Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИЗНАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА.
1.3. Характеристика парламентов некоторых зарубежных стран
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1. Федеральная законодательная власть
2.2. Полномочия Государственной Думы РФ
2.3. Полномочия Совета Федерации РФ
ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий
Государственной думы.
Полномочия Государственной думы:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о
результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного
по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии[12];
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством
голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной
порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской
Федерации.
2.3. Полномочия Совета Федерации РФ
Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2
представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и
исполнительного органов государственной власти.
Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или
событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты
Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности,
а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет
представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами
власти РФ и иностранных государств.
Полномочия Совета Федерации:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора
Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов[13].
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
2.4. Законодательная власть субъектов Российской Федерации
На современном этапе законодательная деятельность в субъектах Российской Федерации характеризуется как комплексное явление, в основе которого лежит не только совокупность процедурно-процессуальных правил, определяющих процесс принятия нормативно-правовых актов, но и закрепление определенной компетенции, строящейся на принципе разделения властей, как по вертикали, так и по горизонтали.
С одной стороны, законодательная власть субъектов Федерации носит самостоятельный характер, так как она независима при решении вопросов,
относящихся к исключительной компетенции субъекта и совместным полномочиям Федерации и субъектов. С другой стороны, она носит ограниченный характер, так как ограничена исключительными и частично совместными с Российской Федерацией полномочиями. Деятельность законодательной власти субъектов РФ носит ограниченный характер и в пространстве. Принимаемые федеральными органами законодательной власти нормативные правовые акты распространяют свое действие на всю территорию государства и на все его население, а пространством действия законодательной власти субъекта Федерации является территория самого субъекта Федерации. С учетом этих особенностей этого под законодательной властью субъекта РФ необходимо понимать основанную на конституционных (уставных) положениях власть народа субъекта РФ, осуществляемую им как непосредственно, так и через уполномоченных лиц, путем реализации законотворческой, представительной, контрольной и учредительной функций по вопросам собственного и совместного ведения. Формирование и функционирование законодательной власти в субъектах Федерации осуществляется на основе принципов, которые по своей
значимости могут быть классифицированы на общеправовые и специальные.
К общеправовым относятся принципы: народовластия; разделения властей; законности; преемственности; единства государственной власти; соответствия национального законодательства нормам международного права и другие. К специальным относятся такие принципы, как: принцип создания гарантий для свободной реализации гражданами избирательного
нрава при проведении выборов в законодательный орган; обеспечения
представительного характера органа законодательной власти; периодического обновления его состава; разграничения полномочий между
органами Федерации и ее субъектов; соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ федеральному законодательству; учета местных обычаев
и традиций в законотворческой деятельности. Законодательные органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах субъектов.
В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. No 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.
Наименование законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Так, согласно Конституции Республики Тыва, законодательный орган государственной власти республики называется Верховным Хуралом.
Большинство законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются однопалатными. Исключения составляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Республики Карелия, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области, имеющие две палаты. Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к
ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией и законами субъектов РФ. Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено
иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"предусматривает следующий порядок принятия законодательным органом нормативных правовых актов:
* Конституция субъекта РФ, поправки к ней принимаются большинством не
менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.
* Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов – от установленного числа депутатов, постановления - большинством голосов от
числа избранных депутатов.
* Проект закона рассматривается не менее чем в двух чтениях, решение о его
принятии (либо отклонении) оформляется постановлением.
* Условием вступления закона в юридическую силу являются его промульгирование высшим должностным лицом субъекта РФ и обнародование.
* В случае отклонения закона вето высшего должностного лица может быть
преодолено большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.
* Конституция и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального
опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем
через 10 дней после их официального опубликования.
Законом субъекта Российской Федерации: [14]
а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если такая должность не установлена, то
руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
б) устанавливаются в соответствии с конституцией субъекта Российской Федерации основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта
Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
з) утверждается заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта
РФ;
к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган
государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выборов
высшего должностного лица субъекта РФ;
л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта
Российской Федерации и порядок его изменения;
м) регулируются другие вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта РФ Полномочия законодательного органа власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:
1) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом такое решение принимается в порядке, предусмотренном конституцией или законом субъекта РФ;
2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ в
случае принятия данным органом конституции и закона субъекта РФ, нормативного правового акта, противоречащих федеральной Конституции и
предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, если
такие противоречия установлены судом, а законодательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
3) вступления в силу решения соответственного верховного суда республики,
суда, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе