Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Понятие здоровьесберегающих технологий
1.2 Значение здоровьесберегающих технологий в начальной школе
1.3 Условия здоровьесбережения младших школьников
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.3 Результаты исследования применения здоровьесберегающих технологий и их анализ
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок (Приложение).
Анализ эффективности создания здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании младших школьников
Проанализировав полученные результаты анкеты, вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ., можно сделать следующие выводы (Приложение):
Понятия о «ЗОЖ» у учащихся отождествлено с понятием «здоровье», причем 23% учащихся считают, ЗОЖ — это «когда у тебя ничего не болит», т. е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о 15% учащихся, которые считают, что ЗОЖ — «нужно быть здоровым». Но 62% учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ — «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся следующее: 55% учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 11% учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и лишь 33% считают, что у них здоровье «удовлетворительное».
К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, 55% детей занимаются спортом «с полной отдачей»
Следовательно, большинство — 83% учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 66% учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 17% - лишь иногда, также 17% учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства. Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о «ЗОЖ» мы выявили 4 уровня их решения.
Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться. Присутствует интерес к проблемам валеологии и стремление к расширению знаний.
Средний уровень: изменяющиеся в области своего ЗОЖ и самосознания о здоровье и ЗОЖ на строго научны и не вполне систематизированы, но имеются элементарные представления о компонентах ЗОЖ, учащиеся лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких-либо проблем. Интерес к вопросам валеологии, к ЗОЖ носит систематический характер.
Поверхностный уровень: знания фрагментарны. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляет.
Низкий уровень: не способен отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу. Предъявленные ответы не редко абсурдны. Учащиеся обнаруживают крайнюю неосведомленность в вопросах укрепления здоровья даже на уроке обыденного знания.
В соответствии с выделенными уровнями учащихся исследуемого класса можно распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 30% учащихся класса, среднему уровню 35% учащихся, к поверхностному уровню 25% учащихся, низкому уровню 10% учащихся.
Необходимо добавить, что в результате выше приведенного анкетирования мы выявили не только уровень представления детей о ЗОЖ, но и готовность к ведению собственного ЗОЖ, состояния здоровья учащихся.
В результате анализа ответов учащихся на поставленные вопросы можно сделать следующие выводы: уровень тревожности у учащихся исследуемого класса достаточно высок, так 69% учащихся класса сильно переживает, когда учитель ставит им плохие отметки в дневник, а 62% переживают из-за малейших неудач в учебе.
Негативные тенденции в состоянии здоровья учащихся в значительной степени обусловлены психическими напряжениями, которые они испытывают в школе. Так, выше приведенное анкетирование показало, что немного более 31% учащихся испытывают оптимистическое, жизнерадостное самочувствие, которое находится во взаимосвязи с уверенностью в себе, с эмоциональной удовлетворенностью и интегрируются у них в состояние общего комфорта. Состояние психического дискомфорта характерно для 62% обследуемых учащихся.
Каждый второй ученик испытывает неустойчивое состояние: желание идти в школу (доминирующая причина — общение с товарищами) сменяется тревожностью, повышенной утомляемостью (основные причины — ответ у доски, боязнь получить плохую отметку в работе).
Приведенные данные позволяют считать, что эмоциональная напряженность, тревожность и другие негативные настроения, которые служат причиной психических расстройств, возникают у учащихся вследствие авторитарной позиции учителей.
Учение как ведущий вид деятельности, в основном навязывается школьникам. На этой основе происходит деформация нравственных поведенческих качеств детей, что в конечном итоге приводит к снижению их социальной активности, замедлению развития и ослаблению здоровья. Почти все имеющиеся учебные предметы вследствие авторитарно-репродуктивного характера их преподавания, перегруженности учебных программ, отсутствия должной материальной базы, напротив, оказывают негативное влияние практически на все компоненты здоровья подрастающего поколения: замедляют его развитие, вызывают переутомление и психические расстройства, деформируют его мотивационную и смысловую сферы, провоцируют хронические заболевания.
Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
Вывод: Решение проблемы сохранения здоровья учащихся требует:
во-первых, самоанализа школьниками своей валеологической подготовки, стремления и умений управлять собственным здоровьем;
во-вторых, валеологического исследования системы школьного образования и определения его влияния на здоровье учащихся.
2.3 Результаты исследования применения здоровьесберегающих технологий и их анализ
Работа по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе дала положительные результаты.
1. Повысилась двигательная активность детей и значительно улучшилось ее качество. Об этом свидетельствуют результаты детей в соревнованиях и играх.
2. Увеличилось количество детей, посещающих спортивные кружки и секции: 1 класс – 16%; 2 класс – 34%; 3 класс - 45%.
3. Увеличилось количество детей, выполняющих утреннюю зарядку: 1 класс – 9%; 2 класс – 18%; 3 класс – 50%.
4. Увеличилось количество семей, принимающих участие в совместных спортивных мероприятиях. Наш класс стабильно держит 1 место в соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья».
5. Значительно сократилось количество простудных заболеваний у детей класса:
1 класс |
2 класс |
3 класс |
|
1 четверть |
34% |
30% |
25% |
2 четверть |
20% |
13% |
10% |
3 четверть |
34% |
25% |
20% |
4 четверть |
4% |
4% |
- |
6.В целом показатели физического здоровья учащихся имеют положительную димамику. (Приложение) В ходе программы по лечебной физкультуре «Корригирующая гимнастика» снизился уровень заболеваемости, повысился уровень позитивных эмоций.
Заключение по результатам исследования учащихся начальной школы №1279 педагога-психолога
Цель: оценка психоэмоционального состояния учащихся.
Гипотеза: в ходе реализации программы по лечебной физкультуре «Корригирующая гимнастика» и мероприятий по здоровьесбережению, психоэмоциональное состояние учащихся улучшается, повышается уровень позитивных эмоций, мотивация и интерес к учебной деятельности.
Были выбраны методики:
1.На основе цветового теста Люшера и «Волшебной страны чувств», исследовали изменения психоэмоционального состояния учащихся в различных ситуациях: уроки, перемены, физкультурные минутки, корригирующая гимнастика.
2.Анкета по изучению школьной мотивации .
3.Методики на изучение степени направленности на приобретение знаний по и .
Обследование проводилось в классе, на 1 уроке (утро) и на 4 уроке (вечер). Сравнивались дни занятий с корригирующей гимнастики и без неё. В исследовании приняло участие 45 респондентов – экспериментальная группа 3Б класс 25 учеников и контрольная группа -3 В-20 учеников.
Сроки исследования в учебном году совпали с окончанием третьей четверти и с эпидемией ОРВи. В параллели первых классов заболело простудными заболеваниями около 20%, учеников вторых классов-50%, третьих классов-25%, что отразилось на результатах.
Результаты представлены в таблицах и диаграммах. Позитивные эмоции: радость и интерес. Остальные отнесены к негативным эмоциям: грусть, страх, злость, обида и вина (стыд).
Сравнительный анализ результатов исследования динамики программы «Здоровье» в 3 «Б» классе
Классы (учебный год) |
Позитивные эмоции % |
Негативные эмоции % |
Выявленные результаты исследования |
|||
Утро |
Вечер |
Утро |
Вечер |
При на 7.5 %, на 15.5 %. |
||
3Б весна |
С к.г. |
101,5 |
119 |
12,5 |
2,5 |
|
Без к.г. |
97 |
109 |
14 |
12 |
||
3Б осень |
С к.г. |
96 |
109 |
10,2 |
7,7 |
При на 13 %, на 2.5 %. |
Без к.г. |
97 |
96 |
5 |
9,7 |
||
2Б весна |
С к.г. |
109 |
121,5 |
18 |
12 |
на 12,5%, на 6%. В с днем без на 1%, а на 5% |
Без к.г. |
72 |
73 |
20,6 |
16 |
||
2Б осень |
С к.г. |
80 |
64 |
14 |
15 |
на 16% и негативных. ( в гриппа) |
Без к.г. |
72 |
73 |
21 |
16 |
Выводы:
1. и на в 3Б классе.
2. снижается, не к концу дня.
3. тенденция, в 3Б классе, комфорта, в и на знаний.
4. В на общее учеников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
в наше время приобретает особую актуальность. и з детей — одна из главных задач страны.
— это физического, и благополучия, а не или физических дефектов. в годы тенденция детей, увеличение детей с нарушениями психического и механизмов, эту ситуацию.
т – это работы по и всех его участников- и детей. – это шанс взрослых не формально, а осознанно, с учащихся.
такая труда и школьников, обеспечивает на всего учебных занятий, и переутомления.
Таким образом, технологий роль в жизни школьника, легче и успешнее на уроке, трудности, достичь целей и задач обучения.
И в заключение, заметим, что для напряжения, недостаточно или тренировку, необходимо, чтобы весь урок непринуждённо, чтобы тон был и дружелюбным, а для бы приятная, к атмосфера. В бы напомнить, улучшить, его можно сберечь.
ЛИТЕРАТУРЫ
- Ш. А. педагогика. вопросы обучения языку и личности. Книга II// М.: « –Русь». 2011г.
- М.В., Л.М. р и его здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- М.В., Манке Г.Г., Г.В. и др. риска и учащихся. // Федерации. –. 2005.- № 3.
- Г.А. здоровых: проблемы теории и // Валеология: Диагностика, и обеспечения здоровья. СПб, 2003, с. 49-60.
- Е.А. Как о своем здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2003.
- М. М. школа. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
- М.М., В.Д., Д.А. физиология ( ребенка) пособие.— М.:Академия, 2003.— 416 с
- И.И. – Наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: и спорт, 2000.
- Э.Н. среды в системе образования// Валеология. - 2004. - №1. - С.21-26.
- человека. – – / Под ред. Петленко В.П. СПб, 2007, Т.5.
- В.И. – жизнь – / и новые каноны медицины. - СПб, 2015.
- Д.В., П.В. программа – подростков. – М.: Просвещение, 2010.
- В.И. Валеология: ЗОЖ: пособие. – М.: Флинта, 2009.
- Н. В. доровьесбережения: пути её на уроке»// школа. 2010 . №6
- образ жизни – залог / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 2007, 280 с.
- Ю.Ф. детей / Ю.Ф. Змановский. – М. : Медицина, 2009. – 128 с
- педагогики. Уч. / Под ред. В.А.Капранова.- М., «Новое знание», 2007.
- Ковалько всех В.И. Здоровьесберегающие руки технологии полу в начальной руки школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2014, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Л.В. спорта. - Издательство: и спорт, 2002.
- Н.Н. Валеология: Пути школьников: пособие. - М.: Пресс, 2008. 139с
- Менчинская рода Е.А. Основы весь здоровьесберегающего свое обучения того в начальной дают школе: Методические руку рекомендации урок по преодолению быть перегрузки раза учащихся учит / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая годы мастерская).
- Э. игры на физкультуры. Книга для учителя. - н/Дону: Феникс, 2011.
- Д.И. Баскетбол. и обучения. - Академия,2007.
- Г. ( с английского). - М. : « и спорт», 1973.
- Смирнов, Н.К. в школе / Н.К.Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2012.
- М., И., А. С сбережения здоровья: новые шкалы // школы. - 2004. - №4. - С.87