Файл: Развитие качественных и количественных методов в психологии и педагогике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Векторы разработки качественных исследований в психологии

Несмотря на многообразие подходов и различия в позициях отдельных авторов, сегодня в психологии обозримы два больших вектора, две самобытных линии разработки качественных исследований, в явной мере расходящихся между собой.

Первый вектор – это подходы, апеллирующие в своей аргументации к идеям понимающей психологии (В. Дильтей), феноменологии (Э. Гуссерль, А. Шюц), экзистенциальной психологии (К. Ясперс, Л. Бинсвангер, Дж. Ван ден Берг), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), феноменологической психологии (А. Джорджи, П. Колайци, В. Фишер). В таком представлении качественная методология традиционно противопоставляется естественно-научной методологии и позитивистски ориентированной психологии, в значительной мере сближаясь с идеей гуманитарной методологии познания человека. Именно в таком ракурсе рассматривают историю и специфику качественных исследований в психологии А. Джорджи, Р. Теш, С. Квале, Ф. Вертц, Д.А. Леонтьев и др. Другой вектор – это линия постструктурализма, постмодернизма, социального конструкционизма, теорий анализа разговоров, дискурс-анализа и дискурсивной психологии, нарративной психологии и нарративного анализа, культуральной психологии. В этом виде качественная методология противопоставляется наивной, «эссенциалистской», натуралистической эпистемологии и психологии. В таком ракурсе рассматривают качественные исследования Н. Дензин и И. Линкольн, М. и К. Герген, В. Барр, А. Видих и С. Лиман и др.

Представители обеих этих линий видят преимущества качественного исследования в несколько различных вещах и делают акценты на разном. Первые делают фокусом своего интереса переживание, субъективность, жизненный мир субъекта. Они видят в качественных исследованиях возможность обращения к богатству опыта человека и уникальных человеческих переживаний, изучению переживаний «из первых рук». Они говорят о поиске сущностных аспектов опыта человека, об инвариантных характеристиках переживаний, об изучении такого опыта, который не учитывался или не схватывался в традиционных исследованиях. Представители же второй линии делают фокусом своего интереса дискурс (нарратив) и социальные практики, благодаря которым обосновываются различные взгляды на «внутренний мир» человека, его жизнь и предназначение, историю, повседневные события и вещи. Переживание и субъективность как возможные предметы исследований признаются сторонниками этой линии архаичными и метафизичными. Согласно этой позиции, мы никогда не можем иметь дело с самим переживанием, но лишь с нарративом (рассказом) о нем и, соответственно, интерпретацией. «Живое переживание не может быть изучено непосредственно. Исследуется репрезентации переживания: истории, нарративы, перформансы, драмы. Не имеется также прямого доступа к внутренней психологии и внутреннему миру смыслов рефлексирующего субъекта».


Однако при всех различиях представители обеих линий находятся по одну сторону баррикад в полемике с приверженцами «традиционного» количественного подхода. Они едины в своем стремлении продвигать и отстаивать необходимость исследований, основанных на более полном, лишенном жесткой стандартизации, использующем многообразие данных и средств анализа, включенном, рефлексивном, диалогическом подходе к изучению человеческих феноменов.

Заключение

В истории психологии можно найти множество исследований, по своим принципам или дизайну схожих с тем, что сегодня принято называть качественными исследованиями. В данной работе упомянуты имена и подходы, оказавшие наиболее значительное влияние на становление и развитие качественных исследований. Определяющим был своеобразный методологический принцип, который важен, при знакомстве с любым сколько-нибудь новым направлением: принцип максимально полного описания, избегания поспешных аналогий с уже известным и воздержания от собственного изобретательства. В этой связи, несмотря на то, что в отечественной психологии можно встретить целый ряд работ, близких по стилю и духу к качественным исследованиям, в данной работе нет их анализа, чтобы в первозданном виде представить явление, которое сегодня на Западе получило название «качественные исследования».

Литература

1. Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистской психологии и нарративного подхода. 2004. № 1. С. 29–44.

2. Барский Ф.И., Кутузова Д.А. Представление об идентичности в рамках нарративного подхода // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 67–77.

3. Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест. Антропологически-клиническое исследование // Экзистенциальная психология. Экзистенция. / Под ред. Р. Мэя и др. М., 2001. С. 361–512.

4. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2005. № 1(2). С. 9–30.

5. Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.

6. Леонтьев Д.А. Предисловие к русскому изданию // С. Квале. Исследовательское интервью. М., 2003. С. 6–8.

7. Сарбин Т.Р. Нарратив как базовая метафора для психологии // Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистской психологии и нарративного подхода. 2004. № 1.

8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.