентичное решение либо сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование такого идентичного решения без расширения объема использования. Добросовестным является такое использование, при котором создание тождественного решения было самостоятельным, а не разработанным с использованием чертежей, описаний или моделей заявителя. О праве преждепользования говорится в пункте B статьи 4 Конвенции, согласно которому права, приобретенные третьими лицами до дня первой заявки, которая служит основанием для права приоритета, сохраняются согласно внутреннему законодательству каждой страны Союза.
2.4. Временная правовая охрана
Согласно статье 11 Конвенции страны-участницы в целях сохранения новизны на основе внутреннего законодательства предоставляют временную охрану объектам промышленной собственности, экспонируемым на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран. Временная охрана может осуществляться различными способами. В одних странах такая охрана обеспечивается установлением льготы по приоритету, в других странах – льготой по новизне.
Выставочная льгота по приоритету сходна с рассмотренным ранее конвенционным приоритетом. Эта льгота предусматривает, что правовая охрана экспонируемых объектов осуществляется с даты открытия выставки или помещения экспоната на выставку. Однако заявка должна быть подана в Патентное ведомство не позднее установленного срока. В Конвенции содержится оговорка о том, что такая временная охрана не может продлить срок действия конвенционного приоритета. При истребовании конвенционного приоритета последний будет исчисляться с даты открытия выставки или помещения объекта на выставку[15].
Такая временная охрана не оказывает влияние на продлении сроков, предусмотренных статьей 4. Если позднее будет истребовано право приоритета, то компетентное учреждение каждой страны-участницы может исчислять срок с даты помещения продукта на выставку. Тем самым участвующие в Конвенции государства приняли обязательства предоставлять согласно внутреннему национальному законодательству временную охрану патентоспособных объектов промышленной собственности, выставляемых на официально признанных международных выставках, организуемых на их территориях. Выставочное экспонированное не влечет утрату новизны и не мешает патентованию его в этой стране. Такая временная охрана продлевает сроки приоритета.
Само понятие «временная правовая охрана» может вызвать некоторое заблуждение, так как в российском законодательстве он употреблен несколько в ином значении. Согласно пункту 1 статьи 1392 Гражданского кодекса России, временная правовая охрана заявленному изобретению предоставляется со дня публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента в объеме опубликованной формулы, но не более чем в объеме, определяемом формулой, содержащейся в решении Роспатента.
Временная правовая охрана признается не наступившей, если было отказано в выдаче патента и возможность его пересмотра отсутствует. Лицо, использующее заявленное изобретение в период действия его временной правовой охраны, уплачивает денежную компенсацию патентообладателю после получения патента на изобретение, размер которой определяется совместным соглашением сторон. Принятие временной охраны предполагает, что все, кроме заявителя, вправе использовать изобретение, которое явилось предметом опубликованной заявки.