Файл: «Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности»(Теоретические положения о лицензировании предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отношении соискателя лицензии, представившею заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных ст. 13 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры. Основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

Предметом документарной проверки соискателя лицензии или
лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных
заявлениях и документах, а также сведения о соискателе лицензии или лицензиате, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

Предметом внеплановой выездной проверки являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных
требований в отношении каждою лицензируемою вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности[25].

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения ею деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждою участвующею в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в установленном порядке.


Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

— привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— назначение лицензиату административного наказания в виде административною приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий. Действие приостановленной лицензии возобновляется но решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания. Сведения о возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий[26].

Лицензия аннулируется но решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида
деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

— представления лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

— прекращения физическим лицом деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— прекращения деятельности юридическою лица в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридическою лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

— наличия решения суда об аннулировании лицензии.

Решение государственного органа о прекращении действия лицензии оформляется и доводится до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо
со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.


Таким образом, под процедурой лицензирования предпринимательской деятельности понимается комплекс мероприятий, связанных с оформлением документов на предоставление, возобновление или прекращение действия лицензии, аннулирование разрешения, а так же контроль лицензирующих органов за соблюдением юридическим лицом условий и требований лицензионного соглашения, ведение реестров лицензий.

Заключение

В настоящей работе автором были рассмотрены основные положения института лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности в законодательстве РФ. При реализации поставленной цели и задач сделаны соответствующие выводы. В заключении предлагается еще раз подчеркнуть выявленные особенности организации и функционирования института лицензирования.

В ходе написания данной работы была изучена история становления института лицензирования. Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыточное лицензирование порождает «административные барьеры», которые мешают развитию рыночной экономики. На взгляд автора, лицензирование не следует рассматривать как инструмент ограничения предпринимательской деятельности. Государство, лицензируя, не ставит барьер между предпринимателем и лицензируемым видом деятельности. Любой предприниматель, отвечающий требованиям и условиям лицензирования, имеет право заниматься соответствующим видом деятельности. При этом государство устанавливает лишь определенные требования, которые предприниматель должен соблюдать.

Также автором были рассмотрены понятие и критерии лицензирования.

Определение лицензирования дается в статье 2 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Анализ данного определения позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, лицензирование осуществляют только уполномоченные на то государством в лице Правительства РФ органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, действующие в рамках возложенных на них комментируемым Законом и иными нормативными актами в данной сфере деятельности полномочий. Во-вторых, к этой деятельности относятся только те действия, которые указаны непосредственно в данном законодателем определении, и регламентированы Законом о лицензировании.

К критериям лицензирования отдельных видов деятельности отнесены: возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства; невозможность регулирования вида деятельности иными методами, кроме как лицензирование.


Лицензирование отдельных видов деятельности реализуется через лицензирующие органы, которыми согласно статье 3 Закона о лицензировании признаются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления федеральных полномочий в области лицензирования на региональный уровень - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.

Таким образом, законодателем прямо предусмотрена возможность осуществления функций по лицензированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что может быть реализуемо в случае передачи полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности на региональный уровень. Помимо этого, на региональном уровне возможно осуществление лицензирования видов деятельности, не подпадающих под правовое регулирование базового закона о лицензировании.

В настоящей работе был проведен анализ видов деятельности, включенных в перечень лицензируемых видов деятельности. При определении видов деятельности, подлежащих лицензированию в большинстве случаев законодатель руководствовался критерием вредоносности деятельности, которая может проявиться, во-первых, как следствие несоблюдения технологического процесса осуществляемой деятельности, который предполагает наличие технических устройств, оборудования, механизмов (деятельность данных объектов чаще всего представляет собой источник повышенной опасности). Во-вторых, при осуществлении других видов деятельности вредоносность может повлечь причинение крупных убытков в результате неквалифицированных действий специалистов в данной сфере отношений (например, деятельность акционерных инвестиционных фондов, деятельность по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами и др.). К данной группе видов деятельности следует отнести и те виды деятельности, на которые хотя и не распространяется Закон о лицензировании, но они подлежат лицензированию на основании иных специальных актов (страховая деятельность, деятельность кредитных организаций, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и др.). Наконец, вредоносность может проявиться и в причинении неимущественного вреда, который особенно ярко обнаруживается при осуществлении образовательной и медицинской деятельности.

В процессе написания данной работы рассмотрена процедура лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Данная процедура включает в себя комплекс мероприятий, связанных с оформлением документов на предоставление, возобновление или прекращение действия лицензии, аннулирование разрешения, а также контроль лицензирующих органов за соблюдением юридическим лицом условий и требований лицензионного соглашения, ведение реестров лицензий.


Таким образом, анализ лицензионного законодательства позволяет прийти к выводу, что для достижения своих целей и задач институт лицензирования наделен должным набором правовых средств, направленных в первую очередь на защиту публично-правовых интересов. Элементами данного института являются: лицензионные требования осуществления отдельных видов деятельности; предварительный и последующий лицензионный контроль; приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии; система санкций за осуществление деятельности без лицензии и с нарушением лицензионных требований.

В заключении следует отметить, что на данный момент лицензирование отдельных видов деятельности является применимым и необходимым методом регулирования. При этом в качестве приоритетного направления развития лицензирования следует установить выполнение данным институтом его назначения - обеспечение защищенности субъектов гражданского оборота, в частности контрагентов лицензиатов, что требует детальной проработки в системе лицензирования существующих, а также создания новых средств и механизмов, способных данную защищенность обеспечить.

Библиография

I. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 48. — Ст. 4553.
  4. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6249.
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2716.
  6. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 26.06.2018) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6931.
  7. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 08.12.2016) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 17. — Ст. 1965.