Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИЗНАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА.
1.3. Характеристика парламентов некоторых зарубежных стран
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1. Федеральная законодательная власть
2.2. Полномочия Государственной Думы РФ
2.3. Полномочия Совета Федерации РФ
Введение
Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которое исполнительная власть должна проводить в жизни и которое служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный орган – Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, в той или иной форме участвует в формировании Правительства Российской Федерации, судебных органов Российской Федерации. В данной работе будет рассмотрена такая ветвь власти в Российской Федерации как законодательная. Органы законодательной власти включают в себя: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов Российской Федерации. Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т.е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятие законов - Федеральное Собрание для всей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, сами по себе не являющиеся органом государственной власти. Объектом законодательных органов государственной власти РФ является государственный аппарат. Предметом же в свою очередь является законодательные органы.
Основная цель данного исследования состоит в выявлении и анализе основных направлений деятельности законодательных органов. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: сформулировать определение к понятию парламентаризм; рассмотреть идеи возникновение народного представительства; изучить характеристику некоторых зарубежных стран; рассмотреть законодательные органы государственной власти субъектов РФ. При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы исследования: формально- юридический, сравнительно- правовой, законы . Курсовая работа состоит из двух глав, семи параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИЗНАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА.
1.1 Понятие парламентаризма
При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент (англ.parliament, от франц. parler – говорить). Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. В Великобритании, Индии, Китае, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе, например сейм–в Польше, фолькетинг–в Дании, альтинг–в Исландии, конгресс–в Соединенных Штатах Америки. Структура парламента может быть двухпалатной и однопалатной[1].
Структура парламента. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями. В Соединенных Штатах Америки – это Палата представителей и сенат, в Австрии – Союзный совет и Национальный совет, в Индии – Народная палата и Совет штатов. В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата – бундестаг, а бундесрат (верхняя палата ), осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде[2].
Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии). Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря по крайней мере двум своимпреимуществам:
1) возможности, обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве — субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль;
2) возможности оптимизировать законодательный процесс, установив
тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным
законодательным решениям одной палаты. За эти преимущества приходится платить большей численностью членов парламента и сотрудников его аппарата, а следовательно, большей дороговизной его работы и замедлением процесса принятия решений.
Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).
Функции парламента. Парламент и каждая палата на весь срок своих
полномочий образуют комиссии и комитеты (постоянные, временные и смешанные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных
решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность,
международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и др.
Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества (издает законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности (импичмент).
Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает
верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества. Решение финансовых вопросов — это прежде всего установление налогов и рассмотрение проекта государственного бюджета. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и таким образом делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства[3]. Парламент участвует в назначении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть.
Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентских республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков,
участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально[4].
В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета и таким образом оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран глава правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства[5].
В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие. Однако даже в США члены президентского Кабинета назначаются «по совету и с согласия» Сената. По такому же принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей Верховного суда[6].
Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Порядок его работы определяется регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверждение и опубликование.
1.2. Возникновение идеи народного представительства, выдвинутая и разработанная Дж. Локком, Ш. Монтескье
Идеологом социального компромисса 1688 г. выступил Джон Локк (1632—1704), который свое политико-юридическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690). По Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды,
не спрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, «при котором всякая власть и всякое право являются взаимными,
никто не имеет больше другого». Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между
людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. В целях надежного обеспечения естественных
прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм
коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно выражает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Государство есть тот социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной власти. Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу «и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т. д.». Все перечисленное Локк называл одним словом — собственность. На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют. Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично – властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь подобает монарху, кабинету министров.Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами .