Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализуя здоровьесберегающие технологии в начальной школе, учитель закладывает основы здорового образа жизни. Знакомясь с видами спорта и подвижными играми, дети начинают осознавать, что это не только развивает их физически, но и вызывает эмоциональный отклик, а кроме того, командная игра способствует успешной социализации. Педагог может больше, чем врач Снижение детской утомляемости на уроках отмечено всеми учителями, применяющими здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

По ФГОС НОО сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Если учитель в своей работе учитывает все моменты, касающиеся сохранения здоровья, то отмечается, что у детей сохраняется высокий уровень мотивации обучения и наблюдается хорошая результативность в освоении программы. Традиционно считается, что здоровьем должен заниматься врач. Однако если учитель может организовать обучение таким образом, чтобы сохранить и укрепить состояние ребёнка, то врач ему не потребуется.

Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:

- Соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности.

- Осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности. Использование разнообразных методов и форм обучения.

- Рациональное чередование двигательных и статических нагрузок.

- Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.

- Разумное использование наглядности.

- Использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии.

- Создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося.

- Стимулирование положительной мотивации к обучению.

- Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.

Представим принципы организации здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе.

Как уже отмечалось, понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся. При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым: «Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только обоснованные, проверенные на практике элементы работы.


Приоритет заботы о здоровье обучающегося — каждый момент урока должен быть проанализирован с позиций влияния на психофизиологическое состояние школьников.

Непрерывность и преемственность — этот показатель говорит о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в работе регулярно, ежедневно и на каждом уроке.

Ребёнок – субъект применяемых технологий и их непосредственный участник. Учёт возрастных особенностей при подборе содержания обучения. Все материалы и их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка. Учителя, психологи и доктора должны действовать совместно, как единый механизм влияния на развитие ребёнка. Создание ситуации успеха очень важно для развития психологического здоровья ребёнка. Любой результат, полученный ребёнком, оценивается сначала с акцентом на положительное, после чего отмечаются ошибки или проблемы. Чередование активных видов деятельности предупреждает утомление. Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка – важнейшая задача учителя.

В учебной деятельности педагогами широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма), так и педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (личностно-ориентированный подход, активные методы обучения). У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому особенно важной во время урока является смена учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток и релаксаций. Работа по здоровьесбережению в начальной школе имеет определенную схему:

-использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности;

-профилактика утомляемости школьников, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата;

-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников (встреча с медицинским работником школы, классные часы);

-работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


2.1. Система работы учителя по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах СОШ №1279

Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В работе с детьми нашего класса мы используем здоровьесберегающие технологий всех трех групп, характеристика которых представлена выше: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; психолого-педагогические технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

Обеспечение гигиенически-оптимальных условий образовательного процесса мы начали с подбора школьной мебели, ее маркировки в соответствии с особенностями роста детей. Эту работу мы проводим в начале каждого учебного года.

Далее, на что мы обратили внимание - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании мы учитываем сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков мы использовали ранговую шкалу трудности предметов.

Учебные предметы мы распределяем по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяем по одному на каждый день недели. Четверг обязательно планировали как облегчённый день. При этом пользовались «Гигиенически рациональными характеристиками школьного расписания»

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.


При подготовке любого урока оценивали качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. Для этого использовали памятку «Анализ урока с позиции здоровьесбережения», которая была апробирована сначала учителями начальных классов нашей школы. Анализ полученной информации давал нам возможность увидеть проблемные области в применении здоровьесберегающих технологий на уроках и конкретные направления повышения квалификации по проблеме охраны здоровья школьников.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения мы проводили физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Физкультминутки мы проводили, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей.

В состав упражнений для физкультминуток кроме общеразвивающих включали: упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для укрепления зрения; упражнения для укрепления мышц кистей рук; упражнения для укрепления «мышечного корсета»; релаксационные упражнения для мимики лица; упражнения, направленные на выработку рационального дыхания; упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

Особое внимание в работе мы уделяли профилактике нарушений зрительных функций у младших школьников. Выход из сложившейся ситуации мы нашли, используя технологию – расширение зрительно-пространственной активности ребенка в режиме школьного урока.

Первый способ расширения зрительно-пространственной активности ребенка заключается в максимальном удалении от его глаз учебного материал. При этом каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции.

Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. С этой целью мы поместили лист ватмана на потолке с изображением цветных фигуры (овалы, прямые линии, «восьмёрка») с толщиной линии 1 см, где с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд ребенка в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет:


№ 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый.

В середине урока дети встают и по команде учителя начинают пробегать глазами по заданному направлению. Сначала – точно по линиям на ватмане, а потом такие же фигуры мысленно рисуют, повернувшись к передней, задней и боковым стенам класса.

Еще в древности люди заметили, что каждый цвет может по-разному воздействовать на человека – вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения. В связи с этим все дидактические таблицы, схемы, карточки мы изготавливали из бумаги основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый или семи цветов спектра радуги. Как показала практика, от цвета бумаги карточки зависит частота правильных ответов детей. На карточках зеленого цвета число верных ответов было на 20% больше, чем на карточках белого цвета, а на карточках красного цвета, наоборот количество верных ответов уменьшилось на 19%.

Для массажа биологически активных точек на стопах детей мы использовали тренажер для стоп – массажный коврик. Его мы использовали не только на уроках, но и в течение дня – стоя на нем, дети выполняют физминутку или упражнения для глаз.

В работе с младшими школьниками особое внимание необходимо уделять развитию мелкой и крупной моторике рук. С этой целью на уроках письма и русского языка, технологии и изобразительного искусства мы использовали разнообразные тренажеры для пальцев, пальчиковую гимнастику. Это позволяет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, влияет на центр речи в головном мозге ребенка, активизирует нервные окончания на кончиках пальцев, улучшает циркуляцию крови.

Для профилактики простудных заболеваний и укрепления мышц артикуляционного аппарата мы проводили разнообразную дыхательную гимнастику. Для снятия стрессов и снижения эмоциональной напряженности каждый урок мы начинали с успокаивающего дыхания. На контрольном уроке или самостоятельной работе мы применяли мобилизующее дыхание.

Очень полюбили дети музыкальные паузы на уроках. Именно через музыку и песни в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно-перспективные (Приложение).

Ребенок должен быть здоров не только физически, но и психически. В педагогическом процессе начальной школы мы должны обеспечить ему ситуацию эмоционального благополучия. Работая с младшими школьниками, мы исключили из своего лексикона слова и выражения, которые унижают их достоинство, называли детей только по имени, используя и уменьшительно ласкательные формы – Катюша, Надюша и др., создавали ситуации успеха.