Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (оперативно-розыскные мерОприятия как объект изучения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все перечисленные объекты определяются как «объекты оперативной заинтересованности».

Таким образом, понятие «оперативно-розыскное мероприятие» является системообразующим в теории оперативно-розыскной деятельности.

1.2. Субъекты проведения оперативно-розыскных мероприятий

В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий должностные лица органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, а также другие лица (специалисты, отдельные граждане, содействующие указанным органам, и др.), которые принимают участие в указанных мероприятиях, вступают в определенные отношения, выполняя свои обязанности и осуществляя свои права. В зависимости от правового положения каждого субъекта в проведение оперативно-розыскных мероприятий определяется его вклад.

Основной классификационной группой субъектов оперативно-розыскных мероприятий следует выделить должностных лиц органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Это руководители, которые по должности допускаются к оперативно-розыскной деятельности и оперативные работники. Практика показывает, что в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий они выполняют основную функциональную роль.

Кроме должностных лиц достижению целей и задач оперативно-розыскных мероприятий способствуют действия других лиц, которых можно подразделить на четыре группы, в зависимости от объема прав и обязанностей, назначению, роли и целям участия в оперативно- розыскных мероприятиях.

Среди них:

1) вспомогательные участники оперативно-розыскных мероприятий, среди которых представители общественности, эпизодически привлекаемые для осуществления отдельных мероприятий, сотрудники предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют услуги и средства связи;

2) отдельные граждане, которые оказывают органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на гласной или конфиденциальной основе;

3) лица, которые используют свои специальные познания для оказания содействия указанным органам в обнаружении, изучении и закреплении оперативно значимой информации;

4) лица, среди которых судьи, уполномоченные прокуроры, то есть те, чья деятельность содействует контролю объективности, полноте получения и фиксации оперативно-розыскной информации при проведении оперативно-розыскных мероприятий[18].

Субъекты оперативно-розыскных мероприятий можно разделить на обязательных и необязательных. К обязательным относятся лица, без которых невозможно проведение оперативно-розыскных мероприятий. Это должностные лица органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность. Кроме него обязательными участниками некоторых оперативно-розыскных мероприятий являются специалисты, например, при исследовании предметов и документов.


К субъектам второй группы относятся лица, которые привлекаются к мероприятиям (представители общественности при проведении проверочной закупки, наблюдения и т.п.) по усмотрению должностных лиц.

Анализ практики показал, что при организации и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий могут участвовать несколько субъектов одновременно. Например, при проведении прослушивания телефонных переговоров (ПТП), это оперативный сотрудник, который явился инициатором ПТП и руководитель, который утвердил постановление на проведение данного оперативно-розыскного мероприятия. Кроме того, это судья, который дал санкцию на проведение данного ПТП. Кроме того, это сотрудники оперативно-технического подразделения, которые для исполнения задания, полученного от инициатора, проводят непосредственно данное оперативно-розыскное мероприятие, а также лица, которые оказывают им содействие (специалисты, переводчики и др.).

1.3. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Термин «основания проведения ОРМ» является оперативно-розыскным, так как используется данное понятие в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Для проведения ОРМ выделяют фактические основания и формальные основания или по-другому, поводы. Осуществить любое из оперативно-розыскных мероприятий можно лишь только при наличии одновременно повода и фактического основания[19].

Фактические основания проведения ОРМ - это наличие достаточных данных (сведений, информации) о проверяемых (изучаемых) лицах, а также о фактах (событиях, действиях), которые имеют значение для правильного решения задач оперативно-розыскной деятельности и определяют необходимость проведения ОРМ.

Формальными основаниями для проведения ОРМ являются источники, которые установлены законом и нормативными правовыми актами ведомств субъектов оперативно-розыскной деятельности, из которых оперативно-розыскные органы, получают сведения, оформленные в соответствии с требованиями и содержащие фактические основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В законе «Об оперативно-розыскной деятельности» фактические и юридические основания не разграничиваются.

К ним относятся:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Сведения, которые стали известны органам, осуществляющим ОРД, о:

- признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;


- событиях или действиях (бездействии), которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

- лицах, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда или уклоняются от уголовного наказания;

- лицах, которые пропали без вести, и о неопознанных трупах, которые обнаружены.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, которое находится в их производстве.

4. Запросы других органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, которые применяются государственными органами, уполномоченными на то и в порядке, который предусмотрен законодательством РФ[20].

6. В соответствии с международными договорами РФ, запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств[21].

Органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений в пределах своих полномочий:

1. О допуске к сведениям, которые составляют государственную тайну.

2. О допуске к работам, которые связаны с эксплуатацией объектов, повышенно опасным для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, которые получены в при ее осуществлении.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, которые подтверждают наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

7. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, которое совершило террористический акт.

Кроме оснований существуют условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые рассматриваются как правила, которые необходимо соблюдать при проведении оперативно-розыскных мероприятий.


Так, Е.Л. Глушков Е.Л. и А.Б. Свистильников под условиями проведения ОРМ понимают правила проведения таких мероприятий, которые обеспечивают баланс интересов личности, а так же общества и государства, которые заинтересованы в эффективной борьбе с преступностью, своевременном и эффективном выявлении, предупреждении и пресечении преступлений, угроз интересам РФ[22]

Условия рассматривают и как обстоятельства, обстановку, в которых происходит или от которых зависит порядок проведения ОРМ, их основная совокупность содержится в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и носит обязывающий характер[23].

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1. Классификация оперативно-розыскных мероприятий

Вопросы классификации ОРМ занимают существенное место в теоретических исследованиях оперативно-розыскной деятельности. Научно-методологический прием, который позволяет упорядочить знания об окружающей действительности путем распределения изучаемых предметов на взаимосвязанные классы и группы, называется классификацией[24].

В.Г. Бобров, СИ. Захарцев, Ю.Ф. Кваша, К.В. Сурков, А.Ю. Шумилов и другие ученые предпринимали попытки разделить оперативно-розыскные мероприятия на виды и группы по различным основаниям.

Впервые попытку классификации ОРМ осуществил Д.В. Гребельский, которые разделил ОРМ на два вида в зависимости от организационно-тактических форм. К первой группе он отнес ОРМ, которые осуществляют непосредственно сотрудники оперативных аппаратов. Ко второй группе – ОРМ, которые проводятся опосредованно, т.е. с помощью других сил оперативно-розыскной деятельности[25].

Б.А. Филимонов условно разделил ОРМ на три группы.

Мероприятия, которые поводит оперативный работник лично, но при этом при необходимости привлекает специалистов и использует технические средства, среди которых обследование, внедрение, контролируемая поставка, проверочная закупка, опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, он отнес к первой группе.

ОРМ, которые проводят, на основании поручения инициатора, специализированные подразделения, он включил во вторую группу. Сюда он отнес ПТП, СИТКС, контроль почтовых отправлений, исследование предметов и документов, наблюдение.


ОРМ, которые состоят в истребовании сведений, находящихся в специализированных информационных и справочных системах, среди которых наведение справок и отождествление личности, он включил в третью группу.

Ю.Ф. Кваша и К.В. Сурков, разделив ОРМ на три группы, предложили свою классификацию, которая может применяться в теории ОРД, так как позволяет изучить существенные характеристики ОРМ, касающиеся природы используемых в них методов познания.

В первую они включили адаптированные сыском криминалистические методы: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование объектов и оперативный эксперимент.

Ко второй отнесли разведывательные методы, которые свойственны только сыску: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи.

В третью ввели разведывательные операции, такие как оперативное внедрение и контролируемую поставку [26].

Для исследования сущности ОРМ большое значение имеет позиция Д.В. Ривмана и И.Е. Храброва о разделении всех мероприятий на две группы с точки зрения их тактической активности.

Оперативно-розыскные мероприятия, которые основаны на активной, направленной на обнаружение оперативной информации, способной опередить действия субъектов оперативного интереса и обеспечить их пресечение, они назвали оперативно-поисковые (разведывательные) и включили в первую группу.

Оперативно-поисковое (разведывательное) ОРМ показано в следующем примере: 10.02.2017 г. в здании ж/д вокзала г. Кинешмы был задержан Петренко Андрей Борисович, 1965 г.р. У задержанного была обнаружена и изъята марихуана в количестве 2,143 гр., к курению которой он пристрастился во время срочной службы в Афганистане. Марихуана была у него для личного пользования. На момент задержания он не имел семьи, был без определенного рода деятельности и средств существования.

Контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контролируемую поставку и наблюдение, они отнесли к разведывательно-контрольным мероприятиям и включили во вторую группу, основываясь на тактике выжидания[27].

К разведывательно-контрольным ОРМ можно отнести мероприятие, которое показано в следующем примере. Житель г. Вичуги С. Был обвинен в уголовном преступлении. Во время задержания 15.11.2017 года сотрудники полиции обнаружили у него в правом нагрудном кармане пиджака 1,108 грамм марихуаны и изъяли ее.