Файл: Государственный кредит.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае если долговое обязательство субъекта Российской Федерации, выраженное в валюте РФ, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами субъекта РФ действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства субъекта Российской Федерации, или истек срок государственной гарантии субъекта Российской Федерации, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного долга субъекта РФ, если иное не предусмотрено законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ по истечении сроков издает нормативный правовой акт о списании с государственного долга субъекта РФ долговых обязательств, выраженных в валюте РФ. Списание с государственного долга субъекта РФ осуществляется посредством уменьшения объема государственного долга субъекта РФ по видам списываемых государственных долговых обязательств субъекта РФ, выраженных в валюте РФ, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Это не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на долговые обязательства перед РФ, другими субъектами РФ и муниципальными образованиями. Выпуски государственных ценных бумаг субъекта РФ, выкупленные в полном объеме эмитировавшим их органом в соответствии с условиями выпуска ценных бумаг субъекта РФ до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению указанного органа досрочно погашенными.

Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным видам долговых обязательств.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

  • ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
  • бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
  • гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

В объем муниципального долга включаются:

  • номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
  • объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  • объем обязательств по муниципальным гарантиям;
  • объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

В случае если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте РФ, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами представительных органов муниципального образования. Местная администрация по истечении сроков издает муниципальный правовой акт о списании с муниципального долга муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте РФ.

Списание с муниципального долга осуществляется посредством уменьшения объема муниципального долга по видам списываемых муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте РФ, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита местного бюджета. Это не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на муниципальные долговые обязательства перед РФ, субъектами РФ и другими муниципальными образованиями. Выпуски муниципальных ценных бумаг, выкупленные в полном объеме эмитировавшим их органом в соответствии с условиями выпуска муниципальных ценных бумаг до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению указанного органа досрочно погашенными.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.


Заключение

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством, через свои учреждения, с одной стороны государственной власти и управления, а также юридическими и физическими лицами с другой стороны, в котором государство выступает главным образом в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Государственный кредит довольно сильно отличается от банковского кредита: главная особенность государственного кредита чаще всего в непроизводительности использования капитала.

Назначение государственного кредита проявляется, прежде всего, в том, что он является инструментом в руках государства для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицита государственного бюджета мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном сальдо бюджета мобилизованные с помощью государственных кредитов средства непосредственно используются для финансирования экономических и социальных программ.

Хотелось бы отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От кредитно-финансовой отрасли зависят наиболее важные показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, какую позицию занимает страна на мировой арене.

В целом, следует отметить, что процесс управления государственным кредитом решает следующие задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;
  • предотвращение переполнения рынка кредитных обязательств государства и резких колебаний их курса;
  • эффективное использование привлеченных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
  • обеспечение своевременного погашения кредитов;
  • максимум задач, определенных финансовой политики страны.

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.

Государственный и муниципальный кредит выполняет следующие функции: перераспределение денежных ресурсов, регулирующую, учета и контроля.

Основными целями государственного и муниципального кредитования являются: финансирование бюджетного дефицита; проведение регионального финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.


Государственной и муниципальной гарантией является способ обеспечения обязательства, по которому Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами.

Формами внутреннего государственного кредита являются: государственные займы; обращение части вкладов населения в государственные займы; заимствование средств общегосударственного ссудного фонда; казначейские ссуды; гарантированные займы.

Функции государственного и муниципального кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Государственные внешние займы предоставляются, как и внутренние на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами по ним включается в государственный долг страны.

Государственные и муниципальные займы - это денежные ресурсы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования как заемщиков или гарантов.

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга, т.е. накоплению задолженности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета. Расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Список литературы


  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. от 30.03.2016)
  2. Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 N 458 (ред. от 14.12.2016) "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов"
  3. Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (№ 3877-1 от 13 ноября 1992г.)
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации http://minfin.ru/ru/
  5. Официальный сайт Федерального казначейства России http://www.roskazna.ru/
  6. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/
  7. Информационное агентство Regnum: официальный сайт. — Режим доступа: http://regnum.ru/news/economy/2018078.html
  8. Минэкономразвития: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
  9. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.gov.ru
  10. Российское образование: федеральный портал. — Режим доступа: http://economics.edu.ru.
  11. Росстат: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.gks.ru
  12. Проблемы муниципальных финансов России на современном этапе/ Ковалева О.Г., Клишина Ю.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 138-141.
  13. Венчурное финансирование России: проблемы и перспективы/ Канзюба В.А., Клишина Ю.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 131-134.
  14. О порядке предоставления акционерам документов акционерного общества/ Винокуров О.В., Горохов А.А.// В сборнике: Управленческие технологии и модели модернизационных процессов в российской экономике: история и современность, Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. под редакцией Кузьминой В.М.. Курск, 2015. С. 13-16.
  15. Коречков, Ю.В. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник / Ю.В. Коречков. — Ярославль: МУБиНТ, 2016.
  16. Малиновская О. В., Скобелева И.П. Бровкина А.В., Государственные и муниципальные финансы: учебник / О.В. Малиновская, И.П Скобелева, А.В. Бровкина – Москва: Кнорус, 2016. – 368 с.
  17. Дюжов А.В. Налоговая конкуренция и ее роль в повышении доходного потенциала бюджетов бюджетной системы РФ // В сборнике: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ IX Международная научно-практическая конференция. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. 2016. С. 267-269.
  18. Топсахалова, Ф. М-Г. Государственный и муниципальный долг: учебное пособие / Ф. М-Г. Топсахалова. – Москва: Русайнс, 2017 – 262 с.
  19. Алехин, Б.И. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум / Б.И. Алехин. – Москва: Юрайт, 2018. – 497 с.
  20. Быканова О.А., Мирзаханян Р.Э. Использование справочно-правовой системы консультант-плюс в базовых программах математических дисциплин, преподаваемых в экономическом вузе//Использование информационно-правового обеспечения в научной и образовательной деятельности. М.: Изд-во Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2016.