Файл: Развитие качественных и количественных методов в психологии и педагогике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В прошлом веке пришло осознание того, что западные нормы интеллектуального развития не позволяют схватывать качественное своеобразие мышления представителей «примитивных» культур. В последние десятилетия таким барьером к пониманию стали называть «мужские» эпистемологии и нормы, не позволяющие полноценно оценивать специфические переживания и способы мышления женщин, а также нормы сексуальности, нивелирующие переживания людей с «нетрадиционной ориентацией». Можно выделить условно четыре больших периода в развитии качественной методологии:

1) период ранних классических исследований,

2) период оформления исходных традиций,

3) период пересмотра оснований и парадигмы исследований,

4) период новой систематизации методов, процедур и стандартов.

Раскроем каждый из выделенных периодов, опираясь и дополняя анализ Н. Дензина и И. Линкольн.

Период ранних классических исследований (1900–1950 гг.)

Это период зарождения первых качественных исследований в социологии, антропологии и психологии. Этот период называют также традиционным, или позитивистским, т.к. он означает период гегемонии позитивизма и фундаментализма в социальных науках. Качественные методы возникли как методы позитивных социальных наук, как методы, ориентированные на строгость, точность, объективность получаемых данных. Они возникли как необходимое дополнение к количественным методам, как своего рода их «содержательное наполнение» и были направлены на получение развернутых описаний и интерпретаций изучаемых явлений. Этот период – период торжества «объективных» отчетов и «реалистических рассказов» о поведении и переживании испытуемых.

Среди влиятельных работ этого времени, давших сильный толчок для развития качественных исследований, следует особо отметить работы Чикагской школы в социологии 1920–1930-х гг. Эта школа сделала упор на анализ жизненных историй людей, интерпретативный подход и кейс-стадии как основной свой метод. Классической работой этого периода является масштабное исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого установок польских мигрантов на основании анализа свыше 700 личных писем, газетных материалов, архивных документов и серии глубинных интервью.

Сильное влияние на формирование новой методологии оказал Р. Парк, исследования которого основывались на прямом наблюдении и нарративных отчетах.


Другим влиятельным центром разработки качественной методологии стала Франкфуртская школа в лице Т. Адорно, Э. Фромма, Г. Маркузе и др., где активно применялись интервью, анализ биографических материалов и индивидуальных случаев для исследования авторитарности, доминирования, расизма и социальных предубеждений. В этот период появляются также исследования Ф. Боаса, М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Бейтсона, Э. Эванса-Притчарда, А. Радклифф-Брауна, Б. Малиновски, задавшие эталон полевого этнографического исследования и ставшие классическими в этнографии, культурной антропологии, этно психологии, социальной психологии и социологии.

Свое влияние на разработку качественной методологии оказал также психоанализ З. Фрейда, стимулировавший активное использование глубинных психоаналитических (терапевтических) интервью, клинических бесед, биографических материалов, кейс-стади, проективных методов и общего интерпретативного подхода к исследованию поведения, переживаний и речевой продукции человека. Среди наиболее известных психологических исследований индивидуальных случаев можно назвать исследование Л. Бинсвангера «Случай Эллен Вест».

Наконец, следует отметить важнейшую книгу Г. Олпорта, посвященную методу анализа личных документов в психологии.

Период оформления исходных традиций (1950–1970 гг.)

Это время вызревания ключевых подходов и теорий, ставших в дальнейшем базовыми для качественного исследования. В это время получили свою активную разработку феноменология, герменевтика, этнометодология, структурализм, семиотика, культуральные исследования, критическая теория, феминистские теории. Вместе с тем этот период характеризуется сильным влиянием постпозитивистской ориентации в социальных науках. Для этого времени характерно стремление к формализации качественных методов и придание им большей строгости, сравнимой со строгостью количественных методов. Н. Дензин и И. Линкольн называют этот период «золотым веком» строгого качественного анализа.

Исследователи комбинировали открытые и квазиструктурированные интервью с включенным наблюдением, стандартизованными, статистическими формами анализа данных, квазистатистикой. Предпринимались попытки применить традиционную модель внешней и внутренней валидности к конструктивистским исследованиям и качественным данным.


Вторая половина 1960-х гг. – знаменательный момент истории качественных исследований. С разницей в несколько лет в свет выходят сразу несколько монографий, ставших позднее базовыми учебниками этого направления: книга Б. Глазера и А. Страусса «Обоснованная теория» (1967), книга Г. Гарфинкеля «Исследования в этнометодологии» (1967) и книга Г. Блумера «Символический интеракционизм» (1969). Примерно в это же время А. Маслоу публикует свою работу «Психология науки» (1966), в которой он вводит различие между механистическим и гуманистическим типами науки, говоря о том, что наиболее объемлющая концепция науки – та, которая включала бы в себя идиографические, холистические, личностные, трансцендентные аспекты, аспекты человеческого переживания и понимания. Маслоу пишет, что лучший способ узнать о том, что из себя представляют люди, – позволить им тем или иным способом рассказать нам непосредственно в форме вопросов и ответов или опосредованно через общение, рисунки, сны, истории, жесты и пр., которые мы можем интерпретировать.

Можно отметить также работы К. Роджерса, который, хотя и не предложил каких-либо конкретных методов, оказал сильное влияние на развитие непозитивистских исследований в психологии и педагогике.

Отталкиваясь от роджерианского клиентцентрированного подхода и базовых феноменологических представлений, А. Ван Каам в 1958 г. проводит оригинальное феноменологическое исследование (посвященное феномену «чувства понятости»), в котором подробно изложил процедуры сбора и анализа данных. Идеи А. Ван Каама привлекли к себе внимание целого ряда психологов-исследователей (А. Джорджи, П. Колайци, В. и К .Фишер, Р. фон Экартсберг), которые позже сформулировали принципы феноменологического исследования в психологии.

Период пересмотра оснований и парадигмы исследований (1970–1990 гг.)

Это время отхода от единых стандартов, одной парадигмы и каких-то общепринятых концептуальных оснований исследования и время утверждения целого ряда альтернативных подходов и стратегий качественного исследования. Этот период характеризуется резким возрастанием числа качественных исследований. Стратегии и методы исследования, а также форматы исследовательских отчетов начинают довольно сильно разниться: от методов «обоснованной теории» до исследований индивидуальных случаев, методов биографического, этнографического, клинического исследования и исследования действием. Стало доступным множество способов сбора и анализа эмпирических материалов, стали использоваться компьютеры для анализа качественных данных, наряду с нарративными, семиотическими и контент-методами чтения интервью и культурных текстов. Появляется несколько журналов качественно-исследовательской ориентации в самых разных областях социальных наук. Примерно в это же время появляется ряд новых направлений, оказавших позже сильное влияние на эпистемологию и методологию качественного исследования:


  • постструктурализм (Р. Барт),
  • неопозитивизм (Д. Филипс),
  • неомарксизм (Л. Альтюссер),
  • микро-, макродескриптивизм (К. Гирц),
  • ритуальные теории драмы и культуры (В. Тернер),
  • деконструкционизм (Ж. Деррида).

Н. Дензин и И. Линкольн называют это время «периодом размывания жанров», наступлением «века смешанных интерпретативных жанров».

Среди наиболее известных методологических работ периода 1970–1980 гг.: В. Филстид «Качественная методология», Дж. Лофлэнд «Анализ социальных обстоятельств», Л. Шацман и А. Страусс «Полевое исследование», Р. Богдан и С. Тэйлор «Введение в качественные исследовательские методы», Дж. Спрэдли «Этно графическое интервью» и «Включенное наблюдение», М. Хаммерсли и П. Аткинсон «Этнография».

С 1971 г. А. Джорджи вместе с коллегами осуществляет серию публикаций под названием «Дюкеснские исследования по феноменологической психологии», которая содержала в себе примеры качественных феноменологических исследований. Позже он становится одним из инициаторов проведения Международной конференции исследований в области гуманитарной методологии, которая проводится ежегодно, начиная с 1982 г., и представляет собой международный форум для обсуждения различных инноваций в области методологии психологии и разного рода альтернативных подходов к изучению человека.

Конец 1980-х гг. – это время поворота качественных исследований в новом, критическом направлении. За короткий период времени появляется целый ряд работ, в которых содержится призыв сделать социальные исследования и научные тексты более рефлексивными (через включение описаний собственных переживаний и наблюдений исследователя, ухода от дистанцированного, нейтрального, пассивного способа изложения результатов и т.д.) и призыв уделять больше внимания вопросам пола, класса и расы. В этих работах были подвергнуты критике существующие модели истины, значения и репрезентации. Было критически осмыслено одно из базовых допущений многих прежних качественных исследований: представление о том, что мы можем производить однозначную репрезентацию, описание реального опыта, живого переживания другого человека. Под сомнение было поставлено само наличие прямой связи между живым опытом и исследовательским текстом. Все это стало следствием своеобразного поворота в социальных науках, который произошел в эти годы. Его называют по-разному: интерпретативным, нарративным, текстуальным, риторическим, дискурсивным, конструкционистским.


Период систематизации методов, процедур и стандартов (1990 г. – настоящее время)

Это период консолидации сторонников качественных исследований, создания более или менее общепринятых в рамках данного сообщества классификаций методов и способов работы с качественными данными. В этот период происходит отказ от фундаменталистских критериев оценки качественных исследований, переосмысливаются такие понятия, как валидность, обобщаемость, надежность данных, формулируется ряд новых оценочных критериев (моральных, критических и т.д.).

Происходит также отказ от понятия стороннего, дистанцированного наблюдателя и делается акцент на исследованиях действием, включенных исследованиях и исследованиях, ориентированных на активных участников. Сегодня получает свое распространение нарративный подход, завоевавший свои позиции и в психологии.

Кроме того, 1990-е гг. в психологии и ряде смежных социальных наук были ознаменованы появлением социального конструкционизма – направления, давшего всестороннюю критику различным формам реализма, объективизма, эссенциализма, элитаризма в науке и тесно связанным с качественными исследованиями.

Последние годы в социальных науках характеризуются максимальным расширением области использования качественных исследований. Стало привычным обращение к анализу вымышленных этнографий, этнографической поэзии и мультимедийных текстов. Настоящий и будущий период связывают с моральным дискурсом, поиском и развитием более одухотворенных текстов и потребностями свободного демократического общества. Как указывают Н. Дензин и И. Линкольн, огромное число авторов, представляющих самые различные дисциплины, сегодня активно разрабатывают требования для построения моральных и духовных качественно ориентированных социальных наук. Эти авторы отдают предпочтение исследованиям, которые:

  • рефлексируют экологические ценности;
  • уважают общинные формы существования, не являющиеся западными;
  • включают в себя анализ влияния нашей (исторической, расовой, половой) принадлежности на наши исследования;
  • отдают предпочтение исследованиям «человеческого процветания», способным воссоединить «духовность» с «научностью» и продвинуть нас к большей свободе и самодетерминации.