Файл: «Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности»(Теоретические положения о лицензировании предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников,
заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

— наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой дня осуществления лицензируемого вида деятельности системы производстве иного контроля;

— соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами и др. (ст. 8 Закона о лицензировании).

Анализ положений о лицензировании отдельных видов деятельности позволяет прийти к выводу, что лицензирование является своеобразной гарантией качества подлежащей осуществлению деятельности, поскольку в процессе лицензирования исследуются вопросы: кто, с помощью каких объектов, в каких условиях и какими способами будет осуществлять подлежащую лицензированию деятельность. Субъектам, не соответствующим лицензионным требованиям, вход на рынок закрыт.

Глава 2. Практические аспекты осуществления лицензирования предпринимательской деятельности

2.1. Установление перечня видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию

Основными эффектами лицензирования являются избирательный допуск лиц к осуществлению лицензируемой деятельности, усиление ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, использование государством полученных в процессе лицензирования информации и средств, ограничение конкуренции и укрупнение структуры рынка[15].

Указание законодателем в законе строго очерченного перечня видов деятельности, осуществление которых подлежит обязательному лицензированию, имеет принципиальное значение для всего механизма лицензирования, так как если какой-либо конкретный вид деятельности не включен в рассматриваемый перечень, то, соответственно, вопрос о процедуре лицензирования такого вида деятельности отпадает сам собой[16].


Так, например, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.2011 N 16692/10 отказано в удовлетворении заявления прокурора Приморского района города Санкт-Петербурга о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис N 3 Приморского района» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2010 по делу N А56-18482/2010 и Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.08.2010 по тому же делу отменены в связи с тем, что осуществляемая ООО «Жилкомсервис N 3 Приморского района» деятельность по накоплению отходов I - V классов опасности, а также по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности не подлежит лицензированию и не включена в перечень лицензируемых видов деятельности.

Поскольку виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечисленные в рассматриваемой статье, имеют обширную сферу действия, законодатель, следуя целесообразности, установил в ч. 2 комментируемой статьи положение о том, что исчерпывающие и не подлежащие расширительному толкованию перечни выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющие конкретный лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных отдельных видов деятельности. Полномочия по утверждению таких положений о лицензировании конкретных видов деятельности возложены на Правительство РФ[17].

Так, например, в соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющимся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ 16.04.2012 № 291, лицензируемая медицинская деятельность включает в себя работы по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи.

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный рассматриваемой статьей перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, что является важнейшим способом защиты свободы экономической деятельности, предпринимательства от вмешательства со стороны органов государственной власти и государства и означает невозможность расширения данного перечня за счет внесения в него новых видов деятельности каким-либо иным путем.


Закон о лицензировании не только определяет, какие виды деятельности подлежат лицензированию, порядок получения лицензий, но и устанавливает конкретные виды деятельности, на которые действие данного Закона не распространяется.

Такой подход законодателя к изложению комментируемой нормы позволяет правоприменителям четко определить круг правоотношений, регулируемых данным Законом.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности, установленный федеральным законом, не распространяется на следующие виды деятельности[18]:

1) использования атомной энергии;

2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

4) деятельности кредитных организаций;

5) деятельность по проведению организованных торгов;

6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

10) клиринговой деятельности;

11) страховой деятельности;

12) космической деятельности;

13) репозитарной деятельности;

14) энергосбытовой деятельности.

Указанный в ч. 2 Закона перечень видов деятельности является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Особое положение перечисленных в ч. 2 видов деятельности обусловлено наличием специализированных нормативных актов, регулирующих порядок их лицензирования, особенностями этих видов деятельности, специфическим характером ответственности за нарушение условий лицензии[19].

Так, например, лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Так, согласно ст. 18 указанного Закона обязательному лицензированию подлежат все виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях, и розничной продажи спиртосодержащей продукции.


2.2. Порядок выдачи лицензий на осуществление определённых видов деятельности

На каждый вид деятельности, указанный в ч. I ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим ее юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем[20].

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом их лицензирующих органов в порядке, установленном Правительством РФ.

Для получения лицензии соискатель лицензии подает в лицензирующий орган заявление установленной формы о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или направляется в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. За представление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации[21].

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о се предоставлении или об отказе. Уведомление направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.


В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа, которые предоставляются ему за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является[22]:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении
о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя
лицензии лицензионным требованиям;

3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в и. 38 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов. если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в установленном порядке отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие[23].

В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования. изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат, его правопреемник либо иное предусмотренное федеральным законом лицо обязаны подать заявление о переоформлении документ, подтверждающею наличие лицензии.

Лицензирующий орган вправе осуществлять лицензионный контроль в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных законом[24].