Файл: Государственный кредит.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Срок возврата ссуды.

При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно.

  • Способность увеличивать или сокращать денежную массу.

 С помощью банковского кредита создаются деньги и при не продуманной кредитной политики банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

 Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

Таблица 1. Отличие государственного кредита от банковского.

Государственный кредит

Банковский кредит

Потребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицита

Потребность в нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена

Получателем являются органы власти и управления

Могут получать любые физические и юридические лица на цели, установленные законом

Государственные займы не имеют конкретного целевого характера

Имеет достаточно четко выраженную целевую направленность.

Госкредит, как правило, не предусматривает экономических санкций к государству

Срок возврата строго регламентирован, его нарушение влечет соответствующие санкции

Интересы кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяются

Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают

Госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении

Может служить причиной появления избыточной денежной массы в обращении


Глава 2. Государственный и муниципальный кредит: сравнительный анализ.

2.1. Сущность государственного и муниципального кредита.

Для привлечения денежных средств в пользование государства и муниципальных образований и решения проблем бюджетного дефицита, наряду с другими способами, используется государственный (муниципальный) кредит.

Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон (кредитор либо заёмщик) являются муниципальные или государственные власти, а другой - физические и юридические лица, иностранные государства, международные финансовые организации.[4]

Государство может выступать кредитором, заёмщиком либо гарантом. Такой кредит имеет форму государственного займа. Иностранные государства могут оказывать финансовую поддержку Российской Федерации и субъектам РФ в двух формах:

  1. Форме межправительственных кредитов. Задолженность, которая формируется в этом случае, именуется официальной. Официальные кредиты в основном выделяются на выполнение определённых программ и мероприятий и не используются для финансирования иных потребностей.
  2. Путем предоставления гарантий по кредитам иностранных банков и фирм.

На общегосударственном уровне государственные займы часто не имеют конкретного целевого назначения. Заимствование средств на более низком уровне, как правило, носит конкретную целевую направленность. Государственные займы можно классифицировать по различным признакам:

  1. По субъектам кредитных отношений:
  • займы центрального правительства;
  • займы местных органов власти.

  1. По месту размещения:
  • внутренние;
  • внешние.
  1. По срокам:
  • краткосрочные (до 1 года);
  • среднесрочные (от 1 до 5 лет);
  • долгосрочные (5 и более лет).

Средства привлекаются государством на заранее определенный срок. Так, Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года было предусмотрено, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.[5]

  1. По обеспечению:

  • закладные;
  • беззакладные.

Закладные займы обеспечиваются каким-либо конкретным имуществом или доходом. Такие займы обычно выпускаются местными органами власти.

Беззакладные займы не обеспечиваются определенным имуществом. В качестве обеспечения выступает все имущество государства. Поэтому такие займы обычно выпускает центральное правительство. Надежность займов центрального правительства исключительно высока, поэтому инвесторы не нуждаются в каких-либо дополнительных гарантиях.

  1. По характеру выплачиваемого дохода:
  • выигрышные;
  • процентные;
  • с нулевым купоном.

Выплата доходов по выигрышным займам осуществляется на основе лотерей. Такие облигации не пользуются большим спросом.

Основным видом являются процентные займы, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким займам.

  1. По методу определения дохода:
  • с твердым доходом;
  • с плавающим доходом.

Процентная ставка по займам с твердым доходом является неизменной на весь срок займа.

По займам с плавающим доходом процентная ставка является непостоянной, а колеблется в зависимости от изменения рыночной ставки ссудного процента.

Муниципальные кредиты - это форма государственного кредита, из-за чего средства граждан переносятся в Центральный банк Российской Федерации и применяются для целей органов местного самоуправления.[6]

Функции муниципального кредита:

Распределительная. Здесь происходит перераспределение средств из фонда потребления в фонд накопления путём собирания налогов и расходования их на кредитование. Также осуществляя займы и отправляя их на покрытие дефицита, перераспределяя сбережения на финансирование текущих расходов.

Регулирующая. Муниципальное образование, выступая на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов, и в то же время проводит структурную политику путём распределения кредитов между отраслями.

Стимулирующая. Здесь при помощи кредитов и инвестиций происходит стимулирование развития экономики.

Контрольная. Государство по объему возврата выданных кредитов определяет эффективность своей экономической политики, а по объему и стоимости привлеченных займов - эффективность своей финансовой политики.

К задачам государственного кредита относятся:

- поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов;


- регулирование макро- и микроэкономических процессов;

- воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Если государство выступает в роли заемщика, то привлекаются свободные денежные средства граждан, при этом действуют условия платности, срочности, возвратности, кредит имеет целевой характер и материальное обеспечение.

Если государство - гарант, то оно отвечает за погашение кредита.

Если государство - кредитор, то оно на безвозмездных либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет существенное значение для общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны.

К основным целям государственного и муниципального кредита относятся:

  • решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
  • проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирование региональных экономик;
  • поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
  • поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.[7]

Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства государства могут иметь следующие формы:

  • кредиты, полученные Правительством РФ;
  • государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • другие долговые обязательства.

2.2. Государственные ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) — важнейший инструмент рынка ценных бумаг, представляющий собой долговые обязательства, эмитентами которых являются:


  • центральные правительства;
  • органы местной власти;
  • организации, выпуск ценных бумаг у которых гарантирован правительством.[8]
  1. Финансирование текущего бюджетного дефицита. В отличие от заимствования средств в Центральном банке или эмиссии денег выпуск государственных ценных бумаг является наиболее целесообразным методом финансирования дефицитов бюджетов разных уровней. Использование кредитных ресурсов Центрального банка значительно снижает возможности денежно-кредитного регулирования экономики, а эмиссия денег для покрытия дефицита бюджета неизбежно приведет к росту инфляции.
  2. Погашение ранее размещенных займов. Необходимость выпуска ГЦБ появляется также в связи с потребностью погашения ранее выпущенных займов. Так как ГЦБ являются долговыми обязательствами, то их эмитенты обязаны при погашении выплатить их номинальную стоимость, а также проценты.
  3. Обеспечение кассового исполнения госбюджета. Бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени по сравнению с поступлениями платежей в бюджет. При этом финансируется кассовый дефицит.
  4. Финансирование целевых государственных программ.

С помощью средств, привлеченных при размещении ГЦБ, государство может реализовывать программы жилищного строительства, социального обеспечения, обеспечить поддержку значимых для общества учреждений и организаций.

5. Регулирование экономической активности. Выпуск ГЦБ может использоваться для регулирования денежной массы в обращении, воздействия на цены, на направления инвестирования, сдерживания инфляции, обеспечения экономического роста и т.д.

Выделяют следующие виды ценных государственных бумаг, исходя из эмитента:

– Федеральные облигации государства – эмитентом выступает исполнительная власть, в функции которой входит формирование и исполнение бюджета Федерации. В настоящее время эмитентом государственных ценных бумаг является Минфин РФ.

– Облигации регионов России – выпускаются региональными властями.

– Облигации муниципальных образований – эмитируются от имени исполнительного органа муниципального образования.

Также существуют нерыночные виды государственных ценных бумаг в России, которые эмитируются с целью привлечения средств граждан: сберегательные боны, сертификаты и т. п. По всем выпущенным бумагам государство отвечает всеми активами, находящимися у него в собственности. Государственные и муниципальные ценные бумаги еще именуют формой государственного долга.[9]