Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
Введение
Современная жизнь людей зависима от количества и качества окружающей их информации. Повсюду можно наблюдать коммуникации людей посредством образов, визуальных знаков. Они помогают обществу легко ориентироваться в среде, понимать друг друга без слов на интуитивном уровне.
При создании системы образов визуальной коммуникации определяется единая стилистика графических констант, которая в дальнейшем образует систему идентификации бренда или фирменный стиль. Таким образом, обеспечивается единство всех изделий фирмы и рекламных мероприятий, улучшается запоминаемость и узнаваемость у покупателей, партнеров, независимых наблюдателей не только товаров организации, но и всей ее деятельности. Именно этот факт я бы хотела подробно рассмотреть в данной курсовой работе на примере собственного проекта.
За основу для разработки я рассматриваю международный российский фестиваль ретро автомобилей «Фортуна». На сегодняшний день тема фестивалей достаточно популярна. Разносторонние фесты давно уже заполнили свой сегмент в общественном разуме и являются практически неотъемлемой составляющей в жизни нынешней молодежи и деятелей искусства.
Актуальность исследования заключается в том, что визуальные коммуникации стали неотъемлемой частью нашей жизни, но не всегда они изображаются грамотно и правильно. Возникает необходимость изложения основных средств выразительности и законов композиции графического дизайна, чёткой аналитической работы, раскрытия основных принципов и законов визуальных коммуникаций.
Цель работы – разработать графический комплекс для фестиваля ретро техники «Фортуна», используя систему визуальных коммуникаций.
Объект исследования - визуальные коммуникации
Предмет исследования - набор необходимых идентификационных и коммуникативных элементов для фестиваля ретро техники «Фортуна»
Задачи:
- Провести исследование в области визуальных коммуникаций
- Провести исследование и проанализировать графику в области фестивалей
- Исследовать все составляющие фестиваля «Фортуна»
- Предоставить концепцию коммуникативного и привлекающего внимание дизайна, в которой будет отражен дух фестиваля
- Продемонстрировать графический комплекс на носителях/каналах коммуникации.
1. Визуальные коммуникации
Вокруг человека на сегодняшний день огромное количество различной информации. Задача дизайнера правильно и грамотно её преподнести обществу. Дизайнеры являются визуальными коммуникаторами, а графический дизайн превратился в коммуникационный. Коммуникативный - значит, связывающий одно с другим, передающий сообщение от человека к человеку. Эта передача осуществляется при помощи визуальных графических средств и каналов коммуникации. Канал коммуникации, тот по которому наше сообщение попадает к адресату. Это может быть сайт, афиша, билборд, баннер и т.д. Существует факт, что человек, находясь в интернете, редко тратит на один блок информации более двух минут, на билборд всего 2-5 секунд, рекламу в метро несколько минут, в журнале от 1 минуты до 5 минут и т.д. Поэтому при создании того или иного сообщения нужно учитывать это и не пытаться поместить больше информации, чем может воспринять человек посредством того или иного канала коммуникации. Важно, чтобы данное сообщение было визуально организовано таким образом, чтобы за это время главные её части были усвоены. В противном случае для человека есть риск информационной перегрузки. В связи с этим все актуальней становится вопрос визуальной адаптации общественной информации. Также не стоит забывать о барьерах и шумах.
При обмене любыми сообщениями происходит процесс кодирования и раскодирования, обычно при разговоре мы кодируем наше сообщение с помощью языка, а наш собеседник раскодирует его, если ему знаком язык («код»), если нет – процесс коммуникации не состоится. Поэтому так важно «излагаться» на общепринятом и понятном каждому визуальном языке. Стоит всегда изучать и ориентироваться на целевую аудиторию, её возраст, пол, нацию.
Итак, можно утвердить, что визуальные коммуникации – это передача информации посредством визуального языка (изображений, фотографий, знаков, образов, типографики, инфографики и т.д.) с одной стороны и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия) – с другой.
1.1 Психология зрительного восприятия
Чтобы создать правильную визуальную иерархию, нужно понять, каким образом люди воспринимают зрительную информацию, что достаточно хорошо объясняют принципы гештальта. Они утверждают, что люди склонны организовывать визуальные элементы страницы в группы, основываясь на следующих параметрах:
- Близость. Если символы или элементы текста находятся рядом, люди имеют тенденцию воспринимать их как единое целое.
- Схожесть. Если символы схожи по размеру, цвету, форме или очертаниям, они также воспринимаются целостно.
- Целостность. Восприятие человека стремится воспринимать информацию целостно и упрощенно.
- Замкнутость. Человек склонен визуализировать фигуру так, чтобы она приняла законченную форму.
- Фон и фигура. Если правильно соотнести фон и фигуры, это положительно повлияет на точность восприятия.
Также одним из самых весомых элементов в дизайне является цвет, который на подсознательном уровне задает настроение и отношение к продукту или услуге. Каждый цвет способен вызывать у человека определенные эмоции, ассоциации и чувства. Эта связь формировалась на протяжении тысячелетий и плотно укоренилась в сознании разных народов.
Человеческое восприятие цвета может зависеть от множества факторов: от окружающей его среды, народа, обычаев, устоев общества; от индивидуальных особенностей организма, либо от физиологии цвета в целом. Если говорить про традиционные ассоциации, то они сформировались вследствие взаимодействия человека с окружающей средой и его поведением в ней. Так, например, когда жизнь первобытных людей была прочно связана с днем и ночью, яркий солнечный свет и сопровождающие его цвета (желтый, оранжевый, голубой) подразумевали активность, поиск пищи, обустройство жилья и множество других забот. А ночь и её оттенки ассоциировались с временем отдыха, сна и спокойствия. Красный же цвет, в свою очередь, напоминал об огне, крови, битве, которые требовали большого количества затрат жизненных сил.
Но не только обычаями вызваны данные ассоциации. В этом процессе принимает участие и играет весомую роль физиологическая составляющая. Цвет, в первую очередь, это излучение с различными длинами волн и разной степенью отражения и поглощения. Как только глаз воспринимает цвет, мозг начинает активную работу, которая влияет и на нервную систему. Теплые и горячие цвета имеют самую большую длину волны. Это требует затрат немалого количества энергии, что увеличивает сердцебиение и частоту дыхания. Холодные, наоборот, менее импульсивные цвета и имеют небольшую длину волны, что расслабляет и успокаивает организм. Именно поэтому очень важно на первоначальном этапе разработки определить точные цели дизайна и правильно подобрать фирменные цвета, вне зависимости от масштаба реализуемой работы – будь то одиночный логотип или объемный фирменный стиль.
Первоначально хотелось бы обсудить один из самых сильных цветов. Красный цвет может нести в себе довольно много различных подтекстов – динамичность, скорость, активность, игра, опасность, страсть. Данный цвет одновременно может как улучшать настроение, так и раздражать нервную систему. Именно поэтому следует внимательно относиться к его использованию в виде основного фирменного цвета, не забывая разбавлять его более спокойными тонами.
Горячий пляж, яркое солнце, сочный цитрус – самые первые ассоциации, возникающие при упоминании следующего цвета. Оранжевый цвет, пожалуй один из самых жизнерадостных, динамичных цветов. Он в меру импульсивен, является хорошим антидепрессантом, также хорошо заметен в любое время суток. На подсознательном уровне оранжевый цвет символизирует энергию, свет, ритм, энтузиазм.
Самым счастливым цветом спектра является желтый цвет. При упоминании о нем у человека возникают образы солнца, золота и ощущения радости, оптимизма. Влияние данного цвета на организм двоякое: при умеренном количестве, либо приглушенных оттенках он помогает сконцентрироваться, настраивает на работу; при обилии может приводить к утомлению и раздражению.
Натуральный, экологичный, свежий – все эти слова можно отнести к зеленому цвету. Он благоприятно воздействует на организм человека и символизирует растительность, естественность, рост, молодость, безопасность. Не удивительно, ведь как сказано выше, отношение к цвету у людей сформировалось много тысяч лет назад вследствие взаимодействия с окружающей средой. Человек находил укрытие от дождя и хищников в листве, также делал лекарства из определенных трав, что вызывает положительные ассоциации.
Одним из самых миротворных цветов считается синий. Синий цвет – это холод и прохлада, мудрость и властность, вечность и честность, креативность и ум. Большое количество компаний используют данный колорит, так как он является глубоким, внушает чувство доверия, олицетворяет стабильность.
Фиолетовый цвет является балансирующим между кричащим красным и спокойным синим, олицетворяя аристократию и благородство. Учеными доказано, что добывание фиолетового и пурпурного пигментов было начато в Древнем Риме из особого вида моллюсков. В тот период времени эта краска была самой дорогой и использовалась только в торжественных мероприятиях. Фиолетовый цвет на протяжении долгого времени был в почете и присутствовал в нарядах королей и духовенства, что закрепило на цвете ассоциативность с властью, роскошью, лидерством, недоступностью.
Серый цвет соотносят с нейтральностью, классикой, беспристрастностью. Его часто употребляют в качестве дополнительного с яркими цветами, чтобы сделать их не слишком кричащими и достигнуть баланса композиции.
Черный цвет является ахроматичным, то есть бесцветным. Он может как поглотить, так и усилить остальные цвета. Стоит уделять внимание пропорциям в его использовании в соотношении с другими цветами. Черный является олицетворением консервативности, внушающим доверие, глубоким цветом.
1.2 Визуальный язык
Визуальный или графический язык — это инструмент в руках дизайнера, с помощью которого осуществляется коммуникация с обществом. К визуальному языку можно отнести фотографии, рисунки, знаки, типографику, инфографику. Графический язык является одним из компонентов визуального. Он сочетает в себе различные системы выражения изобразительной и знаковой информации. Изобразительные средства языка представлены тремя видами базовых элементов графики. Это: точки, линии, плоскости и поверхности. Каждый из элементов может иметь свой характер, свой смысл и свою задачу. К элементам изобразительной системы относятся также цвет и язык знаков. Знаки, в свою очередь, делятся на иконические, индексные и символические (Рис. 1). У иконических знаков форма схожа с реальной формой изображаемого объекта, дублирует оригинал. Форма индексного знака и оригинала находятся в отношениях пространственной и временной смежности. Форма является следствием значения, а значение – причиной формы. Символические знаки называют условными или конвенциональными (от слова конвенция – соглашение). Знак-символ, каким бы он ни был (словесным, схематическим, цветовым) не всегда похож на обозначаемый им предмет, поскольку форма знаков-символов не дает никакого представления о содержании; их действие основано на установленной по соглашению связи означающего и означаемого.
Рисунок 1. Классификация знаков
Текст в дизайне не менее значим, чем изображение. Важно не только то, что написано, но и как. Гарнитура должна передавать смысл и характер написанного. Блоки с информацией должны быть правильно и грамотно разбиты, на главный и второстепенный. Главная информация, безусловно, является доминирующей, соответственно требует яркого и акцентирующего на себе внимание, начертания. Типографика – это искусство выразить смысл написанного не только через слова, но и через их отображение.