Файл: Теоретические основы интернет – маркетинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2013 году на мировом рынке продолжился рост объемов перевозок.

Доходы отрасли авиаперевозок в 2013 году, по данным IATA, составили 708 млрд долларов США, что на 4,3 % больше, чем в 2012 году. Традиционно основная часть доходов (80 %) приходится на сегмент пассажирских перевозок. На долю грузовых перевозок пришлось лишь 8,4 %, в то время как в 2007 году этот показатель составлял 11,5 %, что связано в основном со снижением темпов роста мировой экономики.

Расходы авиакомпаний в 2013 году выросли на 3 % по сравнению с предыдущим годом и составили 686 млрд долларов США. По-прежнему значительное место в структуре расходов авиакомпаний занимают расходы на топливо, в 2013 году их доля составила 31 %. Однако ведущие мировые авиаперевозчики, реорганизовав свои бизнес-процессы, научились работать в условиях высоких цен на топливо. Загрузка самолетов составила рекордные 79,6 %. По сравнению с 2003 годом, когда доля расходов на топливо составляла 14 %, загрузка увеличилась практически на 9 процентных пунктов.

По прогнозам IATA чистая прибыль мировой отрасли авиаперевозок по итогам 2013 года составит 12,9 млрд долларов США, что станет одним из самых лучших значений показателя отрасли за прошедшие десять лет.

В региональном разрезе развитие отрасли происходит неоднородно: для каждого региона был характерен свой сценарий развития. Европейский рынок вступил в новую фазу значительных изменений на фоне замедления темпов роста. Темпы роста европейского рынка авиаперевозок, одного из крупнейших в мировой отрасли, в 2013 году, по данным IATA, составили 3,8 %, что также ниже среднемирового уровня. На долю региона пришлось 13 % общемировой чистой прибыли. Негативное влияние на развитие сектора в регионе оказала неблагоприятная экономическая ситуация в странах Европейского союза. Кроме того, важной тенденцией 2013 года стало усиление глобальных внешних игроков в регионе, в том числе за счет приобретения европейских активов иностранными компаниями («Korean Air», «Etihad Airways»).

Российский рынок авиаперевозок в отчетном периоде продемонстрировал темпы роста, превышающие показатели по среднемировому темпу роста, и, в частности, европейскому. По данным Федерального агентства воздушного транспорта РФ, объем перевозок, осуществленных российскими авиакомпаниями в 2013 году, увеличился на 14,2 % по сравнению с 2012 годом. С учетом иностранных авиаперевозчиков объем российского рынка вырос на 13,1 %, в то время как, по данным IATA, мировой пассажиропоток вырос на 5 %. Общий объем российского рынка, включая перевозки российских и иностранных авиакомпаний, составил порядка 103,6 млн пассажиров.


Состояние российского рынка в настоящий момент характеризуют три крупные тенденции:

− Консолидация регулярных перевозок, где ведущую роль играют группы «Аэрофлот», S7, «Ютэйр» и авиакомпания «Трансаэро»;

− Быстрый рост авиакомпаний, специализированных на туристических маршрутах, часто связанных с определенным туристическим оператором;

− Долгожданное начало возрождения региональных перевозок.

В 2009 — 2013 годах Группа «Аэрофлот» демонстрировала высокие консолидированные производственные показатели как за счет неорганического, так и за счет органического роста (таблица 3.1)

Таблица 3.1

Производственные показатели группы «Аэрофлот»

Показатель

Ед. изм.

Группа «Аэрофлот»

2009

2010

2011

2012

2013

2012/2013

Пассажиропоток

млн чел.

11,1

14,1

16,4

27,5

31,4

+14,3 %

Предельный пассажирооборот

млрд ккм

42,6

50,8

60,0

95,6

109,1

+14,1 %

Выполненный пассажирооборот

млрд пкм

29,9

39,2

46,1

74,6

85,3

+14,3 %

Занятость пассажирских кресел

%

70,2

77,1

76,8

78,1

78,2

+0,1 п. п.

В 2013 году рейсами ОАО «Аэрофлот» было перевезено 20,9 млн пассажиров, что на 18,4 % больше, чем годом ранее. Пассажирооборот Компании увеличился на 19,2 %, до 60,2 млрд. пассажиро-километров, тоннокилометраж вырос на 11,8 %, до 6,3 млрд. тонно-километров (Приложение 3).

В общей сложности в 2013 году Аэрофлот выполнил 167 071 регулярный и чартерный рейс. В отчетном периоде количество пассажиров на регулярных рейсах выросло на 19,3 %, достигнув 20,6 млн человек. Интеграция дочерних авиакомпаний, специализирующихся на чартерных перевозках, в мультибрендовую структуру Группы «Аэрофлот», привела к перераспределению чартерных перевозок внутри Группы, что позволило ОАО «Аэрофлот» в большей степени сконцентрировать предложение провозных емкостей на собственных регулярных маршрутах. В связи с этим количество пассажиров ОАО «Аэрофлот», перевезенных на нерегулярных (чартерных) рейсах, снизилось на 21,3 %, до 307 тыс. человек (рис 3.2).

В 2013 году Аэрофлот увеличил предложенные провозные емкости на 17,8 %, при этом занятость пассажирских кресел составила 78,8 %, что на 0,9 п. п. выше уровня 2012 года. Коэффициент коммерческой загрузки увеличился на 0,6 п. п., до 64,4 %, при увеличении предельного тоннокилометража на 10,9 %.


Рис.3.2. Динамика пассажирооборота ОАО «Аэрофлот» (млрд. пкм.) и динамика занятости кресел (%)

Доля перевозок ОАО «Аэрофлот» на международных авиалиниях в 2013 году составила 58,8 % от общего количества перевезенных пассажиров и 67,4 % от общего пассажирооборота (рис. 3.3). В отчетном периоде на международных направлениях перевезено 12,3 млн человек. Основной объем перевозок был выполнен на регулярных рейсах. При увеличении предложенных провозных емкостей на 14,9 % по сравнению с уровнем 2012 года повысилась эффективность их использования: процент занятости пассажирских кресел увеличился на 0,8 п. п. и составил 77,5 %.

Объемы перевозок на внутренних маршрутах продолжили устойчивый рост, количество перевезенных пассажиров увеличилось на 23,9 %, до 8,6 млн пассажиров.

Рис. 3.3. Структура российского рынка авиаперевозок по суммарному

пассажиропотоку, %

В 2013 году был осуществлен запуск дальневосточной авиакомпании «Аврора». Этот проект пока не имеет аналогов в России, и его запуск стал одним из ключевых событий на российском рынке в 2013 году. Авиакомпания «Аврора» позиционирует себя в качестве единой авиакомпании для регионов Дальнего Востока России, развивающей в том числе местные перевозки. Ее интеграция в структуру Группы «Аэрофлот» позволяет ей использовать в своем развитии соответствующие ресурсы Группы (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Структура российского рынка авиаперевозок по суммарному пассажирообороту на мвл, %.

Доля российских авиакомпаний на мировом рынке грузовых перевозок в 2013 году составила около 2 %. Российскими авиакомпаниями было перевезено около 1 млн тонн грузов, что на 1,3 % превышает результат 2012 года. Грузооборот российских авиакомпаний в 2013 году снизился на 1,3 % по сравнению с предыдущим годом и составил 5 млрд. тонно-километров.

Объем грузовых перевозок российских компаний на международных направлениях незначительно вырос в 2013 году и составил 684 тыс. тонн, что составляет 68 % от всех грузовых перевозок российских авиакомпаний. Объем грузовых перевозок на внутренних линиях практически не претерпел изменений и составил 317 тыс. тонн. (рис.3.5)

По итогам 2013 года лидерство среди российских грузовых компаний сохраняет «AirBridgeCargo» (входит в группу компаний «Волга-Днепр»). ОАО «Аэрофлот» заняло второе место. Доля пяти ведущих российских авиакомпаний от всего объема перевезенных грузов составляет 76,2 %.


Выручка от пассажирских перевозок в 2013 году составила 247 767,9 млн руб., что на 18,0 % превышает результат 2012 года. Значительное увеличение выручки от пассажирских перевозок связано, главным образом, с ростом объема пассажиропотока.

Рис.3.5. Структура российского рынка грузовых авиаперевозок, %.

Выручка от грузовых перевозок составила 9 777,8 млн руб., что на 13,5 % ниже результата 2012 года, что обусловлено принятым в 2013 году решением об отказе от эксплуатации парка грузовых воздушных судов и обеспечением грузовых перевозок исключительно в багажных отделениях пассажирских самолетов.

Таблица 3.2.

Выручка группы Аэрофлот, млн. руб.

Показатель

2013

2012

Изм., %

Регулярные пассажирские перевозки

230 593,6

194 239,0

18,7

Грузовые перевозки

9 777,8

11 309,9

-13,5

Чартерные пассажирские перевозки

17 174,3

15 778,5

8,8

Доходы по соглашениям с авиакомпаниями

16 885,5

15 625,4

8,1

Прочие доходы

16 524,6

16 086,2

2,7

Итого

290 955,8

253 039,0

15,0

В структуре расходов Группы наибольший удельный вес приходится на расходы на авиационное топливо (29,2 %), услуги по обслуживанию воздушных судов (17,0 %) и расходы на оплату труда (16,7 %).

Рис.3.6 Распределение выручки группы Аэрофлот по источникам, %

Наибольшие темпы роста в 2013 году приходились на: расходы по обслуживанию пассажиров (+23,6 %), бортовое питание (+69,4 %), услуги связи (+25,8 %), амортизацию (+27,4 %), расходы на оплату труда (+17,4 %) и коммерческие и маркетинговые расходы (+16,5 %). Увеличение данных статей расходов связано с обеспечением роста объемов работ, поддержанием высокого качества предоставляемых услуг и увеличением численности персонала в связи с расширением парка воздушных судов.

Финансовые доходы Группы по итогам 2013 года составили 2 685,7 млн руб., снизившись на 48,1 % в сравнении с итогами 2012 года. Разница в результате по сравнению с 2012 годом обусловлена полученной прибылью от курсовых разниц и прочими финансовыми доходами вследствие пересмотра условий договоров финансового лизинга воздушных судов дочерней компании — ОАО Авиакомпания «Россия» в 2012 году, что представляло собой единоразовые эффекты. Финансовые расходы составили 8 813,9 млн руб. Увеличение финансовых расходов более чем в 1,5 раза обусловлено полученным убытком от курсовых разниц, возникшим в 2013 году в связи с увеличившейся волатильностью курсов валют (приложение 3).


Чистая прибыль Группы по итогам 2013 года увеличилась на 41,9 % и составила 7 334,7 млн руб. Существенное увеличение чистой прибыли Группы по сравнению с 2012 годом способствовало увеличению на 15,2 % базовой прибыли на акцию, которая по итогам 2013 года составила 7,6 руб., в то время как в 2012 году показатель составлял 6,6 руб.

Объем денежных средств от операционной деятельности за 2013 год увеличился на 72,2 % и составил 28 944,8 млн руб. Суммарная величина денежных потоков за 2013 год, за исключением амортизации и денежных потоков от инвестиционной и финансовой деятельности, увеличилась более чем в 2 раза − с 8 387,3 млн до 18 312,7 млн руб. При этом прибыль до налогообложения за 2013 год увеличилась на 23,2 %, до 13 703,8 млн руб. Размер денежных потоков от изменений в оборотном капитале увеличился на 1 190,1 млн руб. и составил 311,8 млн руб. Нереализованная прибыль от курсовых разниц за 2012 год в размере 2 773,1 млн руб. сменилась убытком в размере 3 348,0 млн руб. за счет равномерного ослабления курса рубля по отношению к ряду мировых валют в течение 2013 года (в том числе равномерного снижения курса рубля к доллару с 30,3727 по состоянию на 1 января 2013 года до 32,7292 по состоянию на 31 декабря 2013 года).

Величина внеоборотных активов Группы «Аэрофлот» увеличилась в 2013 году на 7,5 % и составила 127 719,2 млн руб. Изменение было связано преимущественно с увеличением статьи «Основные средства» на сумму 14 792,00 млн руб. за счет поступления четырех воздушных судов Boeing 777 на условиях финансового лизинга. Уменьшение статьи «Прочие внеоборотные активы» в основном связано с переводом части активов по производным финансовым инструментам в состав оборотных активов, а также с переводом части предоплат по воздушным судам, поступление которых ожидается в 2014 году, в краткосрочные предоплаты.

Общая сумма собственного капитала, включая держателей неконтролирующих долей участия, в 2013 году увеличилась на 10,3 % (+5 084,6 млн руб.), до 54 480,0 млн руб. Наиболее существенное изменение в капитале произошло в связи с ростом нераспределенной прибыли, которая изменилась преимущественно за счет полученной прибыли за 2013 год в размере 8 015,4 млн руб. (прибыль за период, причитающаяся акционерам компании).

Рис. 3.7 Структура активов группы Аэрофлот, %

Краткосрочные обязательства в 2013 году снизились на 0,4 % (на 246 млн руб.). Кредиторская задолженность увеличилась на сумму 4 890,1 млн руб., в основном за счет роста объема закупок, задолженности перед персоналом на сумму 1 606,5 млн руб. и обязательств по финансовой аренде на сумму 1 206,1 млн руб.