Файл: Государственный кредит.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По срокам государственные ценные бумаги подразделяют:

  • облигации на краткосрочный период (до 1 года);
  • облигации среднесрочного периода (1-5 лет);
  • облигации долгосрочного периода (свыше 5 лет).

Можно выделить следующие плюсы государственных ценных бумаг:

  • Льготное налогообложение в сравнении с прочими бумагами, обращающимися на рынке. В большинстве случаев отсутствуют налоги на различные действия с государственными облигациями.
  • Большой уровень надежности инвестиций, следственно, минимальный риск неполучения прибыли и потери капитала.

Государственные и ценные муниципальные бумаги эмитируются для того, чтобы решить ряд вопросов:

– покрыть кассовые разрывы на небольшом отрезке времени в государственном бюджете, которые образуются из-за неравномерности налоговых доходов и осуществляемых затрат;

– покрыть регулярный дефицит бюджета государства;

– получить средства для того, чтобы покрыть целевые расходы государства;

– привлечь ресурсы для покрытия долгов по другим выпущенным бумагам;

– привлечь средства для реализации крупных проектов.

Государству отводятся следующие роли на финансовом рынке: эмиссионная и контролирующая. За счет эмиссии бюджет получает дополнительные средства. В рамках второй правительство осуществляет специальные меры, которые способствуют поддержанию и развитию оптимального функционирования рынка в целом.[10]

Государственные краткосрочные облигации (ГКО).

Основными документами, регулирующими рынок ГКО, были Постановление Совета Министров – Правительства РФ № 107 от 08.02.1993 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Основные условия выпуска ГКО Российской Федерации»; приказы Центрального банка РФ «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями» от 06.05.1993 № 02-78; «Об утверждении новой редакции Положения об обслуживании и обращении выпусков ГКО в связи с началом региональных операций с ГКО» от 15.06.1995 № 02-125 (в ред. от 21.05.1997).

Эмитентом ГКО являлось Министерство финансов РФ. При принятии решения о выпуске оно определяло его предельный объем, период размещения и ограничения на потенциальных покупателей. Банк России проводил размещение, обслуживание и погашение выпущенных облигаций. Эмиссия осуществляется в виде отдельных выпусков на срок до 1 года (3,6 и 12 месяцев). Номинал облигации был равен 1 млн. рублей, позднее — 1 тыс. руб. Размещение их происходило в виде аукциона с дисконтом от номинальной цены. Выпуск ГКО осуществляется на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо».


В письме Банка России от 05.09.1995 № 28-7-3/1-693 было предложено использовать при расчете доходности ГКО и ОФЗ (облигаций федерального займа) без учета налогов следующие формулы:

Рисунок 1. Формулы доходности ГКО и ОФЗ.

где N – номинал облигаций в рублях;

Р – цена облигации в рублях;

С – величина купона в рублях;

А – накопленный с начала купонного периода доход в рублях;

Т – срок до погашения облигации в днях;

t – срок до окончания текущего купонного периода в днях.

Облигации федерального займа (ОФЗ).

Условия выпуска и обращения ОФЗ были утверждены Постановлением Правительства РФ № 458 от 15 мая 1995 года, а также нормативными актами Минфина и ЦБ РФ. Владельцами могут быть юридические и физические лица, которые по российскому законодательству являются резидентами и нерезидентами. Выпуск облигаций осуществляется в бездокументарной форме в виде записей по счетам «депо». Торги по ОФЗ проходят в той же торговой сети, что и ГКО.

Первоначально номинал был установлен в 1 млн. рублей (позднее — 1 тыс. руб.). Срок обращения — более 1 года.

Облигации федерального займа выпускаются с переменным и постоянным купоном.[11]

Облигации федерального займа являются именными купонными, среднесрочными ценными бумагами и предоставляют их владельцу право на получение номинальной стоимости облигаций при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. Доход инвестор получает в виде квартальных купонных выплат. Дополнительную прибыль можно получить от разницы между ценой продажи и ценой покупки. Доход учитывается ежеквартально, причем он был привязан к доходу на рынке ГКО: брались четыре последних выпуска ГКО, исчислялась средняя взвешенная цена и по этой цене они продавались на аукционах. Как и цены на ГКО, цену на эту бумагу устанавливают сами инвесторы. А роль Министерства финансов РФ сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли Министерство финансов РФ эта цена или нет. Это называется ценой отсечения. Министерство отсекает те предложения, которые ему невыгодны, и принимает те, которые выгодны.

Процентная ставка купонного дохода определяется на текущий день как средневзвешенная доходность к погашению по средневзвешенной цене на вторичных торгах.

Появление облигаций федерального займа и для Министерства финансов, и для всей финансовой системы имело исключительно важное значение, поскольку при этом появилась некоторая стабильность ситуации на рынке государственных ценных бумаг и не нужно думать каждые 3 месяца о том, чтобы рефинансировать займы.


Субфедеральные ценные бумаги.

Важнейшим эмитентом рынка государственных ценных бумаг являются субфедеральные ценные бумаги. Область, республика, край являются субъектами федерации, поэтому эмитированные ими ценные бумаги ныне называются субфедеральными. В подавляющем большинстве случаев — это облигационные займы. Имеются предъявительские и именные ценные бумаги.

Муниципальные займы.

Кроме федеральных и субфедеральных займов в России получили широкое распространение и муниципальные займы.

Федеральные, субфедеральные и муниципальные ценные бумаги являются важнейшим эмитентом рынка ценных бумаг. Их выпуск влияет на погашение дефицитов бюджетов, на реализацию социально-экономических программ.

2.3. Государственный и муниципальный долг.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов России об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.[12]

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств РФ по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств (виды и сроки долговых обязательств РФ представлены в таблице 2).

Таблица 2. Виды и сроки долговых обязательств Российской Федерации

Виды долговых обязательств РФ

1. Кредиты, привлеченные от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе, целевые иностранные кредиты (заимствования) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц

2. Государственные ценные бумаги, выпущенным от имени Российской Федерации

3. Бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ

4. Государственные гарантии Российской Федерации

5. Иные долговые обязательства, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации

Сроки долговых обязательств РФ

краткосрочные (менее одного года)

среднесрочные (от одного года до пяти лет)

долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно)


В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;
  • объем иных долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами.

Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах РФ на 01.05.2018 г. представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура государственного внутреннего долга,

выраженного в государственных ценных бумагах на 01.05.2018 г.

Анализируя представленные данные, видно, что наибольшую долю среди государственных ценных бумаг занимают облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (в данных ОФЗ купонный доход заранее зафиксирован и известен с момента регистрации облигационного выпуска до погашения), их процентное соотношение составляет 61%. Далее идут облигации федерального займа с переменным купонным доходом (купонный доход по данному виду ОФЗ заранее не известен, он рассчитывается исходя из индекса по однодневным рублевым депозитам на условиях «овернайт») - (23%), ОФЗ с амортизацией долга (постепенным погашением номинала облигации) занимают 7% в структуре государственного долга.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;[13]
  • объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;
  • объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

Структура государственного долга субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:


  1. государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;
  2. бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  3. кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
  4. государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.

В объем государственного долга субъекта Российской Федерации включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ;
  2. объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
  3. объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  4. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ;
  5. объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта РФ.

В объем государственного внутреннего долга субъекта РФ включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  2. объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
  3. объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  4. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ, выраженным в валюте РФ;
  5. объем обязательств субъекта РФ перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
  6. объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ.

В объем государственного внешнего долга субъекта РФ включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  2. объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  3. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ в иностранной валюте, а также предоставленным в обеспечение обязательств в иностранной валюте;
  4. объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).