Файл: Психология командной работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологический климат коллектива находится в зависимости от целого ряда таких факторов как общее состояние окружающих, эмоциональное и психическое состояние каждого члена коллектива. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы может проявляться посредством характера психического настроя людей, а она в свою очередь может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д..[11]

Немаловажным индикатором особенностей взаимоотношений в коллективе служат формы обращения как средства вербальной коммуникации, принятые в нем. В случаях преобладания какой-либо одной формы обращения – приказа, просьбы, предложения, обсуждения, – происходит постепенное сокращение числа контактов в группе, обособлению отдельных членов, начинают преобладать опосредованные способы связи, коммуникативные связи сворачиваются до формально-необходимых, нарушается обратная связь между участвующими в деятельности. Следовательно, коммуникативные связи между участниками группы можно рассматривать как эмпирические показатели социально-психологического климата.[12]

Только в процессе взаимоотношений, общения и группового взаимодействия может раскрыться сущность человека, и он может осознать свою социальную ценность. Поэтому, в качестве одной из форм проявления психологического климата, самооценка человека становится групповым эффектом. Определение положения себя в социуме формирует большую или меньшую степень удовлетворенности собой и другими.

На лучшее или худшее психологическое самочувствие личности отказывают влияние настроения, зависящие от переживания взаимоотношений.

Убеждение, внушение, подражание распространяют настроения на всех членов коллектива, вторично отражаются в сознании и формируют коллективный психологический фон.

Сплоченность – процесс, объединяющий подразделение. Сплоченностью характеризуется уровень приверженности членов к группе. И имеет две основные определяющие переменные: уровень взаимной симпатии в отношениях между личностями, степень привлекательности группы для ее членов.

Ответственность – контроль деятельности с относительно выполнением правил и норм, принятых в организации. Для коллективов с положительным психологическим климатом характерно стремление сотрудников к принятию ответственности за результат совместной деятельности на себя.


Контактность и открытость – позволяют определить уровень развития личных взаимоотношений сотрудников, степень их психологической близости.[13]

От уровня совместимости и сработанности членов группы в большой степени зависит психологический климат в коллективе. Совместимостью и сработанностью определяется степень взаимосвязанности и взаимозависимости сотрудников. Группа, работающая эффективно – это группа целостная психологически. На смену множеству «Я» приходит понятие «МЫ». Поступки, оценки, чувства и мнения отдельных «Я» консолидируются; возникают общность интересов и ценностей; интеллектуальные и личностные особенности начинают взаимодополняться. При совместном выполнении заданий, решении проблем, людьми вырабатываются специфические, характерные только для этой группы способы регуляции процессов познания и эмоциональных процессов, стратегии поведения, стиль деятельности общий для группы. В таком коллективе происходит обмен опытом, перенимается стиль поведения, расширяется спектр личных возможностей, формируется способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями членов коллектива. Это приводит к тому, что на определенном этапе взаимодействия членов коллектива он добивается оптимального уровня совместимости и сработанности.

В данной главе мы рассмотрели отечественные и зарубежные подходы к пониманию индивидуально-психологических качеств и стиля управления руководителя, а также изучили понятие, компоненты и показатели психологии принятия решений.

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

2.1 Описание метода и процедуры исследования

Цель: изучение психологии принятия управленческих решений.

Объект: управленческие решения.

Предмет: психология принятия управленческих решений.

Задачи:

1) проанализировать и обосновать в теоретическом плане проблему принятия управленческих решений;


2) изучить индивидуально-типологические особенности работников организации;

3) изучить стратегии преодоления стрессовых ситуаций работников организации;

4) изучить актуальное эмоциональное состояние  работников организации;

5) выявить индивидуально-типологические особенности стратегий преодоления стрессовых ситуаций, актуального эмоционального состояния у мужчин и женщин - работников организации данной выборки.

6) выявить особенности взаимосвязи индивидуально-психологических свойств личности и стратегий преодоления стресса у работников организации.

Методы: основываясь на общеметодологических предпосылках, для решения исследовательских задач, были подобраны следующие методы и методики исследования изучаемой проблемы. Системный анализ, внешнее и включенное наблюдение, полуструктурированное интервью, дифференциация психосоциального развития, методы математической статистики с применением пакета SPSS130 (программа на платформе Windows, где были произведены все расчеты в практической части курсовой работы).

Методики исследования

1) Опросник «Индивидуально-типологические свойства личности» (ИТО).

Данный опросник разработан известным отечественным психодиагностом Л.Н. Собчик и предназначен для оценки индивидуально-личностных свойств, определяющих типологию ведущих тенденций при взаимодействии человека с окружающим миром. Данная типология интегрирует уровни биологической предрасположенности (темперамента), характерологической структуры личности и форм социальной активности человека. Методика позволяет выделить ведущие тенденции, которые определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленности мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.

2) Шкала SACS «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций».

Данная шкала С. Хобфоллом на основе многоосевой модели «поведения преодоления» (модель имеет две основные оси: просоциальная-асоциальная, активная-пассивная и одну дополнительную ось: прямая-непрямая. Методика позволяет оценить поведенческие стратегии и модели преодолевающего поведения.

3) Шкала дифференциальных эмоций».

Данная методика разработана известным американским психологом К.Изардом в виде приложения к его теоретической концепции, в которой говорится о существовании 10 базовых эмоций, составляющих основу всей эмоциональной жизни человека. Методика позволяет оценить актуальное функциональное состояние человека в конкретной профессиональной ситуации.


Характеристика респондентов исследования.

Исследование проводилось на базе МФПУ «Университет» в CRM-отделе. Методики были предложены 17 испытуемым разного пола, возраста. В состав группы вошли 7 мужчин и 10 женщин в возрасте от 18 до 34 лет. Средний возраст по выборке составил примерно 26 лет, средний стаж работы 6 лет.

Процедура проведения опроса

Все испытуемые выполняли методику однократно. Перед началом работы каждый из них получал подробную информацию о целях проводимого исследования, содержания и форме работы с опросником. Далее работа с опросником проводилась самостоятельно. После заполнения опросника он передавался исследователю.

Процедура обработки результатов исследования.

По окончании сбора данных и первичной обработки результатов в соответствии с правилами подсчёта базовых и основных показателей методики, они были внесены общую матрицу данных. Дальнейшая статистическая обработка проводилась с помощью стандартного компьютеризированного пакета «SPPS» for Windows, все формулы для вычисления находятся там же.

Cтатистический анализ результатов включал следующие этапы:

Процедуры стандартизации основных и базовых показателей методики для получения оценок по всем шкалам тестов, а также выделения связей между различными показателями этих шкал. На основании этих данных можно говорить о различиях в оценках профессионального стресса у лиц разного пола, возраста и профессиональной принадлежности.

2.2 Обобщение результатов исследования

Сравнительный анализ результатов исследования

Таблица 1. Сравнительный анализ показателей по методике шкала дифференциальных эмоций.

женщины

мужчины

индекс позитивных эмоций

25,00000

23,28571

индекс негативных эмоций

14,10000

17,71429

индекс тревожно-депрессивных эмоций

12,30000

11,28571

Рисунок 1. Шкала дифференциальных эмоций сотрудников данной выборки.

Статистически достоверных отличий по показателям методики шкала дифференциальных эмоций у сотрудников данной выборки не выявлено. Самые высокие показатели по шкалам методики дифференциальных эмоций у мужчин и женщин работников организации данной выборки получены по переменной индекс позитивных эмоций, который характеризует степень позитивного эмоционального отношения субъекта к существующей ситуации. И свидетельствуют о среднем уровне позитивного эмоционального отношения мужчин и женщин работников организации к существующей ситуации. Показатели индекса острых негативных эмоций и индекса тревожно-депрессивных эмоций находятся на низком уровне.


Таблица 2. Сравнительный анализ показателей по методике изучения стратегий преодолевающего поведения.

женщины

мужчины

ассертивные действия

20,00000

20,14286

вступление в соц.контакт

24,60000

20,14286

поиск социальной поддержки

23,90000

19,57143

осторожные действия

22,40000

19,28571

импульсивные действия

17,20000

18,57143

избегание

16,40000

19,14286

непрямые действия

19,80000

22,00000

асоциальные действия

16,00000

20,00000

агрессивные действия

19,00000

18,57143

Таблица 3. Отличия по методике изучения стратегий преодолевающего поведения у мужчин и женщин.

Статистика критерия(b)

вступление в соц.контакт

поиск социальной поддержки

осторожные действия

Статистика U Манна-Уитни

12,5

15

18,5

Статистика W Уилкоксона

40,5

43

46,5

Z

-2,20662

-1,97369

-1,61819

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

0,027341

0,048417

0,105622

Точная знч. [2*(1-сторонняя Знач.)]

0,02499

0,055327

0,108803

Как видно из таблицы 3 статистически достоверные отличия по методике изучения стратегий преодолевающего поведения у мужчин и женщин работников организации данной выборки получены по переменной вступление в социальный контакт. Данная стратегия преодолевающего поведения более характерна для женщин.

Рисунок 2. Отличия на уровне тенденций у мужчин и женщин

Статистически достоверные отличия на уровне тенденций получены по переменным: поиск социальной поддержки и осторожные действия. Использовать данные стратегии преодолевающего поведения тоже более характерно для женщин работников организации данной выборки. Для мужчин работников организации данной выборки наиболее характерные стратегии преодолевающего поведения – непрямые действия.

Таблица 4. Сравнительный анализ показателей по методике изучения индивидуально-типологических особенностей.

женщины

мужчины

ЛОЖЬ

3,80000

3,14286

агровация

1,70000

1,14286

экстраверсия

7,40000

4,71429

спонтанность

5,30000

5,57143

агрессивность

4,90000

4,28571

ригидность

5,60000

5,85714

экстраверсия

4,30000

5,42857

сензитивность

5,40000

5,14286

тревожность

5,30000

4,00000

лабильность

6,30000

4,14286