Файл: Развитие качественных и количественных методов в психологии и педагогике.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Стратегии и методы качественных исследований
2. Специфика качественных данных
Специфика качественного подхода к исследованию
История качественных исследований
Период ранних классических исследований (1900–1950 гг.)
Период оформления исходных традиций (1950–1970 гг.)
Период пересмотра оснований и парадигмы исследований (1970–1990 гг.)
Период систематизации методов, процедур и стандартов (1990 г. – настоящее время)
Введение
Данная курсовая работа посвящена анализу истории качественных исследований в психологии. Раскрывается специфика качественных данных и особенности «качественного подхода» как оригинальной исследовательской методологии социальных наук последних десятилетий. Выделяются различные уровни качественной методологии и периоды ее становления: период ранних качественных исследований, период оформления исходных традиций, период пересмотра парадигмы исследований, период систематизации методов и стандартов. Рассматриваются два различных вектора разработки качественных исследований: линия изучения переживаний и субъективности и линия изучения языка, коммуникации и социальных практик.
Вместе с возрастанием интереса к математическим и статистическим методам, начиная с 1970-х гг. в социальных науках стала отчетливо проявляться встречная тенденция: возрастание интереса к подходам, которые уводят нас назад от чисел к задаванию людям вопросов и наблюдению. Представители различных социальных наук в поиске новых форм и способов исследования обратились к практикам описательного рефлексивного исследования (феноменологии), интерпретативным практикам (герменевтика), различным формам анализа символов (символический интеракционизм, этнометодология, семиотика), анализа текста (контент-анализ, дискурс-анализ, анализ разговоров). Все привело к оформлению своеобразного реформистского подхода, который на Западе получил название качественных исследований (qualitative research). Данная работа представляет собой анализ истории этого подхода.
Стратегии и методы качественных исследований
Современная область качественных исследований представляет собой крайне разветвленное дерево направлений, стратегий и методов. Не существует единой, общепринятой их классификации. Различные авторы выделяют различное их число, различные виды, по-разному их подразделяют и представляют. Совокупный список качественных методов насчитывает десятки наименований. К категории «качественных» относят:
- исследование индивидуального случая (кейс-стади),
- биографическое исследование,
- историю жизни,
- феноменологический, герменевтический метод,
- этнометодологию,
- этнографию,
- феноменографию,
- «обоснованную теорию»,
- метод фокус-групп,
- метод Дельфи (метод экспертных оценок),
- структурный анализ событий,
- качественный контент-анализ,
- дискурс-анализ,
- анализ разговоров,
- нарративный анализ,
- феминистское, диалогическое, культуральное исследование, эвристическое исследование,
- исследование действием,
- клиническое исследование и др.
Из приведенного списка лишь небольшое число методов применяется в психологии, и для них также нет какого-то единого перечня или классификации. Так, в одном из наиболее авторитетных руководств П. Банистер и соавторы к группе качественных методов в психологии относят наблюдение, этнографию, интервью, изучение личностных конструктов, дискурс-анализ, исследование действием, феминистское исследование. В другом известном руководстве под редакцией Дж. Смита, выделяются феноменологический анализ, «обоснованная теория», нарративная психология, анализ разговоров, дискурс-анализ, фокус-группы и кооперативное исследование. Недостатком этих классификаций является их очевидная эклектичность, т.к. в один ряд ставятся явления совершенно разного порядка: собственно методы в привычном понимании психолога (наблюдение, интервью и пр.), их разновидности (фокус-группы как форма группового интервью) и различные теории и направления, связанные с использованием тех или иных методов (феноменология, этнография и пр.). Для того чтобы внести большую ясность и определенность в это поле, надо различать собственно методы, общие стратегии, исходные теории и конкретные процедуры качественных исследований. Задавая иерархически упорядоченную схему анализа, можно говорить о своеобразных уровнях качественной методологии:
1) теории качественного исследования – теории, направления, традиции, на которые опираются конкретные виды исследования (феноменология, теории дискурса, нарратология, психобиография и др.);
2) стратегии качественного исследования – дизайн, принципы и общая форма проведения исследования (феноменологическая, биографическая, нарративная, этнографическая стратегии и пр.);
3) методы качественного исследования – в строгом смысле методы качественного исследования, способы получения психологических знаний (наблюдение, интервью, анализ документации, анализ аудиовизуальных материалов);
4) процедуры качественного исследования – конкретные способы сбора и анализа данных (категоризация, кодирование, кластеризация, группировка и т.д.).
Несмотря на неоднородность и многоликость современных качественных исследований, можно указать два критерия, которые позволяют их относить к одной рубрике:
1) специфика качественных данных;
2) специфика качественного подхода к исследованию.
2. Специфика качественных данных
В самом простом и безобидном определении качественные исследования – это исследования, имеющие преимущественно дело с качественными данными и качественными способами анализа.
Качественные способы анализа – это специальные формы анализа текста, делающие акцент не на подсчете и статистическом обобщении тех или иных единиц текста, но на их содержательном подразделении, обобщении, сравнении и интерпретации. Качественные данные – это любая информация, собираемая исследователем, которая выражается не в числах, а в словах. Это некоторое содержание, которое исследователь выделяет из протоколов наблюдения, интервью, из документов и аудиовизуальных материалов и которое он формулирует, кодирует и передает словесно. В этом смысле качественные исследования – это исследования, которые преимущественно или исключительно используют слова в качестве данных и средств анализа. Я. Дей проводит различие между обоими видами данных в терминах различия между смыслами и числами. Качественные данные соотносятся со смыслами, тогда как количественные данные – с числами. Способ, которым анализируются смыслы, – концептуализация, тогда как способ, которым анализируются числа, – статистика и математика.
Важно заметить, что на основе типа данных, с которым работают исследователи, неправомерно жестко противопоставлять качественные и количественные исследования. Исследователи-качественники тоже подчас используют числа, пусть и гораздо в меньшем объеме. Допускается использование в качественных исследованиях и нестрогих форм измерений – номинальных и порядковых шкал.
В свою очередь любое количественное исследование предполагает «качественную» часть – описание и интерпретацию поведения человека, его реплик, стиля его взаимодействия со своим окружением и исследователем, без какой-либо количественной оценки или измерения. В психологии традиционно многие количественные исследования совмещались с использованием открытых вопросов в опросниках и интервью. В отдельных же науках дилеммы «или-или» как таковой вообще не возникало. В частности, антропология с самого своего возникновения была дескриптивной наукой и потому в значительной мере избежала споров вокруг проблемы «качественное–количественное».
Специфика качественного подхода к исследованию
Несмотря на обоснованность трактовки качественных исследований как использующих преимущественно слова (а не числа) в качестве данных и средств анализа, большинство авторов сегодня рассматривают их как нечто большее, чем просто разновидность эмпирических исследований. В последние десятилетия за понятием качественного исследования устойчиво закрепилось значение определенного подхода или даже эпистемологии исследования. В таком понимании противопоставление качественных исследований количественным имеет гораздо более принципиальные основания.
Этот подход основывается на множестве специфических методологических и этических принципов. Среди них:
1) предпочтение полевой формы работы;
2) опора на контекстуальный анализ;
3) стремление к богатству и холизму описания;
4) интерес к единичным случаям;
5) индуктивный подход к данным;
6) гибкость и отсутствие жесткой стандартизации;
7) трактовка исследуемого человека как эксперта;
8) чрезвычайное внимание к языку как предмету и средству анализа;
9) ориентация на изучение смыслов и переживаний;
10) опора на рефлексивность исследователя.
Отталкиваясь от перечисленных признаков, можно дать следующее определение: качественное исследование – это комплексное исследование, основанное на полевой форме работы, предполагающее сбор богатых описаний феномена, обработку их с помощью специальных процедур анализа текста и интерпретацию с учетом широкого социокультурного контекста, опорой на точку зрения исследуемых людей и рефлексию самого исследователя. Качественный подход имеет ряд принципиальных отличий от подхода к исследованию, который получил наибольшее распространение в социальных науках и который последнее время называют «количественным». Различные авторы акцентируют разные стороны при определении отличий обоих. Наиболее остро и полно различия этих подходов формулируют К. Глесне и А. Пешкин. С их позиции, количественные исследования исходят из допущения объективной реальности социальных фактов, главенства метода, допущения, что переменные могут быть распознаны, а отношения между ними измерены, тогда как качественные исследования опираются на допущение о социальном конструировании реальности, главенстве предмета исследования, допущение, что переменные являются комплексными, сплетенными и сложными для измерения.
Количественные исследования преследуют цель обобщения, предсказания и причинного объяснения, тогда как качественные – контекстуализации, интерпретации и понимания взгляда на мир действующих лиц. С точки зрения самого подхода, в количественных исследованиях принято начинать с гипотез и теорий, использовать манипуляцию и контроль, формальные инструменты, экспериментирование, дедукцию, компонентный анализ, стремиться к единогласию и норме, обращаться к редукции данных к числовым индексам, использовать абстрактный язык написания отчетов. В качественных исследованиях принято заканчивать гипотезами и эмпирически «заземленными» теориями (grounded theory), опираться на спонтанное проявление феномена и его изображение, трактовать исследователя как основной инструмент, использовать натуралистическое исследование, индукцию, анализ паттернов, стремиться к плюрализму и комплексности, делать второстепенными числовые индексы, писать описательные отчеты. Наконец, с точки зрения роли исследователя, количественные исследования предполагают отстраненность, беспристрастность, позицию постороннего лица и объективное изображение, тогда как качественные – личную вовлеченность, участие, взгляд человека, смотрящего «изнутри» и эмпатическое понимание. Можно видеть, что количественный и качественный подход не так просто совместить друг с другом, как это могло показаться на первый взгляд. Они имеют различные эпистемологические основания и могут приводить к противоречивым выводам. И все же, как отмечают многие авторы, совмещение в рамках одного исследования качественных и количественных методов может быть оправдано тем, что даже когда они дают несопоставимые результаты, они очевидным образом обогащают наше понимание человеческого поведения. Затрагивая различные стороны одних и тех же феноменов, эти два методологических подхода создают более законченную историю.
История качественных исследований
Качественные исследования имеют несколько различную историю в социологии, антропологии, психологии, истории, социальной работе, маркетинге, журналистике, медицине и образовании. В настоящий момент в различных социогуманитарных науках качественные исследования разрабатываются довольно неравномерно. Как отмечает С. Квале, многое, что является уже вчерашним днем для антропологии и социологии, выглядит относительно новым или даже шокирующе ненаучным для некоторых областей психологии . Тем не менее можно сделать общий набросок развития этой методологии, который позволит лучше понять ее специфику. Качественные исследования имеют достаточно длительную историю. Прообразы этих исследований (неструктурированные интервью, самоотчеты, включенные наблюдения) находят уже в колониальных исследованиях этнографов XVII столетия. Само возникновение качественных исследований относят к началу XX в. Как оформившаяся же область методологии социальных наук качественная методология заявила о себе в 70-х гг. прошлого века, хотя пик ее популярности и интенсивности разработки, особенно в психологии, приходится именно на последнее десятилетие. Согласно одному из взглядов, качественные исследования возникли в гуманитарных науках в связи с необходимостью понять «другое», «чужое» – представителей иных сообществ, этносов, культур с их уникальными обычаями, нормами поведения, переживаниями, ценностями, убеждениями, текстами и т.д..
Подобного рода исследования зародились, по сути, в тот момент, когда этнографы, антропологи, социологи, начав исследовать представителей других культур, осознали, что для того, чтобы исследовать радикально иное (иные ценности, модели поведения, тексты, культурные артефакты), необходим несколько иной подход, иные методы, иные критерии оценки и стандарты. В определенный момент исследователи осознали, что западные ценности, эпистемологии и критерии оценки не могут быть более гарантией истины и основанием для получения самодостоверных, валидных наблюдений. Так, несколько столетий назад стало очевидно, что традиционная христианская этика и ценности, из которых исходили исследователи как из эталона «должного» и «правильного», являются барьером для понимания и исследования ценностей представителей незападных, нехристианских культур.