Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (оперативно-розыскные мерОприятия как объект изучения).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
А.Ю. Шумилов все ОРМ разделил на три основные группы, взяв в качестве критерия такого деления уровень организации их проведения, разную степень сложности осуществления мероприятий.
К действиям он отнес опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, наблюдение, отождествление личности, исследование предметов и документов.
К мероприятиям, которые представляют совокупность отдельных оперативно-розыскных действий - проверочную закупку; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспорта; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи и оперативный эксперимент.
К операциям он отнес контролируемую поставку и оперативное внедрение[28].
По классификации, которая используется в ведомственных нормативных актах МВД России, ОРМ делятся на сложные и простые. При этом сложными называются мероприятия, которые предполагают осуществление оперативных комбинаций, участие нескольких сотрудников оперативных подразделений, специалистов, граждан, в том числе оказывающих содействие на конфиденциальной основе. При необходимости проведения таких ОРМ разрабатываются планы, которые утверждаются соответствующими руководителями органов внутренних дел. К таким мероприятиям относятся контролируемая поставка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение, скрытое или электронное наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также некоторые другие.
К простым относятся мероприятия, которые могут проводиться оперативным работником самостоятельно, без привлечения дополнительных сил и средств. Это опросы граждан, наведение справок, отождествление личности, получение образцов для сравнительного исследования, поскольку они, как правило, проводятся самим оперативным работником. Однако в отдельных случаях указанные мероприятия могут приобретать и весьма сложный характер.
С.И. Захарцев провел анализ классификаций, которые разработаны в теории и предложил делить все ОРМ в зависимости от степени ограничения прав человека. Тогда одну группу составят мероприятия, не ограничивающие конституционные права человека и не требующие судебного разрешения, а вторую - мероприятия, ограничивающие права человека и требующие судебного разрешения. К сожалению, автор не иллюстрирует свою классификацию перечислением конкретных ОРМ, которые относятся к тому или иному виду мероприятий. Поэтому можно сказать, что предлагаемая С.И. Захарцевым классификация ОРМ, не позволяет глубоко проникнуть в сущность исследуемого предмета[29].
В.Г. Бобров использовал три критерия классификации ОРМ: 1) продолжительность проведения; 2) форма проведения; 3) необходимость санкционирования.
В зависимости от продолжительности проведения ОРМ он разделить их на разовые, включив сюда опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д., а также длящиеся, включив сюда контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и т.д.
Большое значение для понимания сущности ОРМ имеет деление ОРМ по признаку гласности проведения на мероприятия, проводимые как гласно, так и негласно, и на мероприятия, проводимые только негласно.
Под гласной формой, следует понимать такие действия сотрудников оперативно-розыскных служб, факт осуществления которых не скрывается от проверяемых лиц и окружающих. Например, оперативный сотрудник может предложить проверяемому лицу добровольно представить образцы для сравнительного исследования (отпечатки пальцев рук, волосы, запах и т.д.). В то же время при гласном проведении ОРМ может зашифровываться (скрываться) их истинная цель. Так, для получения образцов почерка проверяемого лица оперативный работник может попросить его написать собственноручное объяснение по какому-либо отвлеченному факту.
Негласная форма проведения ОРМ предполагает сокрытие от заинтересованных объектов (проверяемых, разрабатываемых, их близких связей) факта установления за ними оперативно-розыскного контроля. Например, скрытое наблюдение может проводиться только втайне от наблюдаемых лиц. Кроме того, к негласной форме проведения ОРМ можно отнести такие действия, при которых от окружающих и проверяемых лиц скрывается принадлежность к правоохранительным органам осуществляющих их субъектов. Так, если обследование помещения проводится под легендой противопожарного обследования, то его в полной мере можно признать негласным обследованием. Таким образом, основным признаком негласности ОРМ следует считать их неизвестность заинтересованным лицам на момент проведения.
В.Г. Бобров подчеркивает, что негласность носит условный характер и может быть как абсолютной, так и относительной. При абсолютной негласности о проведении ОРМ знают только осуществляющие их оперативные работники, а также привлеченные для этого негласные сотрудники. Об относительной негласности можно вести речь, когда о проведении ОРМ знают и некоторые другие лица.
Важной является классификация ОРМ по третьему из числа указанных В.Г. Бобровым признаков на мероприятия: 1) не требующие какого-либо санкционирования; 2) требующие ведомственного санкционирования и 3) требующие судебного санкционирования[30].
В основу данной классификации положены правовые условия проведения ОРМ, которые закреплены ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[31]. Это необходимость получения судебного решения на проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. К данной группе относятся мероприятия указанные в ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, а также четыре специальных оперативно-технических мероприятия, проведение которых связано с необходимостью проникновения в жилище, которые можно назвать мероприятиями судебного санкционирования.
В третью группу входят мероприятия, которые осуществляются по собственному усмотрению сотрудника оперативного аппарата и проведение которых не требует ни ведомственного, ни судебного санкционирования. Это любые мероприятия, которые не вошли ни в первую, ни во вторую группу.
В теоретических работах по оперативно-розыскной проблематике можно встретить и иные деления ОРМ.
Так, в зависимости от целей проведения предложено выделить три группы ОРМ: 1) мероприятия, имеющие целью получение фактических данных (документирование) как источников доказательств по уголовному делу; 2) мероприятия, связанные с реализацией материалов дел оперативной разработки; 3) комплекс мероприятий по оперативно-розыскному обеспечению предварительного расследования.
В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» указан перечень ОРМ:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Согласно закону, приведенный перечень ОРМ может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Таким образом, можно сделать вывод, что описанные выше классификации ОРМ составляют определенную систему, которая включает в себя их деление по следующим классификационным признакам:
1) по субъекту проведения,
2) по используемым методам познания,
3) по тактической активности,
4) по уровню организации,
5) по продолжительности проведения,
6) по форме проведения,
7) по необходимости санкционирования.
Построение классификаций позволяет упорядочить знания об оперативно-розыскных мероприятиях и глубже понять их сущность.
2.2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий
Особый интерес представляет изучение содержания каждого из оперативно-розыскных мероприятий.
Практика показывает, что опрос граждан является одним из распространенных оперативно-розыскных мероприятий. Опрос является беседой с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи. Данное мероприятие направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, которая имеет значение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач и носит поисковый, разведывательный характер.
Опрос может быть предварительно подготовленным или неподготовленным. Опрос допускается лишь при добровольном согласии граждан на беседу. При этом оперативный работник проводит опрос лично, либо поручает его проведение другому должностному лицу ОРД, который действует по поручению указанного сотрудника.
Истинные цели опроса могут зашифровываться, либо лицо, которое проводит опрос, может скрыть свою профессиональную принадлежность. Если опрашиваемое лицо попросило о конфиденциальном характере сообщаемых сведений, данные о нем не разглашаются, и в качестве свидетеля в ходе предварительного или судебного следствия оно не допрашивается.
Вопросы при опросе задаются в спокойном тоне, не оцениваются и не комментируются вслух ответы. Запрещается задавать наводящие и безнравственные вопросы, применять угрозы, любого рода физическое воздействие, понуждать к даче показаний против самого себя или близких родственников, допускать действия, унижающие достоинство личности. С осторожностью применяются косвенные вопросы.
При опросе определенных категорий граждан используются детекторы определения симуляции, когда в ходе, проводимой по специальным методикам беседы, фиксируются психофизиологические параметры (реакции) опрашиваемого лица на задаваемые вопросы.
Опрос проводится по заданиям оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а в системе МВД Российской Федерации и согласно ведомственному нормативному акту МВД России[32]. В ходе опроса опрашиваемый вправе в любой момент отказаться от дальнейшего участия в его проведении.
Наведение справок определяется как сбор информации об интересующих оперативные подразделения субъектах, которая хранится в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых системах, а также в различных документах.
Наведение справок предполагает сбор сведений о самых разных аспектах жизни проверяемых лиц. Весь перечень данных, который может быть интересен оперативным подразделениям, привести затруднительно.
При наведении справок используются информационно-поисковые системы МВД, а также других государственных учреждений и организаций.
Наведение справок производится как лично оперативным сотрудником, так и по его поручению другим лицом. Отличие наведения справок как оперативно-розыскного мероприятия от следственного действия, направленного на сбор информации, состоит в том, что истинные цели оперативно-розыскного мероприятия могут скрываться, или представлять легенду.
Результаты изучения документов оформляются либо рапортом, либо справкой, тогда справка вместе с подлинниками документов, которые поступили из информационно-поисковых систем, приобщаются к материалам уголовного дела.
Сбор образцов для сравнительного исследования как оперативно-розыскное мероприятие состоит в обнаружении и изъятии материальных носителей юридически значимой информации для последующего сравнительного исследования в целях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Данное мероприятие строго регламентировано и нередко применяется в следственной практике[33], основано на гласных или негласных методах. Гласный сбор образцов проводится при условии добровольного согласия лица, которое располагает необходимыми образцами и возможности легального отбора образцов.
К собираемым образцам могут быть отнесены любые объекты, такие как микроследы, микрочастицы, выделения человека, почерк, отпечатки различных частей тела, другие объекты и предметы, которые могут иметь отношение к интересующему оперативного работника событию.
Полученные образцы могут быть использованы в качестве источников вещественных доказательств, поэтому к их отбору привлекается специалист, который оказывает консультационные услуги, сообщая, как изымать, упаковывать, в какое экспертное учреждение направить данные образцы для исследования. Однако за достоверность и сохранность образца ответственность лежит на оперативном работнике.
При сборе образцов запрещено совершать действия, которые создают угрозу здоровью граждан, унижают их честь и достоинство, затрудняют нормальное функционирование предприятий, организаций и учреждений, а также нарушают жизнедеятельность отдельных лиц. Результаты сбора образцов оформляются справкой оперативного работника, к которой прилагаются результаты проведенных специальных исследований.