Файл: «Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности»(Теоретические положения о лицензировании предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В Конституции Российской Федерации, закрепляются принципы свободы предпринимательства (часть 1 статьи 8 Конституции РФ), установлен приоритет прав и свобод гражданина над интересами государства, предоставляется гарантия на свободное использование своих способностей и имущества с целью организации коммерческой деятельности. В то же время законом устанавливаются определенные обязанности перед гражданином по ведению предпринимательской деятельности. Так, в обязательном порядке должно быть предприятие зарегистрировано в установленном порядке. Предприятие имеет свои права и обязанности, которые необходимы с целью осуществления каких-либо видов деятельности, которые не запрещаются законодательством.

Ряд видов деятельности разрешен только после получения специального разрешения (лицензии). Государством с помощью института лицензирования осуществляется предварительный контроль за деятельностью, потенциально являющейся опасной для общества. Общие положения лицензирования отдельных видов деятельности прописаны в Федеральном законе от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Актуальность исследования обуславливается произошедшими изменениями в политике нашего государства, кардинально вставшим в девяностые годы двадцатого века на новый путь экономического развития, кризисные явления в экономике, которые определяют необходимость определения порядка получения специальных разрешений на занятие отдельными видами деятельности, особо регламентированных законом. В связи с этим институт лицензирования актуальная и важная тема для исследования.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского и гражданского и административного права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

— изучить историю развития законодательства в сфере лицензирования предпринимательской деятельности;

— рассмотреть понятие и критерии лицензирования;

— рассмотреть лицензирующие органы;

- определить лицензионные требования осуществления отдельных видов деятельности;

— определить виды деятельности, подлежащей лицензированию;

— рассмотреть процедуру лицензирования;

Основным источником при рассмотрении вопросов, касающихся института лицензирования, послужил Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Также при написании работы были использованы следующие материалы: Конституция РФ, федеральное законодательство, материалы судебной практики арбитражных судов РФ, статьи из юридических журналов («Евразийский юридический журнал», «Экономика и социум» и др.), в том числе таких авторов, как Д.А. Кратюк, М. В. Ожиганова, В. С. Шмидт.


Глава 1. Теоретические положения о лицензировании предпринимательской деятельности

1.1. История развития лицензирования предпринимательской деятельности в РФ

Российское дореволюционное право не знало термина «лицензия». Вместе с тем традиция активного вмешательства государства в предпринимательские отношения бесспорно существовала.

Примеры использования государством для регулирования предпринимательской деятельности метода, сопоставимого с разрешительным, имелись начиная с первых значительных правовых актов, закрепивших в форме, близкой к закону, положения торгового права. Известна, например, статья Русской Правды о езде на чужом коне без разрешения собственника[1].

В гл. 25 Соборного уложения 1649 г. имелся указ о корчемстве или о неразрешенной торговле вином и табаком, предусматривалась уголовная ответственность за незаконное производство спиртных напитков и незаконную торговлю ими[2].

В период правления Петра I государственное вмешательство в хозяйственный оборот (прежде всего в торговлю и промышленность) усилилось, что нашло свое отражение в законодательной практике.

Право предпринимательской деятельности развивается в тот период преимущественно как публичное право торгово-промышленной деятельности. Достаточно существенной была степень ограничения государством свободы хозяйственного оборота во внешнеэкономической деятельности. Например, в рамках внешнеэкономических отношений с Китаем такие виды пушнины, как соболь и черно-бурая лисица, были объявлены товарами казенной монополии.

На протяжении XVIII в. экономическая политика государства была двойственной. С одной стороны, были приняты и реализованы многочисленные положения, благоприятно сказавшиеся на развитии частного предпринимательства. В их числе подготовленные Комиссией по коммерции в конце 20-х – начале 30-х гг. XVIII в. указы об организации внутренней и внешней торговли; временная отмена казенной монополии на соль и табак; осуществление мер, направленных на развитие частного промышленного предпринимательства (в том числе горнорудного дела в Сибири); ослабление вмешательства государства в частное промышленное строительство, что соответствовало курсу на свободу торговой и промышленной деятельности. С другой стороны, имели место и противоположные тенденции, к которым можно отнести жесткое давление казны на торгово-промышленные слои общества, сопровождавшееся сужением сфер функционирования купеческого капитала.


Первая половина XIX в., отмеченная переходом экономики от преобладания феодально-крепостнических принципов хозяйствования к капиталистическим, сопровождалась активным правотворчеством в сфере предпринимательства. В этот период был использован метод, наиболее сходный с лицензированием, − выдача Россией в период так называемой континентальной блокады 1811−1812 гг., связанной с ограничением внешнеторговой деятельности Англии на время ее конфликта с Францией, «льготных писем»[3].

Новые экономические отношения, которые стали развиваться в России в 70-80-е гг. XIX в. после отмены крепостного права, требовали соответствующего правового регулирования. Одним из методов государственного регулирования являлась система лицензирования производственной и торговой деятельности, введенная в 1865 г.

Приоритетным направлением экономической реформы, проводимой министром финансов Российской империи графом С. Ю. Витте, являлось изменение налоговой политики государства в отношении предпринимательства. В 1899 г. создается Департамент окладных сборов — аналог современного лицензирующего органа, взимающий «патентные сборы» за осуществление торговых операций. После оплаты данного сбора выдавался патент на осуществление определенной деятельности. Такая система позволяла осуществлять учет и контроль за рядом сфер экономики.

Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора[4].

Постсоветская история централизованного регулирования режима лицензирования начинается с Постановления Правительства России от 24 декабря 1994 г. N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором предусматривался перечень лицензируемых видов деятельности почти в полном объеме (за исключением тридцати видов, предусмотренных законами и указами Президента РФ), органов, уполномоченных осуществлять лицензионную деятельность, и сам порядок осуществления лицензирования.


До принятия данного акта регулирование было хаотичным. Имело место неконтролируемое установление обязанности получения лицензий на разнообразные виды деятельности различными федеральными и региональными органами власти.

В 1995 г. Государственная Дума приняла 35 законов, касающихся лицензирования. В 1996 г. были приняты 17 федеральных законов. Появлялись подобные акты и в 1997—1998 гг. Правительством Российской Федерации утверждены десятки положений, регламентирующих процедуру лицензирования отдельных видов деятельности. В субъектах Российской Федерации также было издано небольшое число актов в рамках полномочий, предоставленных им федеральными законами (они касались, например, оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией).

Наконец, 25 сентября 1998 г. был принят Федеральный закон № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с принятием которого некоторые ученые связывают начало второго этапа в регулировании предпринимательской деятельности.

Данный акт имел прогрессивное значение для становления лицензионного права. Он ограничил круг органов, которые могли осуществлять лицензирование (ст. 2). Были расширены полномочия в этой сфере федеральных органов исполнительной власти.

Законом было предусмотрено, что после 1 января 2005 г. лицензиат, имеющий разрешение органов одного из субъектов Российской Федерации, сможет осуществлять указанную в нем деятельность на любой территории России после уведомления об этом местных властей (п. 2 ст. 7, п. 4 ст. 19). Была установлена судебная процедура аннулирования лицензии, предусмотрена возможность получения на возмездной основе у лицензирующего органа информации из реестра лицензий, включая информацию о лицензиатах (п. 2 ст. 14)[5].

Тем не менее, закон имел явные недостатки. Самые существенные недостатки ранее действовавшего Закона о лицензировании заключались в том, что он так и не смог установить исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, не смог унифицировать процедуру получения лицензий на занятие различными видами деятельности, а также не перечислил органы, выдающие лицензии и имеющие право разрабатывать и принимать подзаконные акты строго в рамках закона об отдельных особенностях лицензирования некоторых видов деятельности.

Многие из приведенных пробелов в лицензионном законодательстве устранил Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».


Четвертый этап развития института лицензирования обусловлен принятием Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

В настоящее время данный закон является Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

В новом Законе количество лицензируемых видов деятельности снижено. Однако такое существенное снижение объясняется прежде всего объединением лицензируемых видов деятельности в укрупненные группы по сферам экономической деятельности[6].

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит более детальные требования к составу лицензионного дела. Подробнее урегулированы вопросы, связанные с переоформлением лицензии. Значительно четче регламентированы вопросы осуществления лицензионного контроля.

Институт лицензирования в России в настоящее время продолжает развиваться, требуя внимательного изучения со стороны ученых и практиков.

1.2. Сущность лицензирования как вида регулирования предпринимательской деятельности

Лицензирование подразумевает под собой один из видов политики государства по разрешению осуществления тех или иных видов деятельности хозяйствующих субъектов и юридических лиц. При этом такая разрешительная политика государства сопровождается осуществлением определенной законодательно совокупности мер, направленных на выдачу лицензий, их аннулирование или приостановление по основаниям, установленным законодателем, а также по контролю над соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении видов деятельности, лицензию на которые они получали.

Закон о лицензировании (ст. 2) дает следующее легитимное определение: лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования[7]. Исходя из этого определения лицензирования, можно сделать следующие выводы.